Урок русского языка в 7-м классе "Сии глагольные имена…"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока.

Образовательные: обобщить и систематизировать знания о причастии; формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки, закрепить орфографические и пунктуационные навыки по изученной теме.

Развивающие: повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению языка; совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока:

Урок обобщения, закрепления и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме:

Обобщающий урок в данной теме.

Метод:

Комбинированный, игровой.

Оборудование:

- компьютер;
- мультимедийная аппаратура;
- презентация урока <Приложение 1>;

- тестовые задания по теме, рисунки, кроссворды.

Выставка словарей и учебных пособий:

  1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Справочник школьника по русскому языку: 5-11 классы/ К.А.Войлова и др.; Под редакцией П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 1996.
  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2005.
  5. Шакирова Л.З., Андреева Л.С. Русская речь: Учебное пособие для 10-11 классов, гимназий, лицеев, педучилищ. – Казань: Магариф, 2000.
  6. Габдулхаков В.Ф., Талманова Т.М. Русский язык с элементами антропологической и контрастивной грамматики// Пособие для студентов гуманитарных вузов, слушателей ИПК, учителей русского языка и литературы. – М.: Московский социально-гуманитарный институт, 2005.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1955.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
  9. Колесников Н.П.Словарь омонимов русского языка. Издательство “Феникс”. Ростов-на- Дону. 1995.
  10. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. Кн.15. Пр-Ро. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
  11. А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для уч-ся, М., Просвещение, 1995.
  12. Сборники стихотворений поэтов (Аксаков, Бунин, Есенин, Пастернак, Исаковский)

Эпиграф к уроку: Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу (М.В.Ломоносов).

Опережающие задания:

  1. Выразительное чтение отрывков наизусть из стихотворений об осени (6 учащихся).
  2. Сообщение о значении слова “причастие” в словарях и учебниках (2 учащихся).
  3. Найти в словаре Ожегова значение слов: “чертог”, “жито”, “страда” (учащийся).
  4. Выписать из “Песни про купца Калашникова” предложения с причастиями (все уч-ся).

Ход урока

I. Организационный момент <Приложение 2>.

Сообщение темы урока и постановка задачи

Слово учителя. Эпиграфом к нашему уроку станут слова М.В.Ломоносова: “Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу” <Приложение 3>. Что мы помним о Ломоносове и его заслугах в области русского языка? Как называл Ломоносова А.С.Пушкин? (первый наш университет)

Запишем тему урока и оформим эпиграф как цитату. Причастия, по мнению Ломоносова, “служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”.

II. Актуализация изученного по теме.

1. Слово учителя. Насколько был прав Ломоносов в оценке причастия, мы убедимся с помощью кроссворда “Спрятанное слово”, но прежде отгадайте загадку.

2. Чтение загадки П. Чеснокова (читает учащийся).

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

3. Самостоятельная работа (решение кроссворда) с последующей проверкой, которую осуществляет один из учащихся.

  1. Который закипает.
  2. Которых избрали.
  3. Который можно различить.
  4. Которую заметили.
  5. Который отдал.
  6. Которая запаслась.
  7. Которых испытывают.
  8. Которую разлили.
  9. Которые зацвели.

4. Сообщение учащегося “Различай значение”

ИстЕкший – окончившийся, прошедший (прилаг.): истекший период ИстЁкший – потерявший много чего-либо (прич.): истёкший кровью.
РазрЯженный – разодетый (прлаг., прич.): разряженный щёголь РазряжЁнный – лишённый заряда (прич.): разряжённый револьвер
СовершЕнный – а) превосходный, безукоризненный (прил.): совершенные формы: б) полный, абсолютный (прил.): совершенное равенство; в) грамматический термин (прил.): совершенный вид глагола СовершЁнный – сделанный, осуществленный (прич.): совершённый героями подвиг бессмертен

III. Создание проблемной ситуации.

Что же такое причастие? Что сказано о нем в нашем школьном учебнике? Послушаем сообщение на эту тему.

Сообщение учащегося.

  1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Русский язык. Учебник для 7 кл./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., 2002)
  2. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола (В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл., 1997).
  3. Причастия – это особые формы глагола, сочетающие глагольные свойства с признаками прилагательных (Справочник школьника по русскому языку, 1996).
  4. Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык. 10-11 классы, 2005).
  5. Причастие – особая глагольная форма, которая называет признак предмета или лица по их действию или по тому действию, которое они испытывают на себе со стороны другого лица или предмета (Русский язык, пособие для студентов и учителей, 2005).

IV. Слово учителя.

Что же такое причастие? Самостоятельная часть речи или особая форма глагола? Обратимся за ответом к словарям, ведь “словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц). Послушаем юных языковедов о том, как объясняют слово “причастие” толковые словари и энциклопедии?

Сообщение учащегося.

1. Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного (В.И.Даль) <Приложение 4>. Запишем слова Даля о причастии, оформив как прямую речь.

Даль считал, что “причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”

Причастный (книжн.) Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.

2. Причастие. В грамматике: форма глагола, имеющая наряду с признаками глагола (время, залог, вид) признаки прилагательного (изменение по родам, склонение) (С.И.Ожегов). <Приложение 5>.

3. Причастие. Глагольная форма, совмещающая в себе свойства глагола и прилагательного; выражает окачествлённое действие или состояние как свойство лица или предмета (Новая иллюстрированная энциклопедия, 2001).

V. Слово учителя. Несмотря на явное расхождение в определении причастия, мнение авторов словарей и учебников сходится в одном. В чем именно? (в том, что причастие объединяет в себе признаки глагола и прилагательного) Какие признаки глагола и прилагательного есть у причастия? <Приложение 6>.

Признаки глагола – вид, время, залог (действительный, страдательный), возвратность.

Признаки прилагательного – изменение по родам, склонение (изменение по числам и падежам).

VI. Слово учителя.

Это свойство причастия заключать “в себе имени и глагола силу” широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе. Портретные характеристики, внутренние переживания героев, картины природы очень часто передаются писателями через причастие. Есть причастия и в “Песне про купца Калашникова”, написанной Лермонтовым по народным песням.

1. Викторина “Кто? Где? Когда?” (проводит учащийся) (по итогам домашней работы)

  1. Иль зазубрилась сабля закаленная, или конь захромал, худо кованный? (Иван Грозный к Кирибеевичу)
  2. Не родилась та рука заколдованная, ни в боярском роду, ни в купеческом… (Кирибеевич Ивану Грозному).
  3. Заломлю на бочок шапку бархатную, черным соболем отороченную…(Кирибеевич)
  4. Косы русые, золотистые, в ленты яркие заплетенные, по плечам бегут, извиваются… (Кирибеевич об Алене Дмитриевне).
  5. Не поведал тебе, что красавица в церкви Божией перевенчана, перевенчана с молодым купцом (Кирибеевич царю об Алене Дмитриевне).
  6. Косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны… (Алена Дмитриевна).
  7. Что рассыпаны твои волосы, что одёжа твоя вся изорвана? (Калашников жене)
  8. Как запру я тебя за железный замок, за дубовую дверь окованную… (Калашников жене).
  9. И велел растянуть цепь серебряную, чистым золотом в кольцах спаянную. (Иван Грозный опричникам перед кулачным боем).
  10. Повалился он, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору под смолистый под корень подрубленная (Кирибеевич).

2. Слово учителя. Причастия являются средством художественной выразительности: они придают повествованию динамику (свойство глагола), а описанию – образность и яркость (свойства прилагательного). Запишем предложение <Приложение 7>. Земля была густо засыпана и забита сухим, мелким, как бы стриженым, в трубку свернувшимся листом опавшей ивы (Б.Пастернак). Есть ли в нем причастия? Определите их морфологические и синтаксические признаки.

3. Поэтическая страничка (проводит учащийся) <Приложение 8>. Распределительный диктант.

Не видно птиц. Покорно чахнет лес, Опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет

В овраге сыростью грибной. (И.Бунин)

Еще нигде не вьюжится И всходы зелены. Но все пруды и лужицы Уже застеклены. (М.Исаковский)
Жито скошено. Убрано сено. Отошла и страда, и жара. Утопая в листве по колено, Снова осень стоит у двора. (М.Исаковский) Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примелькалось. Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. (С.Есенин)
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес. (С.Аксаков)
Осень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. (Б.Пастернак)

Выписываем причастие вместе с существительным, выделяем суффиксы:

Действительные

Страдательные (полные)

Страдательные (краткие)

Лес опустевший Взрытая дорога Жито скошено.
Потемневшие поляны Открытый для обзора Убрано сено.
Заглядевшихся в озера   Пруды и лужицы застеклены.

Какую синтаксическую роль выполняют действительные причастия? (определение) Чем отличаются полные и краткие страдательные причастия? (полные – определение, краткие – сказуемое)

VI1. Решение лингвистических задач.

  1. Образуйте от кратких причастий полную форму. Как изменится написание суффикса? (НН вместо Н). Скошенное жито. Убранное сено.
  2. А если мы добавим НЕ к страдательным причастиям в краткой форме? Жито не скошено. Сено не убрано.
  3. В полной форме? Жито нескошенное. Сено неубранное. А если добавим зависимое слово? Не убранное в поле сено. Не скошенное вовремя жито.

2. Запишем строки из стихотворения Б.Пастернака <Приложение 9> .

Сделаем синтаксический разбор по вариантам, составим схемы, дадим характеристику предложения.

1-й вариант: Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора.

2-й вариант: Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, 1 составное, распространенное, осложнено причастным оборотом).

3. Слово учителя. Есть ли в данном предложении глагол? (Нет) Нет ни одного глагола, но действие совершается. Что же выполняет функцию глагола? (причастие в причастном обороте). Какова его роль? (причастие в причастном обороте выполняет функцию глагола – указывает на время, вид, сочетается с другим словом) Глагола – оживителя действия – нет. Но чувствуется его незримое присутствие, движение, сила, энергия, переданные с помощью особой глагольной формы – причастия.

Словарная работа (проводит учащийся) <Приложение 10>

Жито всякий хлеб в зерне или на корню

Страданапряженная летняя работа в период косьбы, жатвы и уборки хлеба

Чертог (высок. устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец

VIII. Слово учителя.

Н.В.Гоголь, юбилей которого будет отмечен в 2009 году, когда-то сказал: “Произнесенное метко, все равно что написанное, не вырубливается топором”. На какую пословицу похоже это высказывание? (Что написано пером, того не вырубишь топором) <Приложение 11>

IХ. Слово учителя.

Готовы ли мы к сдаче ЕГЭ по русскому языку?

Выполнение тестовой работы: укажите номер правильного ответа.

1. В каком предложении должны быть две запятые (знаки препинания не расставлены) <Приложение 12>

  1. Для знающего мир светел для незнающего – темен.
  2. Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд.
  3. Рана нанесенная мечом заживет а языком – нет.
  4. Глупость одной минуты разрушает труд мудрости потребовавшей три часа.

2. В каком ряду все слова – причастия? <Приложение 13>

  1. Крепкий, крепнувший, укрепленный.
  2. Строившийся, строящийся, построенный.
  3. Сбереженный, сберегаемый, сберегательный.
  4. Заметный, замечаемый, заметивший.

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? <Приложение 14>

  • люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
  • стро..щийся дом, иголки кол..тся
  • крас..щие вещества, травы стел..тся
  • пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

Х. Домашнее задание <Приложение 15>.

Написать сочинение-рассуждение на тему “В защиту причастия” (Особая форма глагола, удивительная часть речи). Почему причастие – особая форма глагола? Почему – самостоятельная часть речи? Чем отличается причастие от глагола и прилагательного? Или сочинить лингвистическую сказку (пример зачитывает ученица).

ХI. Подведение итогов урока.