Совершенствование процесса преподавания биологии на II ступени обучения через игровую деятельность

Разделы: Биология


Информация об опыте.

Актуальность опыта.

В условиях современного преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые еще не сформировались, обществу необходима активная, творческая личность, способная адаптироваться к современным условиям. И для того, чтобы сформировать такую личность в процессе обучения, использование только методов и приемов традиционной системы образования становится недостаточно.[4]

Положительной стороной традиционности обучения является строго заданная организацион-ная четкость. Основная функция учителя заключается в передаче готовых знаний, что ориентирует учащихся на механическое запоминание и репродуктивное воспроизведение сообщенного им са-мим или изложенного в учебнике материала. Отрицательной стороной традиционной системы обучения можно назвать то, что на уроке обеспечивается лишь первоначальное ознакомление де-тей с новым материалом, а его усвоение осуществляется им при выполнении домашнего задания. Возникает ситуация, при которой ученик фактически «учится дома», а приходит на урок для того, чтобы отчитаться перед учителем о выполненной работе и получить новое домашнее задание. .[3]

Я заметила у учащихся 6-х классов повышенный интерес к новому для них учебному предмету – биологии. И он вполне закономерен, ведь биология их насущным потребностям в познании окружающего их пространства, распахивает мир тайн и открытий, мир разнообразия живой природы, мир могущественного влияния природы и одновременной ранимости и беззащитности. Но с каждым годом обучения интерес и желание изучать биологию у школьников заметно снижается.

Как поддержать интерес, как решить возникшие противоречия между:

  1. Недостаточным материальным обеспечением уроков и внеклассных занятий по биологии и современными требованиями к их оснащенности;
  2. Традиционными методами и приемами обучения биологии, ориентированными на пассивную передачу знаний и направленностью содержания предмета на развитие творческих способностей учащихся через игровую деятельность;
  3. Негативным отношением отдельных учащихся к обучению биологии и необходимостью изучения данного предмета на занимательной основе на II ступени обучения.

Анализ выявленных противоречий позволил мне определить проблему опыта: систематизация игровой деятельности обучающихся II ступени на основе совершенствования их урочной и внеурочной работы.

Перспективность опыта объясняется его практической значимостью для развития умственной и творческой сферы учащихся через игру в учебно-воспитательном процессе.

В своей работе я опираюсь на исследования таких общепризнанных педагогов и психологов как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их технологии развивающего обучения.[3]

Внимательно изучив труды вышеуказанных авторов и рассмотрев их через призму предмета биологии, я реализую принципы использования игровой деятельности на уроках биологии, которые требуют от меня, как учителя, организации умственной деятельности детей, направляемой на получение новых знаний и их закреплении в процессе игры.

Технология опыта 

Основной целью моего исследования является формирование личности каждого обучающегося II ступени обучении, способной адаптироваться к современным условиям, стремящейся к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, рационального природопользования и охраны природы.

Для достижения запланированного результата необходимо реализовать следующие задачи:

  • Систематическое применение игровых приемов для создания творческой атмосферы на уроках биологии;
  • Выявление творческих способностей и возможностей каждого обучающегося II ступени для наиболее полной самореализации в процессе обучения биологии;
  • Организация практических занятий на занимательной основе для развития адаптивных качеств каждого школьника.

1. Применение технологии игрового обучения. 

Средства в достижении цели социального роста ребенка могут быть самыми разнообразными, и прежде всего они отвечают его интересам и возрастным особенностям. Важнейшее значение в социальном развитии ребенка имеет игра. [4]

Я считаю, что каждый ребенок должен реализовать себя через игровую деятельность, поэтому в своей работе применяю игры с заданиями различной сложности. Например, на уроках природоведения в 5 классе при изучении темы «Разнообразие живого» мы знакомимся с разнообразием живых организмов. В ходе игры «Кто это?» осуществляется актуализация знаний о многообразии видов. Далее детям предлагается задание, распределить предложенные живые организмы по средам обитания.

В курсах ботаники и зоологии в 6-7 классах, при применении той же игры, задания усложняются, т. е. дети не только должны определить вид (семейство) или класс живого организма, но и дать характеристику данного вида (семейства) или класса.

На уроках обобщения и закрепления знаний целесообразно проводить командные игры, такие, как «КВН», «Что? Где? Когда?», .[5] «Слабое звено» (приложение) и так далее.

После изучения раздела «Классификация растений», где учащиеся знакомятся с растениями основных семейств можно привести игру «Биологическое поле», которая способствует развитию умений определять растения, а также закреплению знаний по данному разделу.

Для проведения игры рисуется диск, состоящий из 6 секторов. Каждый сектор определенного цвета. Каждому сектору определяется тема задания.

  • Желтое поле – Сем. Крестоцветные.
  • Белое поле – Сем. Сложноцветные.
  • Оранжевое поле – Сем. Злаковые и Лилейные.
  • Красное поле – Сем. Розоцветные.
  • Зеленое поле – Сем. Пасленовые.
  • Голубое поле – Сем. Бобовые.

По каждому семейству составлено по 10 вопросов (количество вопросов может быть разным). Кубик, стороны которого имеют окраску в соответствии с цветами сектора. Класс разделен на две команды. Команды по очереди бросают кубик. Выпавший цвет стороны кубика определяет тему задания. Вопросы сектора задаются по очереди. Команде на обсуждение вопроса дается 30 сек. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Такой вид игры можно легко применить и в курсе зоологии.

Пример: Тип Членистоногие.

  • Желтое поле – класс Ракообразные
  • Белое поле – класс Паукообразные
  • Оранжевое поле – отряд Жесткокрылые
  • Красное поле – отряд Чешуекрылые
  • Зеленое поле – отряд Двукрылые
  • Голубое поле – отряд Перепончатокрылые

Пример: Класс Птицы.

  • Желтое поле – Птицы леса.
  • Белое поле – Хищные птицы
  • Оранжевое поле – Водоплавающие птицы
  • Красное поле – Птицы культурных ландшафтов
  • Голубое поле – Домашние птицы

В изучении биологии, больше чем в других предметах, отводится роль различным средствам наглядности – схемам, таблицам, гербарным экземплярам, муляжам.[1] Творческий подход учителя к использованию наглядности создает условия для организации игровой деятельности школьников на уроках. Например, при изучении темы «Плоды» в 6 классе применяю игру «Ботанические жмурки». В мешок складываются муляжи плодов или сами плоды. Детям предлагается на ощупь с завязанными глазами достать один предмет из мешка и определить, что это за плод.

Я стараюсь, чтобы уроки биологии отличались информационной емкостью, насыщенностью, поиском интересных решений учебных задач, целенаправленной индивидуальностью, фронтальной или групповой работой, чтобы каждый этап урока предусматривал развитие умственной и творческой сферы учащихся. Но важно отметить, что достижение этого результата образовательного процесса и становится основой возникновения и закрепления в структуре личности потребности к учению, познанию.

2. Выявление творческих способностей и возможностей каждого обучающегося II ступени для наиболее полной самореализации в процессе обучения биологии.

Характерной стороной моих уроков является организация предметно-практической деятельности, в процессе которой формируются обязательные умения, выявляются творческие способности и возможности каждого обучающегося. Целенаправленно формируя приемы практической деятельности, я одновременно развиваю активность мышления, его самостоятельность, глубину, широту, быстроту, критичность, гибкость, систематичность. При этом совершенствуются и развиваются внимание, память, воображение и фантазия школьников.

С целью выявления творческих способностей и возможностей, использую составление биологических кроссвордов, викторин, биологических диктантов с последующим проведением их на уроках, а также практических работ на сравнение, составление описаний, характеристик.

Выполняя практические работы, школьники более ясно и глубоко постигают изучаемые явления и существующие между ними связи, более прочно закрепляют практические умения и навыки для использования их в жизни.[2]

После того как школьники овладевают приемами выполнения практических работ, например, по изучению строения клетки, практические работы начинают выполняться самостоятельно.

Считаю, что практические работы имеют образовательное и воспитательное значение. Они вызывают интенсивную активность, дают возможность глубоко продумать изучаемое, подойти к воспринимаемым фактам и явлениям с разных сторон, определять сходные черты и черты различия, делать обобщения и выводы. Данные работы служат важным средством развития познавательных способностей школьников. Они приучают школьников использовать разные источники биологических знаний, наблюдений в процессе практической деятельности. Для того чтобы повысить интерес к практическим работам в 5-б классах, лабораторные работы провожу в игровой форме.

В 8 классе после проведения практической работы по изучению состава крови закрепление умений определять состав крови или совместимость групп крови провожу с использованием заданий игрового характера, которые развивают познавательную и творческую активность обучающихся.

Например,

  1. игра «Путаница». В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке:
    • Организма, лейкоцитов, основная, микроорганизмов, функция, от, защита. (Основная функция лейкоцитов – защита организма от микроорганизмов)
    • Свертывании, участвуют, крови, в, тромбоциты. (Тромбоциты участвуют в свертывании крови)
  2. игра «Угадай». Из предложенных терминов выберите те, которые определяют состав крови: эритроциты, красный костный мозг, плазма, лимфа, тромбоциты, лейкоциты, кровеносные сосуды, лимфатические узлы.

Важное развивающее значение имеют практические работы по определению видового состава сообществ, по совместимости совместного обитания живых организмов, которые я провожу на местности. Эти умения пригодятся школьникам в будущей практической стороне их жизни, например, при закладке сада, леса, во время весенней посадки огорода.

У обучающихся 6-7 классов ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобрета-тельны, им свойственна природная активность, вера в свои возможности. С целью выявления детей, способных творчески мыслить и рассуждать, практикую творческие домашние задания. Они имеют вид:

  1. дневников «несостоявшихся путешествий» это описательный рассказ с умышленными биологическими ошибками. Задача слушающих учеников обнаружить эти ошибки. Дети, с удовольствием проявляя богатство своей фантазии, сочиняют подобные дневники, а затем ищут в них ошибки;
  2. написание сочинений-путешествий в лес, кровеносную систему, по природной зоне;
  3. составление кроссвордов, экологических рассказов.

Такие задания побуждают воображение, заставляют обучающихся обращаться к дополнительным источникам информации - использовать художественную литературу, периодическую печать, вспоминать увиденное в жизни, в научно-популярных фильмах и так далее, что в свою очередь повышает интерес к биологии и способствует развитию творческих способностей и возможностей каждого обучающегося.

3. Игровая деятельность

Игровая деятельность осуществляется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Ее особенности заключаются в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей обучающихся. Наряду с этим внеклассные занятия дают неограниченную возможность для развития творческой активности учащихся. При правильной организации познавательный интерес учащихся к изучению биологических вопросов выступает движущей силой в поисках ответов на многие из них, и, что самое главное, такой поиск проводится осознанно.

Задача учителя продумать содержание и методику проведения мероприятий, чтобы они максимально способствовали развитию способностей школьников, повышали интерес к предмету.

Интересы школьников разнообразны и зависят от индивидуальности ученика. Учителю важно заметить эту черту и постараться придать ей целенаправленный характер, практический смысл, побуждая учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний, к чтению научно – популярной литературы, к исследовательской работе.

Во внеклассной работе по биологии есть разнообразные формы и методы как традиционные, так и новые. Одна из таких форм: исследовательская деятельность, цель которой – расширить кругозор учащихся в определенной области знаний; выявить, совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся с целью усовершенствования процесса обучения.

Игровая деятельность реализуется также через работу биологического кружка «В мире природы». Занимаясь в кружке, учащиеся в процессе игровой деятельности изучают растительный мир, что в последующем позволяет применить эти знания при закладке и проведении опытов на учебно-опытном участке.

Хорошей традицией стало проведение в школе «Праздника Урожая», «Дня птиц», тематических викторин и конкурсов.

Участие в мероприятиях такого характера занимательно для обучающихся и роль учителя здесь состоит в развитии интереса к предмету.

Таким образом, игровая деятельность в учебно-воспитательной работе на проводимых мною уроках биологии и внеклассных мероприятиях влияет на формирование базового уровня развития знаний, умений и навыков обучающихся по предмету. При этом осуществляется формирование личности каждого школьника, способной к творчеству, саморазвитию и самореализации.

Выводы. 

Итак, в моем опыте неизменно учитывается, что:

  • предметом совместной деятельности ученика и учителя является учебная деятельность, которая предполагает изучение определенного учебного материала;
  • ребенок – объект учения – источник энергии, активности, деятельности. Он партнер учителя в учебно-воспитательном процессе;
  • весь процесс учебной деятельности должен быть основан на организации радостных переживаний познания, на совместном труде, на организации успеха;
  • процесс обучения основывается на учете возрастных особенностей детей;
  • умелая организация учебного процесса с использованием игровой деятельности позволяет учителю добиваться высоких результатов обучения;
  • в основе экологического воспитания школьников лежит гуманистический подход;

Овладение педагогическим мастерством заставляет меня находиться в постоянном поиске, требует способности к самооценке и самовоспитанию. Считаю, что душевное богатство, ум, обаяние, нравственная чистота влияют на формирование у школьников желания и готовности работать с наибольшей отдачей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Арбузова Е.Н. Общая методика обучения биологии. - М.: Просвещение, 1998. – 289с.
  2. Аквилева Г.Н, Клепина З.А. Методика преподавания биологии: Учебное пособие.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 240с.
  3. Байкова А.А. Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М.: Просвещение, 2000. – 297с.
  4. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 1996. –154с.
  5. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей.- Ростов-на-Дону.: Издательство «Учитель», 2001. - 176с.