Урок по алгебре "Взаимное расположение графиков линейных функций". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель урока: установить, как зависит расположение на координатной плоскости графика линейных функции у=kx+b от коэффициентов k и b.

Ход урока

Класс разделён на группы, в каждой из которых не более пяти человек. В начале урока каждая группа получает карточку, с помощью которой проверяется готовность группы к работе над данной темой.

Карточка №1

Группа №1 № ответа
Линейной называется функция, которую можно задать формулой:
1. у=х2 2. y=kx+b 3.у=k:х
 
График функции у=4х-3 может быть получен из графика функции у=4х сдвигом каждой его точки на 3 единичных отрезка:
1. вправо 2. вверх 3. влево 4. вниз
 
Графиком какой из функций не является прямая:
1. у=3: х 2. у=3:х 3. у=3 4. у=3х 5. у= 3х+3
 

Через 3-4 минуты карточки с ответами сдаются учителю. После чего учитель начинает подводящий к теме диалог:

Учитель: Действия учеников или предполагаемый ответ:
- сегодня на уроке вы сами попробуете установить, от чего зависит взаимное расположение на координатной плоскости графиков линейных функций

- из курса геометрии нам известно, как располагаются прямые относительно друг друга в плоскости.

-начертите в одной системе координат пять графиков, указанных в карточке №2.

 

 

- пересекаются

- не пересекаются. т.е. параллельны

Листки с построенными графиками прикрепляют магнитами к доске.

Так как в группах по 5 человек, то каждый работает только с одной функцией. У каждой группы карточки разные.

Карточка №2

Группа№1 Группа №2 Группа №3
у=2х

у=2х-1

у=2х+3

у=2х+6

у=2х-4

у=-3х

у=-3х+4

у=-3х-5

у=-3х+1

у=-3х-2

у=0,5х

у=0,5х+3

у=0,5х-7

у=0,5х+3

у=0,5х-1

 После того, как все группы справились с заданием, идёт работа по графикам, выполненным учениками в группах:

- каково взаимное расположение графиков функций на каждом из рисунков?

- а как вы думаете, чтобы ответить на этот вопрос, обязательно чертить графики или достаточно только функции?

- что общего у функций каждой группы?

- а коэффициент b ?

- так от чего, как вы думаете, зависит параллельность графиков функций?

- сформулируйте точнее.

- они параллельны

Может быть затруднение с ответом, а может кто-то догадается без следующего подводящего вопроса.

- коэффициент k.

- у всех разный.

- от коэффициента k.

- если у линейных функций коэффициент k одинаковый, то графики этих функций параллельны.

После записи правила в теоретическую тетрадь, выполняются задания из учебника:

№1082.

Из данных функций выбрать те, графики которых параллельны.

у=0,8х+2 у=15-1,5х у=4/5х-4 у=-1,5х +7 у=1,5х-15.

№1086.

Задайте формулой прямую пропорциональность, график которой параллелен графику функции а) у=6х-1 ; б) у=11-2,5х.

- для того, чтобы определить, как зависит расположение графика функции от коэффициента b, постройте в одной системе координат графики функций из карточки №3 Листки с построенными графиками прикрепляют магнитами к доске.

Карточка №3

Группа№1 Группа №2 Группа №3
у=5х-3

у=2х-3

у=-0,5х-3

у=-2х-3

у=3х-5

у=5х-6

у=2х-6

у=-0,5х-6

у=-2х-6

у=3х-5

у=5х+4

у=2х+4

у=-0,5х+4

у=-2х+4

у=3х-5

После того, как все группы справились с заданием, идёт работа по графикам, выполненным учениками в группах:

- как вы думаете, график какой функции лишний?

- а почему?

- а что это за точка, какие у неё координаты?

- так что зависит коэффициента b ?

- задайте формулой функцию, график которой параллелен графику прямой пропорциональности у=5х и проходит через точку (0;-4)

- когда графики двух функций пересекаются, то у них есть точка пересечения. Как её найти?

- а если без графиков?

- у=3х-5

- все остальные графики пересекаются в одной точке, а этот нет

- это точка (0; b).

- зависит ордината точки пересечения графика с осью ОУ.

- у=5х-4

- построить графики и найти координаты точки пересечения.

- ???

Учитель объясняет способ нахождения координат точки пересечения, учащиеся записывают алгоритм в теоретическую тетрадь. Затем выполняется № 1088 (а,в) из учебника, с помощью которого закрепляется навык нахождения координат точки пересечения графиков функций.

В конце урока подводится итог, выставляются оценки группам, задаётся домашнее задание.