«Тот, кто изучает природу не через идею любви,
никогда не постигнет её законов»
Ф.Шлегель
Человек обладает знанием об окружающей его природе (Вселенной), о самом себе и собственных произведениях. Это делит всю имеющуюся у него информацию на два больших раздела - на естественно-научное (естественное в том смысле, что изучается то, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному - созданному человеком) и гуманитарное (от "гомо" - человек) знание.
В природе действуют стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно - научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной.
Самое главное различие между естественно - научной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых - объяснение, понимание и предсказание явлений.[5]
Культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
С помощью данного понятия подчёркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
Однако, мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры имеет природную основу и его социальное содержание и оформление.
В более узком смысле слово "культура" означает сферу духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности человека, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).
Гуманитарные и естественные науки, а также формирующиеся на их основе типы культур разделены, но вместе с тем они нуждаются друг в друге и они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны.
Сбываются прогнозы В.И. Вернадского, который еще в 30-х гг. XX в. отмечал реальность стирания граней между отдельными науками, целесообразности для ученых специализироваться не по наукам, а проблемам.
Выход на уровень взаимообогащения принципов и методов отражения объективной реальности, присущих естественно-научному, гуманитарному и художественному познанию, есть процесс "гуманизации" науки и "онаучивания" искусства, выявления закономерностей, управляющих как природными, так и социокультурными процессами. Единство знания все более осознается как одна из реальностей XXI в.
Гуманитарное знание обладает тем преимуществом, что изначально сконцентрировано на личности учащегося, вводит ее в круг общечеловеческих и конкретных проблем бытия. Для гуманитарного образования приоритетное значение имеет раскрытие смысла; не столько объяснение, сколько понимание эмоциональных переживаний, мыслей и поступков человека, оценка его деятельности в моральном плане.
Именно такого обращения к личности не хватает биологическому образованию, и в этом уязвимость и слабость при попытке решать указанные проблемы на материалах учебного предмета.
Обусловлено это, прежде всего, спецификой самой науки и соответствующими ей функциями учителя-предметника, которые традиционной методикой биологического образования преодолевались лишь частично.
Если сегодня учитель биологии видит свою ответственность перед учеником лишь в том, чтобы обеспечить достаточно высокий научный уровень обучения, качество знания, устойчивые умения и навыки, то такая позиция вряд ли может быть принята как однозначно положительная.
Забыта аксиома о том, что личность формируется не только и не столько совокупностью знаний, сколько наполнением своего многомерного духовного мира.
Вот почему решающим средством преодоления подобного положения может стать расширение духовной составляющей образования (и биологического в том числе).
Духовность – это особенное состояние человека, выражающееся в высоком уровне сформированности нравственных качеств личности, понимании своего места в жизни общества, гуманном отношении к людям, к труду, к природе и самому себе, а так же служении обществу. Это определенное состояние внутреннего мира человека и овеществленные результаты его деятельности, в том числе и способы, формы и нормы поведения.
Сегодня общество, культура и наука ориентируется на гуманистические ценности.
В системе современного школьного образования на передний план выдвигается личность обучаемого. И поэтому профессиональная и моральная ответственность учителя приобрела новые функции, главная из которых видится в том, насколько успешно он посредством своего учебного предмета содействует самореализации и развитию личности учащегося. При всем разнообразии точек зрения на образовательный процесс в школе, в этом сходятся большинство авторов педагогических теорий, подходов и программ.
Обрести нравственную основу знания – в этом видится главная задача школьного биологического образования.
Если учитель, подобно художнику, творчески соединит ум с сердцем, то биология может стать живой наукой самопознания.
Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая.
Рассмотрим, каковы возможные методы, средства формирования ценностно-смысловой компетенции на уроках биологии.
Ценностно-смысловая компетенция
Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать биологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека. Сюда же можно отнести формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией;
Как организовать формирование ценностного отношения школьника к природе?
- Задания на эмпатию – сопереживание состоянию природного объекта (сломанной ветке, сорванному растению, убитой птице, пересыхающему ручью и т.п.)
- Использование художественных произведений, в которых писатели и поэты сопереживают природе и передают свои чувства от её восприятия. «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте» (Платон).
-Задания на формирование образов природы средствами искусства – это чтение стихов, отрывков художественных текстов, создание фоторепортажей, сочинение биологических сказок, выполнение художественных зарисовок, плакатов, моделей, придумывание символов и эмблем, девизов. «…Воображение нужно образовать. Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения» (Живая Этика)
- Задания на переосмысление учениками своего поведения в природе с точки зрения их экологической целесообразности, анализ собственной деятельности в окружающей среде.
- Организация помощи природным объектам, создания здоровой и эстетичной среды для своей жизни (проект «Яблоневый сад», «Пришкольный участок», «Цветущая школа»)
- Рассмотрение фактов из биологии под нестандартным углом зрения. Даже в анатомии человека очень многое связано с фольклорными, мифологическими, житейскими, художественными представлениями. Понимание этого позволяет иначе увидеть уже известное, обнаружить загадочное в том, что казалось уже описанным и объясненным представить новое в привычном.
- Воспитание на примере творчества ученых как условия нравственной оценки их вклада в развитие цивилизации.
Познаваемая наука – биология – есть не что иное, как человеческое зеркало природы. Изучая на уроках природу, необходимо понимать и исследующего ее ученого: каким образом он познает внешний мир, что при этом испытывает, через что ему приходится пройти, прежде чем он получит удовлетворение от самого процесса постижения истины и возможностей своего разума.
При систематическом, методически оправданном применении на уроках биографического материала, учащиеся приобретают конкретные социокультурные знания. И хотя со временем знания о творчестве выдающихся ученых в памяти обучаемых в какой-то мере «сотрутся», свою главную задачу они уже выполнят. Материал, посвященный вкладу отечественных ученых в развитие науки, дает широкие возможности для патриотического воспитания учащихся.
Знакомство с биографиями великих ученых раскрывает мудрость, высокую мораль мыслителей, их самоотверженный труд на благо всего человечества. Они – гуманисты, борцы за свободу мышления. Открытия, которые больше всего продвигают человечество вперед, чаще всего добываются не благодаря, а вопреки общепринятому мышлению. Как мало первооткрывателей, над которыми не глумились, которых не обвиняли в невежестве. Убедительно об этом пишет К.Э. Циолковский в своем труде «Ракета и космическое пространство». «Ламарк написал книгу, где разбирал и доказывал постепенное развитие существ от низших организмов до человека. Французская академия во главе с со знаменитым Кювье измывалась над этой книгой и публично приравняла Ламарка к ослу. Галилей был пытан, заключен в тюрьму и принужден с позором отречься от своего учения о вращении Земли. Только этим он спасся от сожжения. Кеплер сидел в тюрьме. Бруно сожжен за учение о множественности миров. Французская академия отвергла Дарвина, а русская – Менделеева. Колумб после открытия Америки был закован в цепи. Майер был доведен измывательством ученых до сумасшедшего дома. Химик Лавуазье казнен. Коперник лишь на смертном одре получил свои печатные труды. Работы Менделя обратили внимание на себя только через десятки лет после их издания. Гальвани, открывший динамическое электричество, был осмеян. Изобретатель книгопечатания – Гутенберг – умер в нищете, так же как (недавно) и изобретатель холодильных машин Казимир Пелье. Фультон отвергнут самим Наполеоном (первым). Не перечислить сожженных и повешенных за истину. История переполнена фактами такого рода» Далее Циолковский продолжает: «Человечество в лице даже высших своих членов не узнавало и не ценило своих мыслителей, изобретателей, реформаторов и других благодетелей, которыми двигался прогресс и благодаря которым человек удалился от состояния животного и приблизился к небу …Длинными рядами проводит перед нашими глазами история этих осмеянных. забитых, обезглавленных и сожженных светочей мира, один волосок которых стоит более миллиона средних людей» [6]
Способность вместить необычное помогает принять новое. Постижение личности и индивидуальности ученого, обогащение уроков биологии фактами высоких нравственных убеждений и поступков ученых могут иметь огромное влияние на воспитание благородного человека, на его будущее мировоззрение. Потому в биографиях мыслителей следует искать факты, помогающие воспитывать терпимость, жертвенность, когда познаем новое, непонятное, необычное, укреплять понимание, что умственный труд есть главнейший фактор самовоспитания духа и развития силы воли.
Нравственность образования измеряется тем, в какой мере оно позволяет и помогает формировать потребности, интересы, ценности, взгляд на мир и свое место в нем, раскрывать эмоциональные и интеллектуальные способности и возможности по реализации жизненных целей и задач.
Именно эти моменты следует выдерживать в содержании и методике обучения и воспитания, именно ими будут определяться нравственные изменения школьного биологического образования.
«Знать всё» - перестает быть лозунгом образования. Да и к чему науки, в которых нет места главному – человеку и его жизни!?
Учитель биологии обязан быть философом, чтобы из брошенного семени взошли добрые всходы.
Чтобы не уходили ребята из школы, не понимая для чего их мучили естествознанием, даже не начав мыслить о своем месте и назначении во Вселенной.
Первейшая наша обязанность – ещё в школьные годы направить молодого человека на надёжный философский путь поиска ответов на фундаментальные вопросы жизни.
А.Эйнштейн писал: «где только возможно, изучение должно стать переживанием…» [1] Сегодня уже очевидно, что в XXI веке образованным будут считать того, кто имеет самые главные – мировоззренчески опорные знания, сочетающего чувствующий ум и думающее сердце.
Да, есть неизбежное - требование стандартов, но есть наиважнейшее – культура и мировоззрение человека. Стандарты обеспечат успехи будущей цивилизации, но без культуры и целостного мировоззрения - будущего вообще может не быть!
Помогут построить беседы с детьми на уроках биологии о гармонии и единстве всего созданного, о влиянии природы на душу человека книги по духовному воспитанию А.Лопатиной и М. Скребцовой. [2,3,4] В них можно найти игры, вопросы, задания, развивающие творческое мышление, воображение и нравственное отношение к окружающему миру.
5 класс
Сказка про Человека, Дерево и Животное. Сказка о жизни трех друзей: Маши, Яблоньки и коровы Милки. (раскрывают взаимодействие представителей Царств природы)
Сказка про то, как дед Семён и Полкан спасли Яблоньку.
6 класс
Сочинение: «Целительные силы природы».
7 класс
Сочинение: «Городская весна».
Мои стихи о любимом времени года.
8 класс
Классическая музыка о природе (для учащихся музыкальных классов школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля)
9 класс
Рассуждение: «Чем жизнь человека отличается от жизни животного?»
Важно понимание, а впоследствии глубокая убежденность в том, что человеческая жизнь отличается от других форм сущего, что она имеет специфическое назначение в составе мироздания, что по существу жизнь человека – это жизнь духа.
10 класс
Конкурс сочинений «Человек Будущего: каким он будет? какие проблемы ему придется решать в первую очередь?» позволяет узнать такие мысли учащихся:
«Человек, безусловно, уникальное создание. Он имеет разум, душу, способен понять не только себя, но и ближнего. Он наделен многими уникальными способностями, порой необычными, но их надо открыть в себе»
«Человек – самое разумное существо на планете. Он способен чувствовать, переживать, размышлять, выбирать, а главное – любить»
«Каков человек, его духовность, такова и окружающая его действительность»
«Совершенство человека Будущего зависит во многом от нас. Мы должны оправдать надежды, которые возлагали на нас люди Прошлого. Мы должны быть дружнее, добрее друг к другу, стремиться к совершенствованию себя. Вся дальнейшая жизнь нашей планеты зависит от нас»
«В недалеком будущем мир узнает о приборах и механизмах, которые пока существуют на страницах фантастических романов. Действие этой техники будет основано на энергиях малоизученных или пока неведомых. Организм человека раскроет невиданные силы»
Размышление над вопросами: «Что такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым? В чём вы видите причины болезней? Кто должен заботиться о вашем здоровье?»
приводит учащихся к следующим выводам:
«Здоровье – это жизненная энергия, которая дается человеку при рождении, но может изменяться в течение жизни в лучшую или худшую сторону, в зависимости от образа жизни человека»
Здоровье чаще связывают с физическим состоянием человека. Но тело и душа связаны между собой. Человек, который находится в спокойствии и уверенности, выдержит все превратности судьбы. Здоровье человека зависит от того общества, в котором он живет, ведь мы имеем большое влияние друг на друга, мы способны украсить или сделать хуже жизнь другого человека»
«Понятие здоровья физического и нравственного нельзя отделять друг от друга»
«Ни богатырское здоровье, ни румянец, сами по себе не являются критериями здоровья. Суть этого понятия в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности, способности противостоять вредным влияниям»
11 класс
Подбор высказываний известных мыслителей, писателей, поэтов, ученых, раскрывающих точку зрения авторов на возникновение и развитие природы.
Незаменима учебно-исследовательская деятельность как способ формирования культуры подростков разных возрастов.
Таким образом, воспитание человека Культуры включает в себя:
- изучение учебного материала в культурном контексте
- использование при этом мировоззренческих, методологических, историко-научных, биографических и общекультурных знаний и представлений.
Всё вместе – познавательный процесс, основанный на принципах гуманизации.
«Если духовные истины вечны и универсальны, значит, их можно выразить на любом языке, в том числе и на языке науки» (Питер Рассел).
Понимая, что вышеизложенным не исчерпываются возможности гуманизации процесса обучения биологии, назовем главные составляющие уроков биологии в старших классах:
- для развития логики – привычное: теория, решение задач, практические работы;
- для сердечного осмысления науки, для развития чувствознания, для самопознания и интуиции – аналогии;
- для развития высших чувств, создания атмосферы торжественности, гордости за человеческую мысль, для вмещения нового и необычного – история духовных подвигов ученых и рассказы о необычных достижениях новейшей науки.
«Состояние, к которому мы должны устремляться, - это состояние культурного просвещения, а не простого, хотя и широкого образования. Можно выучить наизусть имена тысяч мужчин и женщин и всё же в действительности ничего о них не знать. Чему мы должны научиться – так это постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни» (С.Н. Рерих)
Литература
- Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М.:Просвещение. 1987. С.24
- Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Природа глазами души, М.: «Солид», 1996.
- Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Мир твоей души, М.: «Солид», 1996.
- Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Дары Земли, М.: «Сфера», 1999.
- Сноу Ч. Две культуры, М.: Мир, 1973.
- Циолковский К.Э. Гений среди людей. М.: Мысль. 2002. С. 92.