Опыт написания сочинений по русскому языку на уроках развития речи в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Основная работа по развитию речи состоит в том, чтобы поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, сохранять их живое слово и развить у них врожденный дар слова, предоставляя возможность свободно говорить и писать искренне, с уверенностью, что их поймут. А развивать у детей творческое начало можно только творческим путем. Не случайно так богато поисками и находками методика развития устной и письменной речи.

Общеизвестно, что школьники учатся в сочинениях грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, а значит развивать речь. Одни дети разговорчивы, общительны, им легко удается правильно формулировать свои мысли, логически, последовательно их излагать, другие же предпочитают слушать и молчать, поэтому при написании творческих работ у них возникают трудности. Учителю – словеснику важно выбрать личностно ориентированный подход к организации и содержанию учебного процесса на уроках развития речи.

Как помочь ученику, чтобы у него возникло желание высказаться, поделиться впечатлениями, возникло понимание возможности содержательного выбора: могу написать об этом, а могу о другом, во всех случаях о том, о чем мне хочется сказать в связи с предложенной темой? Учителю важно подвести ученика к работе, в которой тот выскажет непосредственное, истинное чувство, впечатление. Особенностью небольших сочинений – рассуждений, сочинений – описаний, сочинений по данному началу и др., на уроках развития речи является возможность переживания или успеха сразу же после завершения работы над сочинением, т.е. осознания смысла и результата своих усилий. Большинство детей очень хотят читать свои работы сразу же после написания, другим же интересно послушать, сопоставить свое освещения темы с видением ее другими учениками. Важно развивать в учениках не только авторскую позицию, но и умение ценить авторство других, развивая при этом навыки, позволяющие редактировать свою и чужую письменную речь.

Рассмотрим стратегии проведения подобного урока.

  1. Анализ темы. Спонтанные высказывания (иногда подготовленные). Формулировка названия темы сочинения воспринимается по-разному, отсюда вопросы: «А об этом можно писать?», «Можно пофантазировать?».
  2. Определение главной мысли.
  3. Беседа по содержанию.
  4. Лексико-стилистическая подготовка.
  5. Создание рабочих набросков.
  6. Чтение и обсуждение творческих работ с одноклассниками. (На этом этапе работы можно активизировать «не говорящих детей»).
  7. Редактирование черновых текстов.

Каждое сочинение неповторимо, каждый автор индивидуален. Удались ли сочинения? Обсуждение творческих работ получается не менее интересным, потому что параллельно стараемся описать процесс работы. Какой стратегией пользовались ученики, чтобы создать собственные, такие яркие, интересные, разные тексты? Возможно, такое обсуждение натолкнет более слабого ученика на интересные мысли, желание попробовать что-то создать, творить.

Стратегия написания сочинения 1 ученика (один из вариантов).

1. Вдумчиво читаю название темы, данное на доске.

2. Воспринимаю тему, определяю основную мысль.

3. Нахожу ключевое слово (слово с богатыми ассоциациями, желательно поэтически красивое).

4. Пытаюсь создать образ из моих знаний, прочитанных книг, учебников, услышанной информации из радио- и телепередач.

5. Делаю наброски, подбираю опорные слова, словосочетания, не забываю о художественных средствах.

6. Начинаю писать на черновике, пишу быстро, чтобы ничего не упустить, не забыть.

7. Пытаюсь писать так, чтобы получилось нестандартное сочинение.

8. Перечитываю написанное, добавляю нужные, на мой взгляд, слова, заменяю неудачные фразы, убираю лишнее.

9. Еще раз читаю, обращая внимание на пунктуацию. Понимаю, что работа мне нравится.

10. Слушаю внимательно обсуждения одноклассников и вношу изменения, если они нужны.

В результате обсуждения с учениками разных стратегий обобщаем разнообразие успешных этапов написания текста, каждому предлагаем продолжить совершенствовать собственную стратегию, отредактировать описание процесса творческой работы.

В итоге, если у школьников сложится серьезное, вдумчивое отношение к каждому слову в формулировке темы, стремление обдумывать, как она может быть раскрыта, желание анализировать и перерабатывать свой текст с позиции «раскрыта ли мною тема, как бы я того хотел», учитель может считать, что он помог ученикам в становлении жизненно важного для них умения – умения писать и говорить.

Сочинения детей, написанные по теме «Я сижу на берегу моря (озера, реки)»

На берегу озера
Я очень люблю прогулки по живописным местам Семеновского озера. Особенно красиво там в осенние ясные дни! В желтый и ярко-красный цвет окрашена листва. Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Это шаловливый ветер постарался. Он срывает листья с деревьев и разносит их вокруг, словно рассылая людям осенние письма. О чем хочет нам рассказать этот сорванец? Какими тайными мыслями желает поделиться? Может, ему одиноко, и он хочет найти друга? Я сижу на берегу озера и думаю, как ему помочь.
Рощина Вика, 3А класс

На берегу моря
Летом я с мамой отдыхал в городе Адлере. Это красивое место находится на берегу Черного моря. Днем мы много купались, а по вечерам приходили просто посидеть у моря, отдохнуть. Мы слушали тихий шепот волн, любовались белыми барашками, которые доверчиво жались к нашим ногам. На душе было спокойно, даже не хотелось отсюда уходить.
Кравченко Денис, 3А класс

На берегу реки
Этим летом я отдыхала у бабушки в деревне. Вместе с папой я часто ходила в лес. Особенно мне нравились живописные места на берегу Сотеньги. Однажды там произошла удивительная встреча с красавцем лосем. Как он был хорош, весь освещенный ярким солнышком, на белом фоне березняка! Длинная морда, огромные ветвистые рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. Весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки. Но любовались мы недолго. Увидев нас, лось развернулся и важно отправился в лес. Я же до сих пор вспоминаю эту встречу на берегу реки.
Матвеева Алена, 3А класс