Урок русского языка в 4-м классе "Что такое наречие" по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся с новой частью речи.
  • Совершенствовать навыки - определять знакомые части речи, указывать грамматические значения.
  • Учиться находить наречия в различных текстах.
  • Повторить правописание словарных слов.
  • Развивать монологическую речь, коммуникативные компетенции.

Воспитывать: внимание, аккуратность, функцию контроля и самоконтроля.

Оборудование: таблица "Части речи", тексты для работы в группах, листочки для самоконтроля, кроссворд "Наречие", изображение Мудрой Совы.

Ход урока

I. Минутка чистописания:

а) массаж ручек:

"Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать,
А потом они в тетрадках будут буковки писать.
Мы наши пальчики свели и вытянули ручки,
Ну а потом мы от земли отталкиваем тучки!"

б) учитель: "У нас в гостях звук, который содержится в отгадке строчек

Кто один имеет рог? Отгадайте! : (носорог) Какой это звук? Дайте ему характеристику "

в) работа в тетрадях: Н На Ну Ня Нё Ни Но Не Ню нм нм нд нр нл нв н

г) учитель: "Запишите словарные слова, которые начинаются на звук "н" или содержат его ". Ученики записывают слова: народ, назад, направо, налево, медленно, вагон.

Рефлексия на листке самоконтроля:

1. Написание словарных слов (знаю, не знаю)

II. Составьте и запишите предложения, используя данные словарные слова.

Дети: "Народ стал медленно выходить из вокзала и двигаться к вагону. Коля оглянулся назад и никого не увидел. Разноцветный автомобиль выехал из-за угла и повернул налево.

III. Актуализация знаний.

Учитель: "Что мы изучаем на уроках русского языка?".

Учащиеся: "Мы изучаем разные части речи, учимся определять их грамматические признаки".

Учитель: "Какие части речи вы знаете?"

На доске появляется запись, которая заполняется детьми.

IV. Закрепление знаний. Индивидуальная работа (ситуация успеха).

Учитель: "Запишите предложение, сделайте его разбор по частям речи".

  • Числ.
  • Прил.
  • Сущ.
  • Гл.
  • Пр.
  • Сущ.

Учащиеся: "Три разноцветных автомобиля подъехали к площади".

Рефлексия на листке самоконтроля:

Части речи ( умею их определять, не умею)

Учащиеся : "А если ещё какие-нибудь части речи?"

Учитель: "А как вы думаете? (ответы детей). А хотите узнать?"

На доске появляется схема

V. Знакомство с новым материалом. (идёт этап постановки цели: "Если новые части речи?")

Учитель: "Запишите предложение, надпишите части речи".

Над словом " медленно" у ребят появились надписи "прилагательное", "?"

Учитель: "Докажите, что слово - "медленно" является именем прилагательным.

Учащиеся работают в группах, определяют грамматические значения : наличие числа, рода, падежа . Делают выводы:

а) слово "медленно"

  • не изменяется, у него нет окончания, о- суффикс;
  • нет числа, рода, падежа;
  • оно не обозначает признак предмета

б) новая часть речи.

Учитель: "А какую часть речи в записанном предложении подчёркивает слово "медленно? На что оно указывает?"

Ребята: "Слово "медленно" относится к глаголу "ехал" и указывает, как происходит действие".

Учитель: " Да, нам часто приходится уточнять, как, каким образом происходит какое-нибудь действие. Подумайте, годятся ли слова "верхом, пешком, на велосипеде " для того, чтобы обозначить этот признак действия "путешествовать". (ответы детей)

  • Можно ли обозначить с помощью слов "сбоку, впереди, поблизости, в саду" место, где происходит действие "бегать"?(ответы ребят)
  • Можно ли обозначить время действия "приехать" с помощью слов "сегодня, завтра, после дождя."( ответы учащихся)

Учитель: "Чем же отличаются по своему значению слова "верхом, пешком, сбоку, впереди, поблизости, сегодня, завтра" от существительных "на велосипеде, в саду, после дождя?"

Учащиеся говорят, что к существительным можно подобрать признаки предметов : "На новеньком велосипеде, в большом саду, после сильного дождя""

Мудрая Сова: "Оказывается, в русском языке есть слова, которые специально предназначены для обозначения признаков действия. Это их особое общее грамматическое значение. Эти слова не имеют частных грамматических значений, то есть не изменяются по числам, родам, падежам, лицам "

Учитель "Чтобы узнать, как называется эта часть речи, нам необходимо разгадать кроссворд"

1. Население государства, жители страны.

2. Обозначение названия места, где кто-либо живёт.

3. Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, красками.

4. Дерево - символ России.

5. Цвет сажи, угля.

6. Документ, удостоверяющий право пользоваться чем- либо за плату.

7. Выдающийся своей храбростью , доблестью человек, совершающий подвиги.

Учитель: "Как называется новая часть речи?"

Учащиеся: "наречие".

Мудрая Сова: " Неизменяемые слова, которые обозначают различные признаки действий, являются особой частью речи, которая называется наречием."

Учитель: "Подумайте, где место этой части речи на схеме. Какой частью речи является наречие- самостоятельной или служебной?"

Учащиеся предлагают дополнить схему

VI.Закрепление нового материала. (идёт работа в группах)

Учитель: "Прочитайте стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева "Весенние воды", найдите наречия вместе с теми словами, признаки которых они обозначают".

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы модой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, светлых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

(идёт работа в группах)

Учитель: "Назовите в последнем высказывании слова, которые обозначают признаки. Все ли эти слова являются прилагательными? В первом высказывании есть два наречия. Одно из них значит "пока, до сих пор, а другое имеет значение "теперь, сейчас".Найдите эти наречия. Признаки каких действий они обозначают? " (ответы ребят)

Используя слова в скобках, запишите ответы на вопросы. Подчеркните наречия и те слова, к которым они относятся.(работа в парах)

Как ребята разделили яблоки? (поровну). Как ось переправился через речку? (вплавь) Куда повернула машина?(вправо).Откуда лучше всего рассматривать этот рисунок? (сверху). Когда ты расскажешь ему об этом? (послезавтра).Ты один ходил в лес? (втроём)

Рефлексия: "Умею находить наречия в тексте "(нет, удовлетвор. хорошо)

VII. Итог урока. Объяснение домашнего задания.

Учитель: "Что нового узнали на уроке? О чём вы расскажите дома? Что для вас было на уроке самое интересное? Где было трудно?" (ответы ребят)

Учитель: "Вы познакомились с новой частью речи. А всё ли вы узнали о ней?" (ответы учащихся, идёт постановка целей на следующий