Показательный урок по окружающему миру в 3-м классе по теме "Лесная зона"

Разделы: Начальная школа


Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет
Накормит русский лес.
(С. Никулин «Русский лес»)

Окружающий лес многообразен и изменчив, в нем много загадок и тайн. Для того чтобы жить в этом мире, человек должен его познать. Лес – общенародное богатство. Наша страна – самая богатая страна в мире по лесным запасам. Человек не может жить без природы, поэтому природные ресурсы нужно разумно использовать и умножать. Лес надо беречь и охранять.

ЦЕЛЬ: Дать представление о природе лесной полосы. На основе сравнения с природой степей выявить растений леса. Углубить знания детей о связях между высотой солнца, температурой воздуха, количеством осадков и растительностью. Обобщить знания о природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта природных зон, гербарий, таблички – надписи, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ.

На поляне лесной
Под высокой сосной
Колокольчик-звонок
Всех зовёт на урок
Не будем мы играть
Сегодня в прятки
А наведём мы в знаниях порядки
Не будем мастерить
Корабль бумажный
Сегодня у ребят урок уж
Очень важный.

2. МИНУТКА КАЛЕНДАРЯ.

Проводит дежурный по классу ученик. (Работа по индивидуальным карточкам)

Карточка № 1 – 2 учащихся

Назови растения степи. Составь цепь питания в зоне степей.

Карточка № 2 – 2 учащихся

Назови животных и птиц степей. Составь цепь питания в зоне степей.

Карточка № 3 – 2 учащихся

Какие опасности бывают в степи. Составь цепь питания в степи.

3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Игра: «Блиц-турнир» (Три вопроса – оценка)

Вопросы:

  1. Что такое суховей?
  2. Как можно защитить степь от суховеев?
  3. Снежные бураны в степи: их польза и вред.
  4. Объясни рисунок с травяным покровом с. 63.
  5. Составь цепь питания в зоне степей.
  6. Как деятельность человека может нарушить цепь питания в степи?
  7. Как восстановить цепь питания?
  8. Кто такие кочевники?
  9. Чему по вашему мнению должны были учить кочевники своих детей?

4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Почему после зоны пустынь идёт зона степей?

– От чего это зависит?

– Как изменяются осадки, t воздуха, почва, растительный и животный мир?

5. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

– Как вы думаете продвигаясь выше зоны степей как будут изменятся t, осадки?

– Почему?

– Что может расти в таких условиях?

– Как можно назвать эту природную зону?

6. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

– Сегодня мы познакомимся с лесной зоной.

– Чтобы лучше познакомиться, что для этого нужно сделать? (Пойти в лес)

– Поэтому сегодня мы совершим небольшое путешествие в лесную зону.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою?
Ночью тёмной, грозовою.
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои.

(Дети выполняют упражнения за учителем)

8. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

  1. Расположение лесной зоны на карте природных зон.
    - Леса умеренного пояса широким кольцом опоясывают с запада на восток всё Северное полушарие земли.

  2. Особенности зоны лесов:
    - обильные осадки
    - количество тепла различно
    - почвы (Работа по учебнику)

  3. Виды лесов. (Три подзоны зон лесов)
    - Лиственные, смешанные, хвойные (тайга) (работа по учебнику)

  4. Значение леса
    (Для людей и природы земли вообще)(Вывешиваются таблички)
    - очищает воздух
    - задерживает влагу
    - питает родники, реки
    - спасает землю от высыхания
    - спасает от изменения климата
    - плодородие почв
    - жизнь животных
    - люди и их хоздеятельность

9. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

  1. Леса Белгородской области.
    Смешанные леса; близость к зоне степей.
    Сосна, берёза, клён, рябина. осина, ольха. (Работа с гербарием)
    Медуница, папоротник, кислица, ветреница. (Работа с гербарием)

  2. Лесная красавица.
    Берёза – красавица русских лесов. (Сообщение учащихся)

10. ОБОБЩЕНИЕ:

Какие особенности свойственны зоне лесов?

– Наше путешествие подошло к концу.

11. ИТОГ:

С какой природной зоной познакомились?

– Почему лесную зону разделили на три подзоны.

12. РЕФЛЕКСИЯ.

Закончите предложение (Вербальная цепочка)

Сегодня на уроке я узнал (а) …

ОЦЕНКИ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ ПО ХОДУ УРОКА.