Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Тайна русского слова: слово и экология души"

Разделы: Русский язык


Учебники, по которым ведётся образовательная работа:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений, 2 части. - М.: Дрофа, 2007.
  3. Власенков А.И. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, 2 части. - М.: Просвещение, 2006.

Присутствуют: ученики 7, 11 классов, гости, желающие принять участие в разговоре.

Тема: Тайна русского слова: слово и экология души.

Тип: комбинированный урок.

Цели:

образовательные:

  • совершенствование навыка создания высказываний на классических образцах письменной речи;

развивающие:

  • развитие культуры речи;
  • развитие логики высказываний;
  • развитие навыка вести диалог;
  • стремление к творчеству;

воспитывающие:

  • установление новых связующих нитей с людьми;
  • привитие чувства доброжелательности, внимания к собеседнику;
  • возрождение забытых традиций чувствовать удивительное народное слово;
  • воспитание чувства любви к родному языку, запечатлённому в творческих находках писателей;
  • воспитание чувства любви к России.

Форма организации занятия: эвристическая беседа.

Методы:

  • репродуктивные: словесные, наглядные;
  • продуктивные: создание высказываний.

Средства обучения:

  • газеты «Язык твой - друг твой», «Занимательная грамматика», «Русский язык велик и могуч».
  • компьютерная техника, компьютерная презентация (слайды 1-34 отмечены в плане урока как приложения 1-34), музыкальные диски, музыкальный центр.

Форма организации работы: разновозрастный урок; фронтальная, индивидуальная, творческая формы.

Ход урока

Звучит красивая классическая музыка. В аудитории дети и взрослые (родители, педагоги, представители общественности).

Учитель.

Уважаемые друзья! Сегодня мы собрались на публичный урок русского языка «Тайна русского слова: слово и экология души». (Приложение 1.)

Попробуйте определить цель нашей встречи.

Выступают участники, определяя цель урока.

Учитель.

Главное предназначение нашей встречи - задуматься над высоким званием «человек», над духовным содержанием нашей родной речи, над экологией души. (Приложение 2.)

Учитель.

Роль слова в человеческой жизни метко подмечена народом в пословицах и поговорках. (Приложения 3, 4, 5.)

Попробуем подумать над смыслом любой пословицы. Предлагаю вам, уважаемые друзья, высказать своё мнение.

Выступают участники урока.

Учитель.

Бережное отношение к слову должно быть характерно человеку. Вот так об этом говорит Иван Сергеевич Тургенев. (Приложение 6.)

Учитель.

Чтобы сохранить красоту, защитить себя и своих близких от злого и разрушающего влияния современного мира, поделиться с людьми добром, радостью, любовью, чтобы получить великое утешение, мы обращаемся к искренней и сильной молитве и черпаем в ней важное, мудрое, благочестивое слово. (Приложение 7.)

Учитель.

Обращаясь к великим святыням с молитвой, мы глубоко верим в благодатную силу слова, произносимого нами с такой надеждой!

Разговор о языке больной и тревожный для всякого совестливого человека. Каждый из нас появился в мир благодаря матери. Святая мать, давшая свет, и перед ней, самой родной, мы в вечном долгу. (Приложение 8.)

Ученик 11 класса читает отрывок из поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей».

Учитель.

Суть человеческой жизни заключается в преклонении перед неповторимым именем матери. Судьба человечества в руках матери!

Человек начинается с детства, с первого слова.

Ученица 11 класса читает стихотворение Вероники Тушновой «Первое слово». (Приложения 10, 11, 12, 13.)

Ученицы 11 класса исполняют песню о детстве, например, «Крылатые качели». Зал тоже поёт.

Учитель.

Антон Павлович Чехов, удивительный мастер слова, учил: говорить и писать надо «кратко», но «талантливо». Язык его произведений простой и ясный, понятный любому слою читателей. (Приложение 14.)

Учитель.

К чему призывает писатель?

Выступают присутствующие.

Учитель.

Язык – часть жизни нации, жизни каждого из нас. Слово живое. Об этом Иван Алексеевич Бунин пишет в стихотворении «Слову жизнь дана…» (Приложение 15.)

Учитель.

Что же мы понимаем под экологией слова? Почему сегодня так остро обозначена проблема сбережения русского языка?

Работа с публикой.

Учитель.

Спасибо всем за интересные мысли. (Приложение 16.)

Ученица 7 класса читает стихотворение Я. Козловского «Слова...». (Приложение 17.)

Учитель.

Каким же может быть по своему воздействию на человека слово?

Публика даёт оценки. (Приложение 18.)

Учитель.

Все мы мечтаем о том, чтобы мир вокруг был добрым, красивым, правильным и чистым. Для этого надо много трудиться над собой, быть вежливыми в поступках и словах.

Новые мысли и краски находим в строках Александра Александровича Блока. (Приложение 19.)

Вслушайтесь в трепетные строки Анны Андреевны Ахматовой. (Приложение 20.)

Что объединяет высказывания Блока и Ахматовой?

Публика дает варианты ответов.

Учитель.

Какие враги есть у родного языка? (Приложение 21.)

Учитель.

Остановимся на одном из неприятнейших врагов языка. Как вы относитесь к русскому мату?

Публика выражает своё мнение. Идёт диалог. (Приложение 22.)

Учитель.

Предлагаю выступить присутствующему на уроке священнику протоиерею Олегу Владимировичу Карпову.

Ученик 7 класса читает стихотворение Эдуарда Асадова «О скверном и святом». (Приложение 23.)

Учитель.

«Не теряйте звания людей!» - пусть в душу каждого войдёт это страстное обращение Асадова! Разумеется, запретом скверных слов проблему не решить - нужно воспитание нравственности, хорошего вкуса.

Ирзабеков Василий (Фазиль) в своей удивительной книге «Тайна русского слова» обращается к таинственной, созидающей Божественной силе слова. (Приложение 24.)

Ученица 11 класса.

Книга читается на одном дыхании. Автор, азербайджанец по национальности, фактически сложил гимн созидающей силе русского слова. Для него, учителя русского языка и литературы, как православного человека, русский язык стал сутью и нервом его жизни.

Ученик 11 класса.

Ирзабеков Василий Давыдович говорит о русском мате как о позорнейшем явлении нашей жизни. Его беспокоит то, что «сквернословие проникло в наши жилища и дворы, школы и улицы, укромные уголки тенистых скверов и бескрайние поля, сам воздух России, кажется, напоен до предела миазмами этой заразы».

Ученица 11 класса.

С болью в сердце автор констатирует, что сквернословят отцы семейств и хранительницы очага, подрастающие мужчины и будущие матери, мальчики и девочки. Тревога за растление душ переполняет автора, но определённо чувствуется и надежда на то, что не всё потеряно: «…я убежден, что в русском языке мата нет и быть не может. Да-да, вы не ослышались, мат лежит за пределами, за дальними границами той благословенной территории, которая зовется великорусским языком. И вот почему.

Вспомним, на богородичных иконах Царица Небесная изображается, как правило, с тремя восьмиконечными звездами: на челе и на плечах. Это не просто украшение, а графические символы одного из самых сокровенных Таинств нашей веры - Приснодевства Пречистой до, во время и после Рождества Спасителя».

Ученица 11 класса.

В Каноне Ангелу Хранителю взываем к Богородице со словами: «Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая...» Никак по-иному об этой величайшей тайне и не скажешь. Ведь недоуменно - это указание на то, что она недоступна человеческому уму.

Так вот, орды завоевателей, захватившие русские земли, но так и не сумевшие покорить душу русского человека по причине непостижимой для них веры его во Христа и верности Ему, посягали на то, что злой варварский ум ни понять, ни принять не в состоянии, - на Таинство Боговоплощения. Да-да, именно об этой нашей Матери вели они свою похабную речь, это на Ее Небесную чистоту покушались они своими погаными устами. Закономерно поэтому, что ругань именуется еще и инфернальной лексикой, ведь инферна по-латыни означает ад.

Именно по этому поводу сокрушается святой апостол Павел: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29.)

Ученик 11 класса.

Разве не слышим мы из пречистых уст Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36-37). Именно поэтому первое же испытание, именуемое в Церкви мытарством, которое ожидает нашу с вами душу после смерти, - ответ за сквернословие, за словесную распущенность, за лексическую грязь. Так чем же, несчастные, оправдаемся, подойдя к неотвратимому финалу?! Может, адский пламень - это еще и Великое Торжество Стыда, такого необходимого свойства человеческой души, загнанного сегодня в самый дальний, десятилетиями не метенный угол?.. Когда все существо твое и вправду будет сгорать от вселенского стыда и мучительной невозможности что-либо исправить.

Ведь отвечать-то придется действительно за каждое слово. В том числе и за звучащее чаще многих иных оскорбительное слово «козел», которым не пренебрегают сегодня ни стар, ни млад. А знаете ли вы, что оно есть не что иное, как проклятие, адресованное ближнему?.. Бросив в чей-то адрес незамысловатое, на первый взгляд, обидное словечко, мы, сами того не осознавая, творим над ним суд, который нам неподвластен. Вспомним слова, сказанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7,1-2). Вот и получается, что адресованное ближнему как бы невзначай расхожее грубое словцо на деле оборачивается проклятием, обращенным... к самому себе!

Учитель.

Ирзабеков Василий Давыдович убедительно пишет: «…язык – это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем». Неоднократно в своей книге автор говорит об ответственности человека перед Богом за свою речь, приводит примеры высказываний представителей современной науки, например, академика Ф.Я. Шипунова, который утверждает, что раз произнесённые или воплощённые в событиях слова «запечатлеваются в любой точке Вселенной навсегда». В предисловии к книге Ирзабекова игумен Пётр (Пиголь), кандидат богословия, первый проректор Российского православного института св. Иоанна Богослова, приводит высказывание профессора В.Ю. Троицкого. (Приложение 25.)

Ученик 7 класса читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Учитель.

В чём тайны проникновенности, музыкальности этих лермонтовских строк?

Ответы присутствующих.

Мягкая лирическая интонация отличает стихотворение. Главные слова в нём- «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть»-связаны сверой, с христианской традицией. Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Она может излиться на каждого независимо от его заслуг и поступков.

Для спасения же человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Потому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение.

Для поэта тайной остаётся сила воздействия слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них».

Поэт хочет, чтобы мы вместе с ним и его лирическим героем прошли от тьмы к свету, от грусти-к надежде и вере.

Вспоминаются строки Фёдора Ивановича Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.

Учитель.

Примером любви к матери, умения выразить чувства утешения является стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо к матери».

Читает Соломина Вера Ивановна, наша гостья, умудрённый жизненным опытом человек. (Приложение 26.)

Учитель.

Какова главная мысль этого стихотворения?

Ответы присутствующих.

Читает стихотворение Вероники Тушновой «Сто часов счастья» Колганова Галина Борисовна, заместитель директора школы по воспитательной работе (Приложение 27.)

Учитель.

О чём это сердечное стихотворение?

Ответы присутствующих.

Ученица 11 класса читает стихотворение Вадима Шефнера «Слова». (Приложение 28.)

Учитель.

Как вы восприняли стихотворение? Какие строки вас особенно тронули?

Ответы присутствующих.

Ученица 7 класса читает стихотворение Н. Веселовской «Люблю твердить народные названия…» (Приложение 29.)

Учитель.

Какая идея этого стихотворения?

Ответы присутствующих.

Учитель.

Знаменитый учёный, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв в «Письмах о добром» даёт мудрый, честный ответ на очень многие жизненно важные вопросы. Его книга - урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой доброты. (Приложения 30, 31.)

Учитель.

Люди общаются…(Приложение 32, 33.)

Учитель.

Язык живой. Язык-твой ДОМ, родной, мудрый, ценный.

Если не заботиться о нём, что останется передать новым поколениям, как пробудить ответственность за прошлое, настоящее и будущее русской культуры, русского языка.

Каждый человек-это целый мир, целая Вселенная, именно поэтому так важно с уважением относиться к этому миру, даже если он совсем не похож на твой. Уважать- значит признавать важность в своей жизни всего, что в ней есть. Именно уважение лежит в основе всех взаимоотношений, и из него со временем вырастает любовь. 

Надо учиться любить себя. Не любя себя, мы не можем полюбить тех, с кем встречаемся в жизни. Не уважая других, мы может стать одиночками. В этом свете совершенно очевидна фраза из Библии: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Предлагаю вам, дорогие друзья, оценить наш сегодняшний урок.

Рефлексивные оценки присутствующих.

Урок очень своевременный, необходимый. Мы будем следить за своей речью, изгонять слова-сорняки, стараться правильно ставить ударения.

Глубокий, сильный, благородный русский язык надо защищать от грубых слов.

Урок убедил в том, что каждый из нас несёт ответственность за культуру речи.

Жить среди людей - быть человеком!

Наш патриотизм имеет чистые истоки в русской истории и русском языке.

(Приложение 34.)

Список литературы

  1. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку.- Минск, «Народная асвета», 1965.
  2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: «Детская литература», 1988.
  3. Асадов Э.А. Ты снова придёшь ко мне.- М.: ЭКСМО, 2006.
  4. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе.-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
  5. Гамзатов Р.Г. Четки лет. – М.: «Художественная литература», 1986.
  6. Гангнус Л.В. Азбука вежливости. - М.: «Педагогика», 1988.
  7. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы.- М.: «Молодая гвардия», 1989.
  8. Животворящий русский язык. Публичные уроки русского языка. Учебно-методическое пособие для учителей-словесников, классных руководителей, старшеклассников. - Киров, 2008..
  9. Ирзабеков Василий (Фазиль). Тайна русского слова. Заметки нерусского человека.- М., Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2007.
  10. Красота души. Женский православный календарь. 2008.
  11. Пословицы. Поговорки. Загадки. – М.: «Современник», 1986.
  12. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: ЭКСМО, 2007.
  13. Тушнова В.М. Избранное.- М.: ЭКСМО, 2006.
  14. Шефнер В.С. Рядом с небом. - Ленинград, 1962.

Интернет-сайты

  • http://marathon.1sept.ru
  • www.gramota.ru
  • http://www.budi-zdorov.ru