Урок "Искусство театра". 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Тема урока: Искусство театра.

Цели урока:

  • Обучающая: познакомить, углубить и закрепить знания учащихся о театральном искусстве.
  • Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
  • Развивающая: продолжать развивать умения и навыки самостоятельно, логически мыслить, делать выводы, развиваем актерское мастерство, развитие культуры речи, наблюдательность, воображение.

Оборудование:

  1. Карточки с вопросами.
  2. Карточки-скороговорки
  3. Карточки-задания с этюдами
  4. Телевизор, видеомагнитофон, кассеты.
  5. Аудиомагнитофон

План урока:

  1. Вводная часть.
  2. Сообщения учащихся о зарождении театрального искусства в Древней Греции.
  3. Соревнования между командами (вопрос-ответ)
  4. Тренер речи (скороговорки)
  5. Домашнее задание (вопрос-ответ)
  6. Показать этюдов на заданную тему.
  7. Конкурс театрального гримера.
  8. Показ инсценировок.
  9. Просмотр отрывков из спектакля театральных артистов г. Усть-Кута.

ХОД УРОКА:

Тема нашего урока – «Искусство театра». Сегодня наша задача как можно больше узнать об этом удивительном виде искусства.
Итак, как начинается театр? Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса, бога плодородия и вина. В честь Диониса весной устраивали празднества, во время них разыгрывалась сцена – это были первые театральные представления. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы.
Спектакль в древнегреческом театре начинался очень рано – около 7 часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актерам работать только при дневном свете, Греки очень любили театральные представления. С конца шестого века каждый уважающий себя город имел специально построенный театр, где собиралось множество зрителей. Например, афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей (гораздо больше, чем любой современный, хотя жителей в древних городах было значительно меньше). Располагается он на склоне холма. За вход в театр нужно было платить. Роль билетов играли небольшие пластины из свинца или обожженной глины. Места для зрителей – каменные скамьи, рядами расположенные на склоне лестницами, разделялись на «клинья» (похожие на трибуны современного стадиона). В билете указывался буквами только «клин», а место в нем можно было занять любое, кроме первого ряда, где были бесплатные мест для почетных зрителей.

А как же на Руси появился театр?

В середине XVII века, русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники бродили по городам и давали свои представления.
Царь Алексей Михайлович
(отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актеров. Актеры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году.
Театры бывают драматические и музыкальные. В драматических театрах ставятся пьесы. Если в театре ставятся произведения музыкального искусства – оперы и балеты. Участвуют в создании спектакля – это художники-декораторы, костюмеры, гримеры, режиссеры, актеры. Есть в театре люди, которые, казалось бы, непосредственного отношения к сценическому действию не имеют, но не зря великий театральный деятель К.С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки» (билеты, гардеробщики, капельдинеры).
О театре можно говорить бесконечно, но мне хотелось, чтоб вы сами приняли в этом участие. Домашнее задание у вас было разделиться на две команды, дать им название.
Итак, команда Актеры и команда Режиссеры.
Сейчас я каждой команде задам по десять вопросов.

Вопросы первой команде:

  1. Театральное представление. (Спектакль)
  2. Первое публичное выступление. (Дебют)
  3. Объявление о том, что все билеты проданы. (Аншлаг)
  4. Нужное для игры на сцене оформление лица. (Грим)
  5. Рисованная декорация на заднем плане сцены. (Задник)
  6. Выступление приезжего артиста или театральной группы.
  7. Разговор между двумя лицами. (Диалог)
  8. Первые места в зрительном зале. (Партер)
  9. Возгласы, требующие повторения. (Бис)
  10. Богиня – покровительница театра. (Мельпомена)

Вопросы второй команде:

  1. Повторение, повторение. (Репетиция)
  2. Предварительное объявление о спектакле. (Анонс)
  3. Исполнитель ролей в театральном представлении. (Актер)
  4. Пояснение автора к тексту пьесы. (Ремарка)
  5. Речь одного лица или мысли вслух. (Монолог)
  6. Полотнище, разделяющее зрительный зал от сцены. (Занавес)
  7. Краткий перерыв между действиями спектакля. (Антракт)
  8. Специальная накладка, скрывающая лицо, с вырезами для глаз.
  9. Актер пьесы. (Драматург)
  10. Заменитель основного исполнителя роли. (Дублер)

Подведение итогов.

– А сейчас мы с вами еще больше окунемся в мир театра. Вы знаете, что актер обязан уметь четко и ясно говорить, поэтому каждый актер перед выступлением проводит тренаж речи. Я даю вам скороговорки, вы должны четко и ясно попытаться произнести их три раза:

  1. Сшить колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
  2. Висит колокол, да не по-колоколовски. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Каждая команда должна была подготовить для другой вопросы по теме: «Искусство театра». (Команды задают друг другу вопрос).
А сейчас каждая команда должна показать этюд по заданной теме (жеребьевка).

Этюды:

  1. Банкет новых русских.
  2. Ночь на вокзале.
  3. Дети (ясли) – группа на прогулке.
  4. Обезьяны – обезьяний питомник.
  5. Рынок – торговля на рынке.
  6. Вора – ограбление ночью.

На подготовку – три минуты. Показ, подведение итогов.

– Продолжаем наш урок очередными вопросами для команд.

Вопросы первой команды:

  1. Вид рекламы, объявление о спектакле, вывешивание в публичных местах. (Афиша)
  2. Передняя часть сцены перед занавесом. (Авансцена)
  3. Театральный художник, пищащий декорации. (Декоратор)
  4. Пьеса с психологической глубиной конфликтов, переживаниями. (Драма)
  5. Накладные волосы, нашитые на матерчатую основу. (Парик)
  6. Этим морским названием называется помещение под сценой театральные подмостки. (Сцена)
  7. Расположение актеров на сцене в разные моменты спектакля. (Мизансцена)
  8. Плоские части театральной декорации, расположенные по бокам сцены. (Кулисы)
  9. Актриса, исполняющая роль мальчиков. (Травести)

Вопросы второй команде:

  1. Тот, кто подсказывает актерам текст роли. (Суфлер)
  2. Комплекс театральных упражнений для тренировки чего-либо. (Тренаж)
  3. Предметы, имитирующие подлинные. (Бутафория)
  4. Исполнитель пантомимы. (Мим)
  5. Поставщик спектакля. (Режиссер)
  6. Первое представление нового спектакля. (Премьера)
  7. Театральная осветительная аппаратура, установленная на полу сцены вдоль ее переднего края. (Рампа)
  8. Драматическое произведение для спектакля. (Пьеса)
  9. Спектакль в честь одного из его участников, как выражение признания его заслуг. (Бенефис)
  10. Упражнение, предназначенное для усовершенствования мастерства. (Этюд)

– А сейчас я объявляю конкурс гримеров. Каждая команда выбирает актера и гримера, которого при помощи грима надо превратить в сказочный персонаж Бабы-Яги. Время ограничено – 5 минут. (Подведение итогов).
– У каждой команды домашним задание было подготовить инсценировки для показа (Просмотр, подведение итогов).
– В нашей стране очень много людей занимаются в любительских театральных студиях. И в заключение нашего урока я хочу предложить вам для просмотра любительский спектакль. (Просмотр видеозаписи). Мне хочется, чтобы наш урок не прошел напрасно для вас, и вы смогли расширить свои знания по театральному виду искусства.