Использование родного языка на уроках устного курса русского языка в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Мы живем в маленьком якутском селе Бютейдях. Наш главный, основной язык общения – это родной якутский язык.

На первых уроках русского языка организация учебного процесса ведется на родном языке, что педагогически вполне оправдано. С детьми, совершенно не владеющими русским языком, невозможно сразу же говорить на непонятном им языке. Поэтому различные задания, просьбы даются на родном языке, затем повторяются на русском. Учитель предупреждает детей о том, что на следующих уроках эти указания будут даваться только на русском языке. Например, слова и предложения: Встаньте. Сядьте. Покажи. Повтори. Выполни это задание. С пятого – шестого урока учитель говорит уже на русском языке, без перевода на родной язык.

Вместе с тем, хочется отметить, что треть наших малышей, хорошо понимают русскую речь. Некоторые учащиеся понимают все, но не могут сказать по-русски. Особенностью менталитета нашего народа является скромность, стеснительность. Это очень заметно именно на уроках русского языка. Дети все прекрасно понимают, но не могут сказать вслух. И здесь главная роль принадлежит учителю. Учитель очень тактично, уважительно, не торопя, должен сделать так, чтобы ребенок поборол в себе стеснительность.

На уроках устного курса большое внимание уделяется работе над трудными звуками и звукосочетаниями русского языка. Артикуляция таких звуков объясняется на родном языке. Родной язык следует использовать и при усвоении грамматических явлений русского языка. С помощью родного языка можно довести до сознания учащихся смысл этих явлений. Например, в русском языке вопрос кто? Ставится ко всем живым предметам, а вопрос что? к неживым. Дети сознательно усваивают, когда нужно употреблять что? и когда кто? Правильное понимание русских слов в различных грамматических формах также можно проверить с помощью родного языка. Для этого учитель говорит предложение на родном языке и требует от учащихся сказать это же предложение по-русски. Вот простые предложения: Мы ученики первого класса. Вот наш класс. Вот наша учительница. Мы живем в селе Бютейдях. Этот способ закрепляет навыки употребления русских слов в изучаемых грамматических формах. Используется систематически, с повторением и с вводом новых предложений. Детям это очень нравится. Они с удовольствием всегда повторяют за учителем.

В условиях, когда дети приходят в школу, владея только родным языком, учитель не может не прибегать к помощи родного языка. В первые дни пребывания в школе понятия и представления об окружающем мире формируются на родном языке. Поэтому рекомендуется вести учебно-воспитательную работу на родном и на русском языках. Следует проводить, например, недели русского языка, дни русского языка, дни любимых книг. Правильное использование родного языка будет способствовать успешному овладению русским языком, разрешению задач воспитания учащихся.