Из опыта работы по реализации интегрированного подхода в образовательном процессе (начальная школа)

Разделы: Начальная школа


Проблема интеграции в образовательном процессе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявленными к школе. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения школьников, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической и культурной интеграции. Для того чтобы выпускник школы мог уверенно чувствовать себя в современном мире, мог реализовать все свои способности, умел грамотно их использовать, необходимо уже с начальных классов формировать у детей определённый стиль мышления. А добиться этого можно только через нетрадиционные формы обучения, которым и является интегрированное обучение.

В нашей гимназии проблемой интегрированного обучения занимаются уже более десяти лет. Я работаю по этой теме пятнадцать лет. Изучая в процессе этой работы возможности интегрированного урока, учителя гимназии твёрдо убеждены в том, что за этой методикой большое будущее. Благодаря интегрированным урокам в сознании учеников формируется наиболее объективная и всесторонняя картина мира, дети начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Интегрированное обучение направлено на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умение видеть прекрасное и творить это прекрасное своими руками.

Интеграция (лат.) обозначает «целое, состоящее из частей».

Применительно к системе обучения понятие интеграции может принимать два значения:

  1. это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения);
  2. это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения).

Выделяют уровни и виды интеграции:

1 уровень – суммативной целостности, где один предмет является базовым по   отношению к другим; базовые предметы могут меняться. Единство прослеживается только в содержании, и нет единства процессуального.

2 уровень – контактной целостности, который включает в себя бинарные уроки, где прослеживается содержательное единство и некоторое единство процессуальное.

3 уровень – синтетической целостности, где осуществляется полное единства содержательного и процессуального (один предмет, полное единство содержательного и процессуального (один предмет, полное единство методов, форм).

Также существует внутрипредметная (вертикальная) интеграция, когда отдельный предмет преподаётся на интегрированной основе; и межпредметная (горизонтальная) интеграция.

Интеграция в начальных классах помогает решить учебно-воспитательные задачи:

  1. Формирование познавательного интереса учащихся, расширение кругозора.
  2. Познание мира в его многообразии и единстве.
  3. Развитие потенциала учащихся, логики, мышления, коммуникативных способностей.
  4. Формирование способностей к активному познанию окружающей действительности.
  5. Становление социально-активной творческой личности.

Реализация интеграции в образовательном процессе осуществляется мною через следующие формы:

  • интегрированные уроки – составление и использование интегрированных курсов;
  • межпредметные связи;
  • проектную деятельность учащихся;
  • внеурочную деятельность.

Реализация интеграции в обучении осуществляется мною через предметы гуманитарного и эстетического циклов (чтения, окружающего мира, ИЗО и музыки). Синтезирующим началом являются уроки музыки. Ещё И. Песталоцци считал исходным пунктом познание чувственное восприятие, которое понимал как образное схватывания целого и в котором умозрение и чувства равно важны и должны рассматриваться одновременно. Способность к размышлению, по Песталоцци вырастает из способности чувствовать. В.А. Сухомлинский утверждал, что именно эмоциональная радость, совместное переживание красоты и дают желанное пробуждение мысли. Поэтому, планируя работу по интегрированному обучению, выделяю направления интеграции:

чтение + музыка

чтение + ИЗО + музыка

окружающий мир + музыка

чтение + окружающий мир + музыка

окружающий мир + чтение + ИЗО + музыка

Подробнее хочется остановиться на интеграции предмета чтения с изобразительным искусством и музыкой. Практикой доказано, что чтение наиболее благоприятный момент в сочетании с музыкой и ИЗО. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Для того чтобы знания по предметам гуманитарного и эстетического цикла изучались в системе, мною разработан интегрированный эстетический курс для начальной школы. В основе курса лежит программа по литературному чтению, автором которой являются Р.Н. Бунеев и  Е.В. Бунеева, а также концепция и программы формирования музыкальной культуры школьников Д.Б. Кабалевского, Е.Д. Критской, В.В. Алеева, теория полихудожественного развития школьников Б. Брюсова. При составлении учебной рабочей программы по литературному чтению в тематическом планировании обязательно выделяю раздел – «Интеграция», в котором традиционно обозначается связь с материалом, изучаемом учащимися на уроках музыки и ИЗО.

Так как по профессии я учитель начальных классов и учитель музыки, то при составлении интегрированного курса учитываю возможности детей, стараюсь вовлечь в работу каждого ученика. Осуществляется это через разные виды деятельности на уроках: рисование, создание картин на фланелеграфе, инсценировки, разучивание и исполнение песен, игру на музыкальных инструментах, причём эта игра может носить импровизационный характер, а также заранее подготовленный, то есть дети, которые учатся в музыкальной школе, исполняют на уроке музыкальное произведение, соответствующее теме урока.

Для того чтобы избежать взаимного механистического иллюстрирования искусств и обеспечить внутреннее проникновение одного искусства в другое на интегрированных уроках часто использую резонансно-ассоциативный метод. Применение этого метода основано на использовании одновременно зрительных и звуковых рядов, стимулирующих резонансно-ассоциативные впечатления и интуицию детей. Из этих впечатлений и складывается целостная художественно-образная картина мира.

Приведу пример использования этого метода на уроке окружающего мира в 1 классе. На интегрированном уроке мы говорим об изменениях, происходящих в живой и неживой природе с приходом зимы. В начале урока звучит музыка П.И. Чайковского «Зимнее утро». Дети внимательно слушают произведение. После окончания музыки идёт беседа учителя с учащимися.

Фрагмент урока

  • Ребята, начинаем урок окружающего мира. Как вы заметили, урок наш начался необычно, в классе звучала музыка.
  • Скажите, какое настроение, чувства вызвала у вас эта музыка? (ответы детей).
  • Да, действительно, по настроению музыка …
  • А сейчас посмотрите на доску: перед вами две репродукции (И.Э. Грабарь «Осенний день», И.Э. Грабарь Февральская лазурь»).
  • Скажите, какую из этих репродукций озвучила бы музыка? Вглядитесь и подумайте. (Дети высказывают своё мнение, большинство выбирают зиму).
  • А почему вы так решили?
  • Да, действительно, время года, изображённое на картине – зима и именно эта репродукция ближе всего по настроению услышанной музыке.
  • И не случайно мы сегодня обратились именно к этой картине, потому что об этом времени года – зиме мы сегодня и поведём разговор на уроке. А урок будет необычным. Необычен он потому, что на уроке мы будем говорить одновременно о природе и о музыке. Ведь музыка и природа неразрывно связаны.

На таких интегрированных уроках мы с детьми используем «Словарик настроений» (1 – 2 класс), в котором около 25 слов, обозначающих разные оттенки настроений, и «Словарь эстетических эмоций» (3 – 4 класс), в котором уже около 80 слов. Таким образом, происходит значительное обогащение словарного запаса детей.

Типы интегрированных уроков использую самые разнообразные: урок – путешествие, урок – сказка, урок – праздник, урок – концерт, урок – расследование. Итоговые или контрольные уроки могут проходить в виде защиты творческих рефератов, проектов, зачётов-конкурсов.

Детям такие уроки очень нравятся, вызывают интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.

Большое внимание уделяю интеграции не только в процессе обучения, но и во внеклассной работе. Каждый год традиционно мы проводим тематические праздники, посвящённые временам года, Рождеству, Крещению, Дню музыки выступаем на параллели начальных классов с музыкальными сказками. Дети занимаются в музыкально-эстетическом кружке, руководителем которого являюсь. Этот кружок очень является очень познавательным для детей, здесь ученики могут реализовать свои творческие способности, таланты.

Вот уже 14 лет мы с детьми являемся слушателями концертов Детской филармонии, посещаем музеи, выставки. Всё это очень положительно влияет на развитие детей. Использование современных образовательных технологий, интеграции, проведение внеклассной работы позволяет иметь очень хорошие результаты в обучении. Ежегодно дети принимают активное участие во всех гимназических олимпиадах и конкурсах, являются победителями и призёрами городских, областных и всероссийских конкурсов, научно-практических конференций и олимпиад.