Система постинтернатного сопровождения выпускников

Разделы: Социальная педагогика


Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их успешная адаптация – основная задача детского дома. Многолетняя практика работы в интернатных учреждениях показывает, что при выходе в “большой мир” выпускник не умеет применять различные стратегии поведения с разными людьми, в различных ситуациях. Сложившаяся на сегодня общественные отношения обострили актуальность проблемы, потому что изменились социокультурные требования к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома. Воспитывающиеся в интернатных условиях, дети испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться к жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослого. Только знаний, умений, навыков уже не достаточно для полноценной адаптации в обществе, необходима система взаимодействия, основанная на творческом, интерактивном подходе, ориентированном на личностное самоопределение воспитанников. Страх у выпускников перед будущим и боязнь педагогического коллектива свести на нет результаты многих лет работы с каждым воспитанником, привели к решению о необходимости создания системы работы по сопровождению выпускников, направленную на обеспечение их такими компетенциями, которые обеспечили бы успешную интеграцию в обществе. При этом принципиальное значение приобретают все составляющие социальной компетентности подростка: адекватная самооценка, согласованная с уровнем притязания, самоконтроль поведения, ответственность, сформированность позитивной мотивации учения и преобладание мотивации достижения, навыки конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях.

Поэтому, на первый план выдвигается проблема развития личности и подготовки детей к самостоятельной жизни, т.е. их интеграция в окружающий социум, что может быть достигнуто специальными мерами, связанными с индивидуальными психолого-медико-педагогическим сопровождением.

Понимая, что на сегодняшний день не во всех учебных заведениях существует служба, которая бы приняла “из рук в руки” наших воспитанников, в 2005 году, выпустив 12 детей, педагоги детского дома приняли решение о сопровождении выпускников, закрепив за каждым шефствующего педагога, которое начинается уже в стенах Дома при подготовке к выпуску. Преемственность взаимодействия с воспитанником в детском доме и вне его поможет ребенку решить проблемы социально – психологического характера: снизить тревожность по поводу выпуска из детского дома, наладить позитивные социальные связи, обрести благоприятный социальный статус в учебном заведении, решить вопрос жилищно-бытовой устроенности. При таких условиях выпускники более уверены в себе, в своем будущем, так как знают, что в любую минуту могут обратиться за помощью, советом домой.

Итак, основной целью постинтернатного сопровождения выпускников является способствование созданию условий для становления образованного, разносторонне развитого человека с позитивной жизненной позицией, умеющего ориентироваться в окружающем мире, принимать решения и отвечать за свои поступки.

Цель достигается в ходе реализации следующих этапов:

1 этап – Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.

2 этапСопровождение выпускника в постинтернатный период.

Продолжение статьи