Нахождение числа по доле

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование способности к моделированию и решению задач на нахождение числа по доле, закреплять умение решать простейшие задачи на нахождение доли числа, процентов, составлять программу действий в выражениях, развитие памяти, речи, вычислительных навыков, навыков самоанализа и самоконтроля.

1. Устные вычисления

а) Установить закономерность и восстановить последовательность выполнения действий. 

б) Составить программу действий и выполнить вычисления:

308 х (29405 – 29404) + 765000 : (365 + 400) – 22617 х (517 – 517) =

Повторение правила:

1) умножение числа на 1;

2) умножение на 0.

в) Длина дороги 20 км. Заасфальтировали    дороги. Сколько км дороги заасфальтировали?

На базу в Антарктиду доставили 88 собак. Из  всех собак составили упряжку, которую предполагалось отправить в экспедицию. Сколько собак определили в упряжку?

2. Актуализация знаний (на листочке)

а)  Заполнить схему, составить выражение и найти его значение.

Задача № 1

В одном куске 54 метра ткани. От него отрезали  часть. Сколько метров ткани отрезали?

Задача № 2

От куска материи отрезали 18 метров, что составило  часть всей его длины. Сколько всего метров ткани в куске?

Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

Подумайте, как найти целое?

Молодцы.

Ребята, сегодня я шла в школу и вспомнила, что через несколько дней закончится четверть. Я решила сделать вам сюрприз. В этом пакете для вас конфеты. Сколько здесь конфет, если   составляет 2 конфеты?

(решение)

Как мы находили целое?

А сейчас посмотрим, кто в классе самый умный?

Попробуем решить задачу в буквенном выражении.

Задача № 3

Машина проехала в км, что составило    часть всего пути.

Каков весь путь?

 (учащиеся самостоятельно чертят краткое условие, пытаются решить)

1 человек – у доски.

Проверяем и обсуждаем.

Вывод:  чтобы найти неизвестное число, нужно его долю умножить на количество частей.

Сравниваем с выводом в учебнике на стр.75.

3. Закрепление пройденного

а) Устная коллективная работа  стр.75

1)  № 2.

2)  № 3 схема на доске.

б) № 4  самостоятельно (проверяем).

Вывод.

4. Закрепление

Решение задачи  стр.76 № 5. 

Краткое условие – схема в учебнике.

Анализ задачи:

- Что нам надо узнать в задаче?

- Что надо знать, чтобы мы могли узнать путь мотоциклиста по шоссе?

- Что из этого мы знаем?

- Чего не знаем?

- Что надо знать, чтобы узнать весь путь?

Молодцы.

Самостоятельное решение задачи, 1 человек у доски, проверяем.

Обобщение.

5. Получение обратной связи

Сейчас, ребята, я проверю, как вы умеете находить число по части и часть от числа.

Работать вы будете в паре. Возьмите карточку № 2.

Перед вами таблица. Прочитайте задание, найдите в строчке правильный ответ, обведите его в кружочек.

Выпишите в строчку номера столбиков с правильными ответами, получите шестизначное число.

Решить задачи

№ ответа

1

2

3

4

5

Найти целое, если  = 4 см

30

15

20

17

12

Найти массу арбуза, если его  равна 2 кг

10

7

6

8

4

Найти  от 90

10

50

30

70

45

Найти  от 60 кг

9

12

18

24

8

Найти  от 42 см

4

8

7

12

6

Сколько всего грибов, если  часть составляет 8 грибов?

12

36

40

48

60

К доске выходят пары, которые получили ответ.

По сигналу каждый берёт себе карточку.

У кого правильный ответ, на карточке написано:

И без особого труда
Я сладил с цифрами тогда.
Не может быть двух мнений:
Во мне родился гений!

Молодцы!

- Ребята, вы довольны работой класса на уроке?

- Почему?

- Кто лично доволен своим вкладом в общее дело?

- Почему?

- Кому бы вы хотели сказать отдельное спасибо за урок?