Цель: вызывать научный интерес к истории родного края, к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
- Развивать экологическое сознание, ответственность за сохранение природы родного края.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю.
- Показать с научной точки зрения уникальность озера Байкал, раскрыть различные аспекты изучения и сохранения озера.
Круглый стол “Парадоксы Байкала”
Вступительное слово учителя.
Постановка цели и задач (цель прогнозируют сами учащиеся)
Ход мероприятия
1.“Белый стол” – выбирает из предложенной литературы и текстов о Байкале только факты, говорящие об уникальности озера и выписывают их на ватман крупными буквами.
2.“Желтый стол” – выбирает информацию позитивную: заповедники, охрана животных, защита воды, уникальные свойства воды, отдых, красоты озера (иллюстративный материал) и т.п..
3.“Черный стол”– негативные стороны освоения Байкала: экологические проблемы, наличие завода, засорение людьми прибрежных вод, уничтожение редких видов животных и растений и т.д.
4.“Красный стол” – “эмоциональный стол”, легенды о Байкале, стихи о озере, тайны связанные с Байкалом, впечатления великих людей
5.“Зеленый стол”– современные технологии, изучающие Байкал, какие методы используют люди, чтобы как можно лучше узнать озеро.
6.“Синий стол”– вывод о всей полученной информации: почему Байкал уникальное озеро, в чем его уникальность, почему весь мир говорит об этом, что мы можем сделать для его сохранения
(Подсказки раскладываются на столы по цветам)
Заключительный этап
:Группы представляют материал, собранный по предложенному заданию и выступают с презентацией своего сообщения. Учащиеся других групп могут дополнять информацию и участвовать в ее обсуждении.
Заключительное слово учителя:
– Мы с вами попытались собрать и дать оценку такой разнообразной, “разноцветной” информации о древней загадке природы, уникальном озере Байкал. Пусть каждая группа напишет три прилагательных, выражающих ваше отношение к прозвучавшей информации.
1 группа:
Уникальное древнее богатейшее.
2 группа:
Удивительное разнообразное глубочайшее.
3 группа:
Богатое прозрачное холодное.
4 группа:
Известное священное бурное.
Подсказки на столах:
Белый стол:
Цифры, говорящие об уникальности Байкал:
- глубина.
- объем пресной воды.
- количество рек, впадающих в озеро.
- площадь озера.
- длина береговой линии.
- возраст озера.
Желтый стол:
Позитивная информация о Байкале:
- чем богат Байкал: уникальная флора и фауна озера.
- какие народы живут около Байкала.
- заповедники Байкала.
- охрана животных и растений.
- уникальные свойство воды Байкала.
- отдых на озере.
Черный стол:
Проблемы Байкала
- вопросы экологии
- нарушение правил пребывания туристов на озере.
- к чему приводит освоение Байкала.
- чем грозит нарушение экологии Байкала.
- какие виды животных и растений находятся на грани вымирания.
Красный стол:
Эмоциональное восприятие Байкала:
- легенды о Байкале.
- стихи о Байкале.
- впечатления великих людей.
- если есть свой рассказ о Байкале.
“Зеленый стол”– современные технологии.
- какие приборы используют для изучения Байкала.
- что изучают с помощью этих приборов.
- для чего ведутся эти исследования.
“Синий стол”– выводы
- почему Байкал считается уникальным озером.
- почему для нас так важен вопрос сохранения Байкала.
- почему все человечество признало Байкал достоянием мира.
- что мы можем сделать для “жемчужины мира”.