Личностно-ориентированный подход в организации проведения практики студентов техникума

Разделы: Технология


Практика по получению первичных профессиональных навыков является важной частью педагогического процесса, источником познавательной деятельности, областью приложения результатов познания и других видов деятельности. (Приложение. Слайд 1.)

В связи с этим широкая практическая деятельность студента, включающая научные,  исследовательские направления представляет значительный простор для формирования познавательного интереса, личностно-ориентированного подхода.

Противопоставляя личностно-ориентированное обучение традиционному, подчеркиваем такие его положения, как признание студента личностью, опора на субъектный опыт студента, необходимость выявления противоречий между этим опытом и учебным материалом, разрешение которых ведет к развитию студента. (Приложение. Слайд 2.)

Личностно-ориентированный подход – обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самостроительства и  самореализации личности студента, развитие его неповторимой индивидуальности. (Приложение. Слайд 3.)

Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере студента. (Приложение. Слайд 4.)

Во-вторых, при использовании данного подхода преподаватель прилагает основные усилия не для формирования у студента социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе.

Новые технологии обучения  достаточно свободно вписываются в традиционную систему обучения, но при условии, что преподаватель изменит сам подход к процессу обучения, отношение к студенту, осознает, что в педагогическом процессе

  • студентявляется центральной фигурой, а не он;
  • деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знанийстановятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний;
  • совместные размышления, дискуссии, исследования,а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности;
  • уважение к личности должно проявляться в процессе общения со студентом в любых ситуациях, а не назидание и менторство;
  • учет особенностей физического, духовного, нравственного развития целостной личности студента, а не отдельных его качеств. (Приложение. Слайд 5.)

В этой связи вряд ли уместно говорить о всестороннем развитииличности, ибо личность действительно уникальна. С точки зрения гуманистического подхода к развитию личности правильнее, видимо, говорить о полном развитии личности, стремление воспитать свободную личность, сделать студента центром внимания преподавателя в ходе педагогического процесса, предоставить студенту возможность активной познавательной деятельности через творчество, через самостоятельную целесообразную деятельность.

В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования преподаватель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а преподаватель являлся к тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности студентов, компетентного консультанта и помощника. (Приложение. Слайд 6.)

Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений студентов, а на диагностику их деятельности.

Одним из наиболее перспективных путей решения задачи совершенствования подготовки специалистов является распространение и освоение активных методов обучения, среди которых значительное место занимает имитационные занятия (в виде деловых игр, игрового проектирования, моделирования производственных ситуаций), которые позволяют в ходе изучения теоретического материала глубже увязывать его с практическими вопросами. (Приложение. Слайд 7.)

Эти методы ведения практического занятия дают возможность повторения, закрепления, углубление знаний по изучаемому предмету. И самое важное понять практический смысл связи теории с практикой, тренировать студентов в умении применять знания в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность будущего специалиста.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение студенту, становится для него фактором развития.

Ситуация успеха – некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям проведения практики, являются: обучение в сотрудничестве; метод проектов. Обучение в сотрудничестве позволяет реализовать принципы познавательной и организационной деятельности студентов. Например, совместное обучение в малых группах — командах, обучение в командах на основе игры, турнира. (Приложение. Слайд 8.)

Таблица 1

Обучение в сотрудничестве

Преподаватель

Задание

Анализ

Закрепление

Студенты организованы в малые группы – отделы (4 человека разного уровня обученности) Объясняет практическое задание в лаборатории или па производстве,  а затем предлагает студентам в малых группах в нем постараться разобраться, понять все детали и выполнить (определение пород древесины, сорта лесоматериалов,  измерение штабеля) Отделам дается задание, делается либо по частям (каждый студент занят своей частью), либо по «вертушке» (каждый последующий шаг выполняется следующим студентом, начинать может либо сильный студент, либо слабый).
При этом выполнение любого задания объясняется вслух студентом и контролируется всем отделом и преподавателем.
Преподаватель  организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные. Если материал усвоен всеми студентами, преподаватель  дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста студенты трудятся индивидуально, вне группы. При этом преподаватель,  дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых студентов. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка.
Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый студенты, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Это  – чрезвычайно эффективная работа при прохождении практики каждым студентом. Если и продвинутый,  и слабый студент затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия  (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог, поэтому мотивация выше.

Командно-игровая деятельность

Группы по 3 студента, равных по уровню обученности (слабые — со слабыми, сильные — с сильными). Задания даются дифференцированные по сложности каждому отделу Победитель каждого отдела приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» уровня обученности. Это означает, что слабые студенты, соревнуясь с равными им по силам студентами, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды Тот отдел, который набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

Метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»

Каждая группа получает одно задание, являющееся частью общего задания (составить характеристику круглых лесоматериалов на складе сырья с выполнением измерений, определением пород, сортов) Внутри группы студенты самостоятельно распределяют роли каждого из них в выполнении общего задания. Работа каждого влияет на промежуточный и конечный результаты. Отслеживается правильность выполнения задания партнерами, мониторинг активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы Двойная задача: достижение познавательной творческой цели; осуществление культуры общения Преподаватель контролирует успешность выполнения академического задания, но и характер общения студентов между собой

Метод проектов: личностные, парные, групповые; краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. (Приложение. Слайд 9.)
В работе над проектами исследовательский метод занимает центральное место.

Создание проектных групп (4–5 студентов). Распределение должностей. Работа над одинаковым  заданием. Объект исследования УПМ. Проект сушильного участка при УПМ МЛЛТ. Выполнение расчетов, планировки участка каждой проектной группой Проблема: создать проект оптимально соответствующий предприятию, с целью получения качества продукции. Хорошее знание материала Систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования Представление проектов с выполнением презентаций. Внешняя оценка, отслеживание эффективности, необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, доказательность принимаемых решений, умение отвечать на вопросы оппонентов
Подготовка к курсовому и дипломному проектированию, исследование проблемы со второго курса, окончательное решение при выполнении  курсового (3 курс) и дипломного проектов (4 курс).
  • Студенты учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  • Каждый понимает, что успех группы зависит от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
  • У студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
  • Студенты начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания,
  •  Студенты учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.
  • Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

И в заключение.

Преподавателю необходимо ориентироваться не на пассивное приспособление к имеющему уровню развития студента,  а на формирование психических функций, создание условий для их развития.

Непреходящее методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы «зону ближайшего развития личности», т.е. ориентировалось не на имеющий сегодня уровень развития, а на тот завтрашний, которого студент может достичь под руководством и с помощью нас, преподавателей. (Приложение. Слайд 10.)