Конспект урока русского языка во 2-м классе на тему "Закрепление знаний о разделительном мягком знаке

Разделы: Начальная школа


Тип урока: закрепление изученного материала.

Цели урока:

  1. формировать умение правильного употребления слов с разделительным Ь;
  2. совершенствовать навыки правописания слов с разделительным Ь;
  3. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  4. воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  1. СD ROM «Загадки тигренка Усика», «Руссобит Паблишинг», 2004 г.;
  2. мультимедийный ПК с проектором;
    программа Notebook для интерактивной доски SMART;
  3. дидактический материал:
    фолии по русскому языку Министерства образования РФ;
    иллюстрации животных;
    плакаты со словами; с транскрипциями йотированных гласных;
  4. раздаточный материал:
    карточки с предложениями;
    карточки для звуко – буквенного разбора.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.

II. Сообщение темы урока.

Послушайте четверостишие и определите, что мы будем повторять сегодня на уроке?

Слева от меня – согласный,
Справа – е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слиянья,
Разделил их ловко я.
(разделительный мягкий знак)

III. Повторение материала о йотированных гласных е, ё, и, ю, я.

  1. (На доске рисунки с изображением белки, ежа, лисы, зайца, тюленя. Под рисунками слова с пропущенными буквами. Рисунок с изображением лисы закрыт.)
    Назовите, кто изображен на рисунках (белка, ёж, тюлень, заяц)
    Посмотрите на слова под рисунками. Какое задание надо выполнить? (вставить пропущенные буквы)
    (Ученики называют буквы. Карточки с буквами открывает учитель.)

  2. Прочитайте буквы, которые вставили (чтение хором)
    Что вы знаете об этих буквах? (они йотированные)
    Почему? (могут обозначать 2 звука)
    В каких позициях в слове буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (когда стоят в начале слова, после гласного, после разделительного мягкого знака)
    Есть ли среди данных слов такие слова, в которых одна из букв обозначает два звука? (заяц, ёж)

  3. Повторение о букве и.
    Откроем последний рисунок. Кто это? (лиса)
    Какую букву вставим в слово лиса? (букву и)
    Можно ли сказать, что буква и в тех же позициях, что и буквы е, ё, ю, я обозначает два звука? (не всегда)
    В какой позиции буква и обозначает два звука? (после разделительного мягкого знака)

  4. Вспомним, какие звуки обозначают йотированные гласные, когда они обозначают два звука.
    [й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у]
    (На доске карточки.)
    Задание-карточку с транскрипцией расположить под буквой, которая соответствует ей.

  5. я е ё и ю
    [й’а] [й’э] [й’о] [й’и] [й’у]

IV. Чистописание.

я ю и е ё

Запишите эту группу букв 2 раза.

Среди слов, названий животных, найдите слова, в которых есть буквы, обозначающие 2 звука. Запишите их в тетрадь. (Ёж, заяц)

V. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1) Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости и разделительного мягкого знака.

а) Послушайте загадки тигрёнка Усика, отгадайте их и постарайтесь запомнить слова – отгадки (гусь, медведь, свинья, олень, обезьяна)

Диск «Загадки тигрёнка Усика»

Проверим, какие слова вы запомнили? Запишите эти слова в тетрадь.

Проверка записи слов с доски.

б) Что общего заметили в этих словах? (все эти слова обозначают животных; во всех словах есть мягкий знак)

Посмотрите на написание этих слов и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком)

Назовите слова с мягким знаком – показателем мягкости (гусь, олень, медведь)

Слова с разделительным мягким знаком? (свинья, обезьяна)

в) Слайд «Мягкий знак – показатель мягкости»

Посмотрите на доску.

Где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в конце и в середине слова между двумя согласными)

г) Слайд «Разделительный мягкий знак»

Когда пишется разделительный мягкий знак? (после согласного и перед гласными е, ё, и, ю, я, если в этих словах слышится [й’])

Повторим правило написания разделительного мягкого знака (опрос 2-3 учеников)

Что разделяет разделительный мягкий знак? (согласный и гласный звук)

д) Прочитайте сочетания букв (мья, льё, нью, тье, чьи)

Подберите слова, в которых есть эти сочетания букв (семья, комья, льёт, платье, птичьи, Нью - Йорк)

Сочетание нью есть также в фамилии английского физика Исаака Ньютона (показ учителем фотографии ученого).

Запишем под диктовку по 1 слову с каждым из этих сочетаний: семья, платье, птичьи, льёт, Ньютон.

Физминутка

2) Упражнение в распознавании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости

Проверим, научились ли вы распознавать слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным мягким знаком.

Слайд с домиками

Посмотрите, какие знаки живут в этих домиках? (Ь – показатель мягкости и разделительный Ь)

Прочитайте слова (деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья)

Задание: запишите слова по вариантам.

1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости;

2 вариант – с разделительным мягким знаком.

Проверка. Под диктовку учащихся учитель с помощью мыши переносит слова в соответствующие домики.

VI. Употребление в словах разделительного Ь.

1) Послушайте рифмовку и найдите в ней слова, похожие по звучанию.

Буратино взял перо,
чтоб писать письмо Пьеро.
У стола ждёт Артемон –
самый быстрый почтальон.

Какие слова похожи по звучанию? (перо – Пьеро)

(Учитель показывает карточки с этими словами)

А есть ли разница в написании этих слов? (слово «Пьеро» пишется с разделительным мягким знаком; Пьеро – это имя собственное, поэтому пишется с большой буквы)

2) На доске записано предложение. Прочитайте его.

Кол...я приготовил кол...я для палатки.

Что заметили в этом предложении? (есть слова похожие по звучанию)

Назовите их (Коля – колья)

Одинаково ли пишутся эти слова? (нет; в слове колья пишется разделительный мягкий знак, а в слове Коля – нет)

(В предложение, записанное на доске вставить пропущенные буквы)

Коля приготовил колья для палатки.

3) Придвиньте карточки. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

В парке мы встретили Дар...ю.
Я дар...ю маме подарок.

На карточках вам даны предложения, в которых так же есть слова, похожие по звучанию. Прочитайте предложения про себя.

Чтобы всем было понятно, прочитаем предложения вслух (чтение предложений 1 учеником)

Подумайте, как правильно надо написать эти слова. Спишите предложения, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Проверка. Как написали слова?

VII. Звуко – буквенный разбор.

Слайд «Звуко-буквенный разбор»

(Открывается шторка: Илья)

Прочитайте слово (Илья)

Назовите звуки, из которых состоит слово «Илья»

(Открывается шторка)

[и л’ й’ а]

Какой звук обозначает буква «И»? ([и]) «Л»? ([л’]) «Ь»? ([-]) «Я»? ([й’] [а])

Дайте характеристику звуку [и].

(Учащиеся самостоятельно выполняют задание на местах парами.)

Проверка. (Открывается шторка)

и–[и]

(Один ученик дает характеристику звуку [и] вслух: гласный, безударный)

Аналогично выполняется работа над остальными звуками.

(После проверки выполнения разбора, открывается шторка до конца страницы и появляется рисунок мальчика)

Посмотрите, как мальчик Илья доволен, что вы выполнили разбор правильно.[5] 

 

VIII. Упражнение в умении распознавать слова с разделительным мягким знаком, и находить в них ошибки.

Слайд «Письмо Деду Морозу»

Ребята, лесные жители написали Деду Морозу письмо.[4] Но в него закрались ошибки. Помогите лесным жителям и исправьте ошибки в словах.

(Ученики называют ошибки, учитель их исправляет)

Как вы думаете, довольны ли лесные жители тем, как вы исправили ошибки? (довольны)

(на слайде включается звуковой сигнал – рев медведя)

Теперь Дед Мороз принесет жителям леса лыжи? (да)

(на экране с помощью мыши учитель из мешка вытаскивает лыжи)

IX. Итог урока. Рефлексия.

Что повторяли на уроке?

Умеете ли вы теперь писать слова с разделительным мягким знаком?

Домашнее задание:

записать слова с разделительным мягким знаком в «Тетрадь умных правил»

Список литературы:

  1. Вахрушева Т. В., Попова Е. В. Сборник упражнений по русскому языку. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
  2. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: дидакт. материал: пособие для учащихся 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учеб. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  4. Сайфуллина Н. В. Уточнение знаний о разделительном мягком знаке. Правописание слов с разделительным мягким знаком.// Сайт ИД "Первое сентября" Фестиваль педагогических идей, 2003-2004.
  5. Карточки для звуко-буквенного разбора разработаны Соколовой Т. Е., зав. кафедрой начального образования МОИПКРОиК.