Сценарий интеллектуально-игровой программы "Где мы были? Что мы видели?"

Разделы: Внеклассная работа


Интеллектуальные игры, как исторически обусловленное общественное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения. В более поздние времена многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги, выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей.

В наши дни особенно актуальны слова Пьера де Кубертена, произнесенные в начале 20 века: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещенным. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса». Современная система образования должна обратиться к активному использованию игр в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Значимое для человека личностное образование – это интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека – познавать окружающий мир, отношение человека к миру, в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, закономерности, противоречивость.

Особую значимость развитие познавательного интереса приобретает в школьные годы. Именно поэтому Дом детского творчества «Кировский» на протяжении нескольких лет организует интеллектуальные игры для школьников района в рамках проекта Клуба интеллектуального развития «Созвездие».

Цель всей нашей деятельности – формирование инициативной, творческой, ориентированной личности, способной к самореализации своего интеллектуального потенциала в социуме. Достижение к цели возможно через реализацию поставленных задач:

  1. формировать умение результативно работать со справочными и энциклопедическими литературными источниками при составлении игровых программ;
  2. способствовать развитию основных навыков коммуникации и организационно-педагогической деятельности среди сверстников;
  3. создавать условия развития высокого уровня мышления;
  4. развивать уважительное отношение к продуктам собственного и чужого интеллектуального творчества, формировать адекватное отношение к своему «Я» и личности других членов коллектива

Клубные занятия востребованы прежде всего самими школьниками, поскольку они удовлетворяют особые их потребности. Эти потребности можно свести к пяти основным группам:

  • потребность в общении;
  • в самостоятельности, самореализации, творчестве;
  • в разностороннем развитии;
  • в отдыхе;
  • в радостях, положительных эмоциях.

Таким образом, деятельность клуба интеллектуального творчества понимается как путь поиска ребенком самого себя в коллективе, обществе. Это путь, дающий свободу саморазвития и самореализации.

Всю деятельность подростков, занимающихся в клубе, можно разделить на три этапа:

  1. Предыгровой период (подготовка к игре, психологическая подготовка).
  2. Собственно игровой период (оценка и проверка умений, полученных на предыгровом этапе, что усвоено - это проверка отношений участников игры, как к своим партнерам, так и к соперникам).
  3. Постыгровой период (включает анализ участия в играх, анализ организации и проведения игр, психологическую релаксацию).

Игра должна быть наполнена содержанием, подготовлено ее оформление и материальное обеспечение. Это должно быть осуществлено на высоком уровне, который могут оценить руководители других клубов

Сценарий интеллектуально-игровой программы «Где мы были?.. Что мы видели?..»

Ведущий: Добрый день! Дорогие ребята, я поздравляю вас с началом нового учебного года. Осень – это здорово! А что для вас ОСЕНЬ? (дети дают свои варианты ответов )

В. Осень – это, конечно же, начало нового путешествия в мир знаний, знакомство с новым, неизвестным. А прежде всего - встреча со старыми друзьями. 1 сентября называют Днем знаний. 2008 год объявлен годом семьи, а еще в этом году наш город отметил свое 115- летие. Тогда и мы с вами посвятим нашу встречу этой дате.

Сегодня мы совершим с вами путешествие по нашему городу, такому родному и близкому.

В. Но для начала познакомимся (называются команды, аплодисменты)

В. Вот перед вами маршрутный лист. Но перед тем, как отправиться в путешествие, я приглашаю на сцену ваших капитанов, именно они поведут вас по пути знаний и знакомства. (на сцену приглашаются капитаны команд)

Конкурс капитанов:

Вопросы Ответы
1. Правда ли, что Новосибирский театр оперы и балета открылся в 1945 году оперой «Иван Сусанин»? Да
2. Правда ли, что до того, как построили коммунальный мост (в 1955 г.), соединяющий Левый и Правый берега г. Новосибирска, люди переправлялись по Оби зимой на санях по льду, а летом на лодках и пароме? Да, правда
3. Правда ли, что 7 мая 2005 г., когда наша страна отмечала 60-летие Победы, в Ленинском районе был открыт памятник летчику, Герою Советского Союза – Мересьеву? Нет
Памятник А. Покрышкину
4. Правда ли, что известный детский писатель Новосибирска Юрий Магалиф, написал сказку «Приключения Бибигона?» Нет
«Приключение Жакони»
5. Правда ли, что в нашем городе в недалеком будущем будет построен дельфинарий? Правда
6. Правда ли, что в этом году нашему городу исполнилось 150 лет? Нет, 115 лет

В. Итак, мы отправляемся в путешествие по нашему городу. Наш город молодой, ему исполняется всего 115 лет. Но за этот короткий срок – из рабочего поселка, который возник на правом берегу, он превратился в огромный, миллионный город, расположенный на двух берегах Сибирской реки – Обь. Город включает в себя (сколько районов?) – правильно 10. Давайте перечислим их! Каждая команда называет по одному району. Пойдем по кругу.

  • Кировский
  • Ленинский
  • Советский
  • Первомайский
  • Дзержинский
  • Железнодорожный
  • Центральный
  • Заельцовский
  • Октябрьский
  • Калининский

В. Юбилей города. К нему начинают готовиться взрослые и дети заранее. О том, что будет праздник, мы узнавали из газет, по радио, по телевидению, рекламных щитов. Вы заметили, что к празднику наш город стал намного чище, уютнее, красивее.

В. Первое задание командам. Ваша задача, получив подсобный материал, изготовить рекламный щит, в котором вы должны отразить какие-то важные моменты из жизни и для жизни города. Призвать своими творениями к чему-то: чистоте, порядку, к правильной парковке машин и т.д. А потом еще и защитить эту рекламу. На все вам дается 5 минут.

(бумага, вырезки из журналов, фломастеры, клей )

Пока дети рисуют, звучат песни о Новосибирске.

ЗАЩИТА РЕКЛАМНЫХ ЩИТОВ.

В. Где бы вы хотели разместить свой рекламный щит? (выходит представитель команды, открывает место). По данной теме задаются вопросы.

ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА, КРАСНЫЙ ПРОСПЕКТ 

1. Площадь Ленина расположена на проспекте, о котором сложены стихи:

Меж зданий из стали, стекла и бетона
Серебряной нитью, натянутой твердо
Пролег он – неутомимый, бессонный
От самой Оби до аэропорта.

В. Напишите старое и новое название этого проспекта.
Новониколаевский
Красный проспект
2. И вновь стихи:

А в сквере героев замерло время
На скромных надгробьях скорбные даты.
Скала, и березы шумят над теми,
кто жертвою пали в борьбе… в двадцатом.

В. О каком сквере идет речь?
Сквер героев революции
3. Работа с карточкой.
Какие из этих зданий расположены на Красном проспекте?
- краеведческий музей
- картинная галерея
- Дом Ленина
- Часовня
4. На площади в дни праздников, а особенно в День города, проводятся выступления коллективов.
Должны поучаствовать в концерте и мы.
От каждой команды по 1 номеру. Готовите 3 мин.
Команда-болельщики готовят кричалку.
Танец, песня, стихи

Сдаем карточки с ответами.

ЗООПАРК

Это конкурс «Двойной удар». На сцену приглашается один представитель от команды, или капитан. Он и вы одновременно отвечаете на вопросы.

1. Каждый новосибирец гордится несколькими достопримечательностями города:
  • часовней, символически обозначающей центр России;
  • роскошным оперным театром;
  • и, конечно же, зоопарком. Новосибирский зоопарк – уникален.
В. Как очень часто называют наш зоопарк, выберите правильный ответ:
  1. живая зеленая книга
  2. живая красная книга
  3. уникальный зоопарк
Живая Красная книга
2. Зоопарк основан в 1947 году. Поначалу зверей в нем было немного, для них строились деревянные вольеры.В. После какого неприятного события в 1957 году для зверей начали строить железные вольеры? После пожара 1957 г.
3. Как вы думаете, сколько мяса съедают в день питомцы зоопарка? Дайте правильный ответ:
  • около 100 кг
  • около 200 кг
  • около 300 кг
  • около 400 кг
Около 300 кг
4. В каком конкурсе России в этом году принял участие наш зоопарк?  «Семь чудес России»
5. Нарисовать зверя из зоопарка (с закрытыми глазами)  

 ВОКЗАЛ, МЕТРО

1. Основателем города мы считаем инженера. Его именем названа привокзальная площадь и одна из станций метро.В. Назовите фамилию этого человека. Гарин-Михайловский
2. Как правильно называется наш вокзал. Выбери правильный ответ:
  1. Новосибирский вокзал
  2. Новосибирск основной
  3. Новосибирск – Главный
Новосибирск-Главный
3. Работа с карточкой «Подпиши станции метро», допиши недостающую стацию  

После второго вопроса – ответа сдать карточки

АКАДЕМГОРОДОК

1. Строительство Академгородка возглавил сам академик Лаврентьев. Он приехал на необжитую землю со своей командой. Началось строительство городка – жилых домов, институтов. Лаврентьев везде должен был успеть. Пешком это невозможно, поэтому он ездил на машине.
В. А как называлась его машина?
Бобик

2. Когда строился Академгородок, удалось сохранить лес и уберечь его в дальнейшем при строительстве города. Сам Лаврентьев следил за тем, как осуществляется приказ о сохранении зеленых насаждений. Однажды в новогоднюю ночь, один очень важный математик срубил молодой кедр.

В. Как наказали этого ученого? Выбери правильный ответ:

  1. объявили выговор
  2. погрозили пальчиком
  3. публично высекли розгами
  4. уволили с работы и выселили из квартиры
Уволили с работы и выселили из квартиры.
3. В Академгородке много проспектов. Один из них называется «Морской». Как вы думаете, за что он получил такое название? Он ведет прямо к Обскому морю

ТЕАТР

В. Новосибирск – город театральный, потому что в нем много театров, а так же других культурных учреждений.

В. А какие театры знаете вы? Каждая команда называет по одному:

  • Оперный
  • муз. комедии
  • Областной театр драмы
  • «Глобус»
  • Левый берег
  • Кукольный
  • Красный факел, кроме того в городе есть
  • цирк
  • картинная галерея
  • краеведческий музей ( 2 )
  • Дом Ленина
  • филармония
  • церкви и часовни.

В. А теперь задание, оно будет заключаться в следующем.

Вам необходимо составить правильно цепочку из данных.

  • получаете карточку
  • с командой определяете правильный ответ
  • берете в жюри этот ответ, относите в команду.
  • решаете с командой на какой улице, в парке, площади находится это здание.
  • берете в жюри правильный ответ, несете команде.

В. После этого каждая команда выходит на сцену, выстраивает цепочку данных: картинка со зданием – название здания – улица

(отчет команд)

В. Дети, а вы любите ходить в театр. А в каких театрах вы были?

СПОРТ

1. В городе есть много спортивных сооружений, где проходят разного рода соревнования (Спартак, Динамо, стадион Сибсельмаш), а как называется главный дворец спорта? Ледовый дворец спорта «Сибирь»
2. Запишите в столбик известные вам фамилии наших прославленных спортсменов, Олимпийских чемпионов:
  • Карелин
  • Подгорный
  • Поздняков.
Напротив, напишите вид спорта.
  • Греко-римская борьба
  • гимнастика
  • фехтование
3. Все вы внимательно смотрели за выступлениями наших спортсменов на Олимпиаде в Пекине. Напишите сроки проведения Олимпиады и кол-во медалей (всего) полученных нашей сборной. 8 – 24 августа, 72 медали

В. Итак, пока жюри подсчитает результаты, назовет нам победителей, мы подведем итог!.

Конечно, за такой короткий срок невозможно посетить все любимые места. Вот мне очень нравится бывать на Монументе Славы, у Вечного огня. А что нравится вам? (разговор со зрителями)

В. Подведение итогов, вручение подарков.