Урок биологии по теме "Укрепление органов дыхания"

Разделы: Биология


Цели: учащиеся показывают глубину знаний по теме «Дыхание», уясняют важность тренировки органов дыхания, учатся выполнять дыхательную гимнастику.

Ход урока.

1. Проверочная работа по теме «Дыхание» (тест, терминологический диктант).

В целях экономии времени I варианту предлагается выполнить задания под нечётными номерами, а второму – под чётными.

Тест по теме: «Дыхание».

Задание: Выбери правильный ответ.

  1. При вдохе воздух из гортани попадает: А. в бронхи, Б. в носоглотку, В. в трахею, Г. в ротовую полость
  2. Голосовые связки расположены в: А. гортани, Б. носоглотке, В. трахее, Г. бронхах
  3. В каком органе воздух согревается и очищается от пыли и микробов: А. в лёгких, Б. в носовой полости, В. в трахее, Г. в бронхах
  4. Какова функция надгортанника в организме: А. участвует в образовании голоса, Б. не пропускает пищу в гортань, В. защищает органы дыхания от микробов и вирусов, Г. защищает органы пищеварения от микробов и вирусов
  5. Как регулируются дыхательные движения: А. только нервным путём, Б. только гуморальным путём, В. никак не регулируются, Г. нервным и гуморальным путём
  6. В лёгких кровь насыщается: А. кислородом, Б. углекислым газом, В. азотом, Г. инертными газами
  7. Куда попадает воздух из носовой полости при вдохе: А. в трахею, Б. в бронхи, В. в лёгкие, Г. в гортань
  8. Частота дыхания регулируется дыхательным центром. Возбуждение в нём усиливается: А. при увеличении в крови концентрации кислорода, Б. при уменьшении в крови концентрации кислорода, В. при увеличении в крови концентрации углекислого газа, Г. при уменьшении в крови концентрации углекислого газа
  9. Газообмен совершается в: А. лёгочных альвеолах, Б. носовой и ротовой полостях, В. гортани и трахее, Г. бронхах
  10. Тканевым дыханием называют газообмен между: А. наружным воздухом и воздухом альвеол, Б. кровью и клетками тела, В. капиллярными сосудами крови и воздухом альвеол, Г. эритроцитами и плазмой крови в лёгочных капиллярах
  11. Трахея имеет хрящевые полукольца, а не кольца, чтобы: А. не спадаться при вдохе и не препятствовать прохождению пищи по пищеводу, Б. не спадаться при вдохе, В. защищать трахею спереди, Г. соединяться с гортанью и бронхами
  12. Лёгкие снаружи покрыты: А. лёгочной плеврой, Б. сердечной сумкой, В. кожей, Г. пристеночной плеврой
  13. Жизненная ёмкость лёгких – это объём воздуха, который: А. находится в лёгких, Б. мы выдыхаем после спокойного вдоха, В. остаётся в лёгких после самого глубокого выдоха, Г. можно выдохнуть после глубокого вдоха
  14. У кого голосовые связки длиннее и толще: А. только у детей, Б. у детей и женщин, В. у мужчин, Г. только у женщин
  15. Чихание происходит при раздражении стенок: А. трахеи, Б. бронхов, В. гортани, Г. носовой полости
  16. Дыхательный центр, регулирующий смену вдоха и выдоха, находится в: А. в промежуточном мозге, Б. в спинном мозге, В. в продолговатом мозге, Г. в среднем мозге

Ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Б, 5 – Г, 6 – А, 7 – Г, 8 – В, 9 – А, 10 – Б, 11 – А, 12 – А, 13 - Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – В.

Терминологический диктант по теме: «Дыхание».

  1. Отверстия, через которые носовая полость сообщается с носоглоткой.
  2. Орган, в котором вдыхаемый воздух обогревается (охлаждается), очищается, обеззараживается и т.д.
  3. Дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.
  4. Дыхательный пигмент, присоединяющий кислород.
  5. Выход воздуха из лёгких.
  6. Поступление воздуха в лёгкие.
  7. Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через нос.
  8. Защитный дыхательный рефлекс, форсированный выдох через рот.
  9. Отдел воздухоносных путей между гортанью и бронхами.
  10. Лёгочный пузырёк.
  11. Хрящ гортани, не пропускающий пищу в дыхательные пути.
  12. Механизм перехода кислорода и углекислого газа через стенки лёгочных пузырьков и кровеносных капилляров.
  13. Прибор, которым измеряют жизненную ёмкость лёгких.
  14. Воздухопроводящие пути после трахеи, представляют собой «скелет» лёгких.
  15. Парные органы, в которых происходит газообмен.
  16. Оболочка, покрывающая лёгкие.
  17. Отдел головного мозга, в котором расположен дыхательный центр.
  18. Кислородное голодание.

Ответы: 1 – хоаны, 2 – носовая полость, 3 – диафрагма, 4 – гемоглобин, 5 – выдох, 6 – вдох, 7 – чихание, 8 – кашель, 9 – трахея, 10 – альвеола, 11 – надгортанник, 12 – газообмен (диффузия), 13 – спирометр, 14 – бронхи, 15 – лёгкие, 16 – плевра, 17 – продолговатый мозг, 18 – гипоксия.

2. Новый материал.

Объяснения учителя чередуются с выполнением учащимися предлагаемых упражнений.

Никого не удивляет спортивная, лечебная гимнастика. Сложнее обстоит дело, когда мы встречаемся с гимнастикой голоса. О голосе обычно вспоминают, когда его теряют. Голос – явление сложное. Голос связан с психикой. Известны случаи, когда голос пропадает в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом голосовом аппарате. Голос каждого человека индивидуален, нет абсолютно одинаковых голосов, могут быть похожие.

«Гибкий, послушный, звучный голос нужен преподавателю и воспитателю, и адвокату, и студенту, словом каждому человеку». Ю. Василенко

Дыхательная гимнастика.

(Повышается ЖЁЛ, тренируется диафрагма и мускулатура грудной клетки).

Общий уровень тренированности организма позволяет в полной мере насытить клетки организма, в том числе и клетки мозга, кислородом и создают условия уставшим и постаревшим клеткам самообновиться, а остальным – приобрести нормальное здоровое состояние.

Определить общий уровень тренированности можно, проведя пробу с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

1) после трёх глубоких дыхательных движений задержите дыхание (зажмите нос пальцами) на вдохе.
неудовлетворит. – менее 39 сек,

удовлетворит. – от 40–49 сек,
хорошо – более 50 сек.

2) после трёх глубоких дыхательных движений задержите дыхание на выдохе.
менее 34 сек – неудовлетворит.
от 35 -39 сек – удовлетворит.
более 40 сек – хорошо.

Учащиеся по команде учителя организованно определяют свой уровень тренированности, пытаясь объяснить результаты эксперимента.

Затем учитель подводит ребят к необходимости знать хотя бы некоторые упражнения, способствующие укреплению дыхательной мускулатуры.

Гимнастика для носового дыхания:

  1. похлопывание средними пальцами по ноздрям – выдох, а затем вдох.
  2. стоя, зажать одну ноздрю, вдыхать другой и выдыхать – рот закрыт и наоборот.
  3. нос зажать пальцами. Громко и медленно считать до десяти, затем сделать вдох и выдох носом. Рот при этом плотно закрыть.

Звуковая дыхательная гимнастика.

(от застойных явлений в дыхательных путях). Много упражнений.

Например, «рубка дров» - стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой сложить в замок – вдох. На выдохе – наклон вперёд, произнести У-ХХХ! (3 раза)

Для выполнения данного упражнения лучше пригласить одного учащегося.

«Свисток» - сидя в одной руке кружка с водой, в другой – трубочка. Выдохнуть через трубочку в воду, произнося длительно звук У-У-У-У!

Гимнастика активизации мышц брюшного пресса.

  1. Произнести взрывной согласный «П» несколько раз подряд («как бы хочу сказать, но не могу») Ощутите работу мышц брюшного пресса (но не перенапрягать мышцы шеи, губ, лица).
    То же проделать при наклонах головы и поворотах головы; при наклонах туловища вперёд, назад, во время ходьбы, бега.
  2. Также с буквой «Т».
  3. Повторить фразы:
    все бобры для своих бобрят добры;
    рододендроны из дендрария;
    сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами – на ветке…..

В заключении урока учащиеся делятся своими ощущениями после проделанной гимнастики.