Интегрированный урок по геометрии и информатике "Олимпийцы, вперед!"

Разделы: Математика, Информатика


Цель:

  • проверить знания учащихся по темам «Модели. Моделирование» и «Треугольники», умение применять теоретический материал при решении задач, формировать умение аккуратно и грамотно выполнять чертежи и построения фигур с помощью циркуля и линейки, а также в программах-приложениях на компьютере;
  • развивать логическое мышление, навыки работы за компьютером, формировать коммуникативные навыки и волевые качества личности; формировать у школьников умения преодолевать трудности, закалять волю, добиваться ситуации успеха;
  • воспитывать ответственное отношение к учебе, осуществлять нравственное воспитание; обеспечить в ходе уроков решение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, товарищество, этические формы поведения.

Тип урока: обобщающий урок-практикум по темам «Треугольники» (геометрия) и «Модели. Моделирование» (информатика).

Оборудование: компьютерный класс, компьютеры в котором объединены локальной сетью; видеопроектор, индивидуальные задания «Многоборье-1», «Многоборье-2», «Многоборье-3», «Многоборье-4» (Приложение 2), «Высота 1», «Высота 2», «Высота 3» (файлы Высота1.doc, Высота2.doc, Высота3.doc, расположенные в папках Высота1, Высота2, Высота3 соответственно, вложенные в Приложение 3), программы Word, Excel, графический редактор Paint (или другой графический редактор), презентация «Приложение 1», имеется гиперссылка на файл Теннис, расположенный в Приложении 4; в локальной сети создается папка Открытый урок со вложенными восьмью папками Стол1-8. По нечетным столам выкладываются файлы Смешанные модели, Лист1, Модель1.doc, Текст1.doc, по четным – Смешанные модели, Лист3, Модель2.doc, Текст2.doc. Все рисунки, на которые имеются ссылки в Статье, сохранены в Приложении 5.

Продолжительность занятия: 2 часа

Структура и ход урока 

I. Оргмомент.

Проверить готовность к уроку, отметить отсутствующих, нацелить учащихся на урок.

В начале урока включается презентация Приложение 1, кадр 1. Урок начинается с объявления цели урока, ребята записывают в тетрадях число, тему урока Решение задач (включается кадр 2, в котором сообщается название урока - Олимпийцы, вперед!). Затем учитель объясняет, что прошедшие Олимпийские игры принесли нам новые имена олимпийских чемпионов и новые рекорды, обойти стороной которые мы, как граждане РФ, не можем. И на сегодняшнем уроке мы вспомним имена и достижения некоторых из них.

II. Правила игры.

III. Ход игры.

Вступительное слово учителя:

  1. Олимпиец! Это самое высокое звание в спортивном мире. Оно никем не присваивается. К этому отряду самых сильных спортсменов не применяется слово «бывший олимпийский чемпион».
  2. В старину, в античном мире,
    Двадцать шесть веков назад
    Города не жили в мире,
    Шел войной на брата брат.
    И мудрейшие решили:
    Ссоры вечные страшны,
    Можно в смелости и силе
    Состязаться без войны!
    Пусть в Олимпию прибудет,
    Кто отважен и силен:
    Для сражений мудрых будет
    Полем боя – стадион!
  1. Сегодня полем боя станет эта классная аудитория, где вы будете состязаться в знаниях по информатике и геометрии. Как говорили греки: «Да победят сильнейшие!»
  2. В наших олимпийских состязаниях принимают участие две команды: «Сильные» и «Смелые», которые будут соревноваться в нескольких видах спорта.
  1. Я думаю, что настало время познакомиться с историей олимпийских игр. Слово предоставляется Бобиневой Екатерине

Ученик:

Олимпийские игры – древнейшие и самые знаменитые. Игры, посвященные Зевсу Олимпийскому, проходили каждые 4 года в Эладе. На время соревнований прекращались все войны и по всей Греции устанавливался мир. Продолжались игры 5 дней и включали жертвоприношения богам, состязания атлетов, торжественные пиры. Атлеты начинали готовиться к Играм за год, а за месяц до соревнований собирались в небольшой городе возле Олимпа, где усиленно готовились. Состязались они в беге, кулачном бое, метании диска и копья, в прыжках в длину и в борьбе, а также езде на колесницах. Наблюдать за играми запрещалось только рабам и женщинам. Известны случаи, когда на трибунах от избытка эмоций некоторые зрители умирали. Победитель игр пользовался всеобщим уважением и почетом. Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 году до н.э., были запрещены императором Федосием в 4 веке н.э. Новая история игр началась в 1896 году на их же родине. Современные Игры очень отличаются от античных. Кроме летних стали проводиться зимние, продолжительность которых не должна превышать 15 дней. Возраст спортсменов не ограничен, они стартуют под флагом той страны, гражданами которой являются.

Выдающиеся достижения наших спортсменов на международной арене, замечательные победы на олимпийских играх демонстрируют всему миру успехи, достигнутые нашей страной. Мы горды тем, что 19 июля 1980 года Олимпийские игры проходили в столице нашей родины Москве, а в 2014 году мы опять будем принимать у себя спортсменов всего мира на летней Олимпиаде в Сочи.

  1. Итак, олимпийцы готовы к борьбе. Так пусть наши состязания пройдут под олимпийским девизом: «Быстрее, выше, дальше!».
  1. По древней традиции для начала олимпийских зажигается олимпийский огонь, пламя которого освещает победы спортсменов и не гасится до окончания Олимпийских игр.
  2. Хорошо, что над планетой
    Факел солнечный зажжён.
    Пусть счастливою приметой
    Для планеты будет он.

Разрешите зачитать порядок состязаний:

  1. Бег с препятствиями.
  2. Многоборье
    • Борьба;
    • Конкурс тяжеловесов.
  3. Теннис.
  4. Прыжки в высоту.
  1. Итак, в первом виде соревнований принимают участие все члены команды. Мы начинаем бег с препятствиями.

Команды выстраиваются вдоль беговых дорожек, на которых располагаются барьеры с вопросом по теории. Каждый учащийся выбирает по очереди вопрос и дает на него ответ. Если учащийся отвечает правильно, то команда переходит к следующему барьеру и зарабатывает 2 балла. Если затрудняется или дает неправильный ответ, то зарабатывает меньшее количество баллов или ни одного. Выигрывает та команда, которая набирает наибольшее число баллов. 

Вопросы к барьерам

1 группа 

  1. Какая фигура называется треугольником?
  2. Что называется моделью?
  3. Сформулируйте теорему о перпендикуляре, проведенном из данной точки к данной прямой.
  4. Какие виды моделей вам известны?
  5. Какой отрезок называется биссектрисой треугольника?
  6. Какой отрезок называется высотой треугольника?
  7. Какие модели называются информационными? Назовите их виды.
  8. Сформулируйте второй признак равенства треугольников.

2 группа 

  1. Сформулируйте первый признак равенства треугольников.
  2. Что называется моделированием?
  3. Какой отрезок называется медианой треугольника?
  4. Какие модели называются натурными? Приведите пример.
  5. Сформулируйте свойство углов равнобедренного треугольника.
  6. Сформулируйте теорему о биссектрисе равнобедренного треугольника.
  7. Какие стили используются для создания словесных информационных моделей?
  8. Сформулируйте третий признак равенства треугольников?

Подводятся итоги 

  1. А сейчас мы переходим к МНОГОБОРЬЮ. Вам предстоит показать свои знания по информатике и геометрии.

Мы приглашаем борцов. Представители команд по 4 человека занимают места за компьютерами. (Представители команд садятся за компьютеры) Вы должны построить образные модели по заданным словесным описаниям, используя графический редактор Paint или же графические возможности текстового редактора Word.

Так как мы говорим о борцах, то небольшая информация об олимпийском чемпионе в этом виде спорта. (Информация о Мавлете Батирове). Но вашем классе есть ребята, которые тоже занимаются таким видом спорта как дзюдо и имеют хорошие результаты. Давайте заслушаем Мезенцева Александра. 

Ребята работают на ПК по карточкам «Многоборье» 1-4 (Приложение 2

  1. А я приглашаю команду «Смелые» поучаствовать в конкурсе тяжеловесов. Вам предлагается решить дифференцированные задачи, которые по мере сложности имеют больший вес. За отведенное время вы должны решить как можно больше задач.

До конца первого урока ребята занимаются, решая предложенные задания: половина класса за компьютерами, другая половина решает предложенные задачи. По окончании этого этапа производится подсчет баллов, заработанных учащимися на этом этапе урока. 

Подводятся итоги 

  1. Итак, мы переходим к следующему виду борьбы на нашем олимпийском поле – это теннис.

Приятной неожиданностью прошедших олимпийских игр для теннисных болельщиков стало то, что весь пьедестал был занят спортсменами российской сборной: 1 место заняла Елена Дементьева, 2 место, уступив своей соотечественнице в финальном бою, заняла Динара Сафина. С ними мы и предлагаем провести наш теннисный сет.

  1. Вы должны пасовать своим соперникам, задавая им номер паса, после чего команда противника дает свой ответ, если вы отвечаете правильно, то зарабатываете 10 баллов. В случае неправильного ответа вы не зарабатываете ни одного балла. Каждая команда имеет право на три паса. Победит пусть сильнейший. 

Проводится ТЕННИС.

Вопросы по геометрии: 

  1. Какие из линий треугольника (высоты, медианы, биссектрисы) всегда лежат внутри треугольника?
  2. Какие из линий треугольника (высоты, медианы, биссектрисы) могут совпадать со стороной треугольника?
  3. В треугольнике АВС биссектриса проведенная из вершины А, не совпадает с высотой, проведённой из той же вершины. Может ли этот треугольник оказаться равнобедренным?
  4. Сколько пар равных углов надо найти, доказывая равенство двух треугольников:
    1. По определению __________
    2. По I признаку __________
    3. По II признаку __________
    4. По III признаку __________
  5. Сколько пар равных сторон надо найти, доказывая равенство двух треугольников
    1. По определению __________
    2. По I признаку __________
    3. По II признаку __________
    4. По III признаку __________
  6. ∆АВС =∆PQR. Назовите соответственно равные элементы.

По информатике: 

  1. Если необходимо привести алгоритм каких-либо действий, то для их описания строят словесную модель в виде __________.
  2. К образным информационным моделям можно отнести __________
  3. Знаковые информационные модели делятся на __________.
  4. Представителями смешанных информационных моделей являются __________.
  5. Модели создаются, если __________.
  6. Треугольник может быть образной моделью __________. 

Подводятся итоги

  1. Итак, придерживаясь нашего олимпийского девиза, мы должны двигаться «Дальше, выше, быстрее!». Сейчас вам предстоит проявить свои умения в решении практических заданий вместе с олимпийской чемпионкой Еленой Исынбаевой. (Зачитывается информация)
  2. Как вы услышали, Елена не останавливается на достигнутой высоте, покоряя её, она устанавливает не только собственные рекорды, но и олимпийские. Сейчас вам тоже предстоит одолеть высоты, правильно выполняя предложенные задания.

Половина учащихся занимает места за компьютерами, выстраивая предложенные модели (задания распечатываются заранее – файлы Высота 1.doc, Высота 2.doc, Высота 3 .doc находятся в Приложении 3, во вложенных папках Высота 1, Высота 2, Высота 3 соответственно), а остальные работают с учителем на местах, решая задачи по геометрии.

Задания

По математике:


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9
 

По информатике (все файлы сохранены в Приложении 3):

Высота 1: работают по файлам «Смешанные модели» - Лист1; Лист 3.

Высота 2: работают по файлам «Модель1».doc, «Модель2».doc

Высота 3: создают многоуровневые списки, используя файлы «Текст 1».doc, «Текст 2».doc 

Подводятся итоги 

  1. Итак, наши соревнования окончены. Настал момент вручения наград.
  1. В древности призы атлетам вручали на пятый день Олимпийских игр. Высоким смыслом игр был тот настрой души, когда атлеты стремились лишь к чести участвовать в состязаниях, а не к славе победителя. Олимпионик у себя на родине получал денежное пособие, также в его честь возводилась статуя.
  2. Был простой венок зеленый
    Из оливковых ветвей
    Драгоценней, чем корона
    Всех воинственных царей.
  1. Потому что не воитель
    Получал венок такой,
    А достойный победитель
    И действительно герой.
  2. Не хотел он сеять горе,
    Побежденному грозя,
    Для него в спортивном споре
    Все соперники – друзья

IV. Итог урока.

Подвести итог работы учащихся в течение урока. Объявить и выставить оценки

Оценка 5 выставляется за правильное решение задач в тетрадях и на компьютере и правильные ответы на вопросы в течении всего урока.

Оценка 4 выставляется за правильные решения задач в тетрадях и на компьютере, но не точные ответы, полученные из-за ошибок при устных ответах.

Оценка 3 выставляется за решение задач с небольшими ошибками, допущенными при решении заданий за компьютером и на местах в тетрадях и не достаточно активной работе при устном опросе.