Использование технологии "Коллективно-творческое дело" во внеклассной работе по математике. КТД "Создание сборника математических задач с использованием регионального компонента"

Разделы: Начальная школа


Этапы организации коллективного творческого дела.

  1. Этап коллективного целеполагания. Какой результат я могу или хочу для себя получить как член группы?
  2. Этап коллективного планирования. Содержание моей работы в группе. Что только я должен выполнить? (Каждый знает свое и содержание работы других членов группы)
  3. Этап коллективной подготовки. Какую стратегию я разработаю для реализации своего плана? Каждый составляет свой план работы, чтобы получить общее дело.
  4. Коллективный анализ по итогам работы. Оценка личностного участия, развития своего потенциала.
  • Что хорошо мне удалось?
  • Как это меня лично продвинуло?
  • Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
  • Что мне следует изменить?
  • Пожелания всем.
  • Кому отдельное спасибо?
  • Что делать будем дальше? Предложения.

О развитии индивидуальных качеств личности в условиях групповой работы, я хочу рассказать на примере личного опыта организации КТД “Создание сборника математических задач с использованием регионального компонента” с учащимися 4-го класса.

На этапе целеполагания дети поставили перед собой цель: создать такие задачи, которые бы не только интересно решались, но и содержали увлекательные факты о природе Кольского края, его истории.

На этапе планирования и подготовки ребята разбились на творческие группы, каждая из которых продумала план реализации своей задачи (поиск специальной литературы, отбор, накопление необходимой информации, создание текстов задач). Группы формировались по интересам, творческим способностям. Некоторые ребята работали в группах сменного состава (критики – они же оформители).

Далее, прошел этап апробации, т.е. обмен созданными задачами, их решение, выбор лучших, внесение корректив, поправок. Работа детей увлекла. Они учились сотрудничеству, умению работать в группе, распределять обязанности. Я выступала в роли эксперта-консультанта и поставила свои задачи:

  1. создание ситуации самостоятельного планирования учащимися своей деятельности, выбора действия;
  2. согласованность индивидуальной деятельности и групповой;
  3. развитие творческой активности и вместе с тем ответственности каждого участника за общий результат.

Когда встал вопрос оформления созданного материала, мы провели аукцион идей. Чтобы эффективно провести данный этап, ребята разбились на группы, собирали все возможные идеи, затем выбирали наиболее удачные. Каждая группа защищала лишь одно предложение. Выбор проходил путем голосования. Большинство ребят предложили разбить задачи на тематические блоки: природа, водоемы, животные и т.д. Подбирая иллюстрации, дети получили дизайнерские навыки. Результат нашей работы представлен в виде презентации (выполненной в PowerPoint).

На этапе рефлексии (коллективный анализ по итогам работы) ребята анализировали результативность групповой работы и оценивали личностное участие. Отмечали, что узнали много интересного о родном крае, научились пользоваться научной литературой и планировать свою деятельность, самоконтролю. Безынициативных, пассивных, незаинтересованных участников практически не было. Лидеры класса в этой работе подтвердили свою позицию. Часть детей повысила собственную значимость. Для них было особенно важно то, что их мнение было услышано, реально полезно для работы группы.

Список литературы

  1. С.П. Дащинский Энциклопедия Кольского края. Мурманск: Кн.изд-во, 1990
  2. А.А. Бойков Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология. Управление школой. – 2007. - №8