Урок математики. 3-й класс. По учебнику "Моя математика" Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока.

  • Познакомить с новым приемом письменного деления трехзначного числа на однозначное;
  • Совершенствовать навыки быстрого счета;
  • Развивать речь, мышление, кругозор, познавательный интерес

Задачи.

  • Сформулировать новый алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное;
  • Отработать устные и письменные вычислительные навыки.
  • Закреплять практические деления в столбик трехзначных чисел.
  • Отрабатывать умения работать в парах.
  • Способствовать развитию представлений о других странах мира.
  • Развивать умения логически мыслить в проблемных ситуациях.

Оборудование. Мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки с задачами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок: мы отправляемся с вами в путешествие по Европейским столицам. Хотите?

Учитель. Но чтобы отправится в путешествие надо проверить домашнее задание. Назовите, какие ответы у вас получились в домашних примерах.

Дети называют ответы: 216, 168, 192

III. Устный счет.  Актуализация основных знаний.

Учитель. Эти числа помогут нам отправится в путешествие. Посмотрите, я составила с ними примеры. Чтобы попасть в первую столицу надо соединить примеры парами и решить.

Презентация.

(Слайд 1)

216 : 3= (160+8) : 2=
168 : 2= (180+12) : 2=
192 : 2= (210+6) : 3

 Учитель. Полученные ответы расположите в порядке убывания, найдите закономерность и продолжите ряд еще на три числа

Запись на слайде

96 84 72 60 48 36

Учитель. Мы правильно выполнили задание и можем отправлятся в первый город нашего путешествия. Город Берлин

(Слайд 2)

Специально подготовленный ученик рассказывает о Берлине.

Первое упоминание о Берлине относится к 1244 году. Как и многие средневековые города, он возник на реке Шпреи В начале XX века он был одним из самых значимых городов Европы. Поражение Германии во Второй Мировой войне привело к тому, что город был поделен на оккупационные части, через него прошла Берлинская стена. Сейчас объединенный Берлин набрал былую силу. Этот крупный город, насчитывающий более 3 млн. жителей, вновь стал одним из ведущих в Европе

Во время Второй Мировой войны Берлин сильно пострадал, многие памятники архитектуры были разрушены. Из уцелевших архитектурных сооружений следует отметить Брандербургские ворота. Они являются единственными уцелевшими из 14 ворот крепостной стены, окружавшей город. Ворота были возведены в 1791 году по образцу афинских пропилеев.

Из других достопримечательностей города стоит отметить Кафедральный собор (1883 - 1905 гг.), заново сооруженный Рейхстаг. Рейхстаг был резиденцией парламента Германской империи. Сейчас там проходят заседания немецкого парламента, а к куполу открыт доступ для посещения туристов.

( Слайд 3)

Учитель. Составьте примеры с последним числом.

Дети предлагают свои варианты.

Учитель. Откройте учебник стр.14 №1 Чем эти примеры отличаются от тех которые вы составили?

Дети. Это деление с остатком.

Учитель. Давайте решим эти примеры

  • 36 : 8=4(ост.4)
  • 36 : 9=4(ост.0)
  • 36 : 7=5(ост.1)
  • 5: 36=0(ост.5)

Учитель. Почему в последнем примере частное равно 0?

Дети. Потому что 5 нельзя разделить на 36 получается ноль

Учитель. А как получили остаток?

Дети. Ноль умножили на 36, получили 0 и от пяти отняли ноль, получили остаток 5.

(Слайд 4)

Учитель. Верно, я вижу вы хорошо знаете как выполнить деление с остатком, поэтому легко исправите ошибки в следующих примерах и мы отправимся в новый город.

  • 12 : 5=2(ост.1)
  • 24 : 3=7(ост.3)
  • 4 : 9=2(ост.1)

Дети. В первом примере неправильно нашли остаток, во втором примере остаток равен делителю, в третьем примере частное должно получится 0 и остаток 4.

Учитель. Молодцы, прочитайте в какой город мы с вами отправляемся.

Дети. Прага

Специально подготовленный ученик рассказывает о Праге

(Слайд 5, 6, 7)

Прага расположена на западе Чехии, на берегу реки Влтавы. Описать все достопримечательные Праги практически невозможно, а чтобы посетить их не хватит и года.

Хочется выделить. Карлов мост. Сейчас он считается одним из самых красивых мостов, перекинутых через Влтаву. Красивое здание национального музея, национального театра. Обратить внимание на красоту старых городских площадей

IV. Постановка проблемной ситуации.

  • 422 : 2=
  • 639 : 3=
  • 380 : 4=

Учитель. Чтобы попасть в следующую столицу надо решить примеры, записанные на доске двумя способами в столбик и в строчку.

Дети выходят к доске и выполняют вычисления один ребенок в столбик другой в строчку. Последний пример ребенок в столбик решить не может. (Специально вызывается слабый ученик)

Учитель. Ребята почему у нас не получается решить последний пример в столбик?

Дети. Потому что 3 на 4 не делится.

Учитель. Если мы сравним неполное делимое и делитель, что мы можем сказать?

Дети. Первое неполное делимое меньше делителя.

Учитель. Какой у нас возникает вопрос?

(Слайд 8)

Сообщение темы урока

Дети. Как делить трехзначные числа, у которых первое неполное делимое меньше делителя?

IV. Выдвижение и проверка гипотез.

Учитель. Кто может сам ответить на этот вопрос?

Дети выдвигают и проверяют гипотезы. При затруднениях используем подводящий диалог:

Учитель. Посмотрите, как мы выполнили решение этого примера в строчку, сотни не делятся на 4, поэтому какое число мы взяли?

Дети. 360

Учитель. В числе 360 какой разряд мы будем делить?

Дети. Разряд десятков. Мы будем делить 36 десятков.

Учитель. Теперь кто догадался при делении в столбик чему должно равняться первое неполное делимое?

Дети. 36 десятков.

Совместно с детьми вносятся изменения в стандартный алгоритм деления, можно использовать интерактивную доску.

Если число сотен меньше делителя, то деление начинаю с разряда десятков

В частном намечаю две цифры.

Делю десятки: : Записываю. Проверяю: умножаю, вычитаю. Сравниваю остаток с делителем.

Делю единицы:: Записываю. Проверяю: умножаю, вычитаю.

Читаю ответ.

(Слайд )

Учитель. Итак, мы ответили на главный вопрос сегодняшнего урока. Прочитайте, какие ответы у нас получились.

Молодцы и следующая столица, куда мы отправляемся, город Варшава.

Но здесь нам надо сделать остановку и немножко отдохнуть

Физкультминутка

Специально подготовленный ученик рассказывает о Варшаве

(Слайд 10,11)

Варшава расположена на двух берегах реки Висла. Это самый крупный город Польши, здесь работают Сейм и Сенат, президент и правительство, он является важным экономическим, научным и культурным центром, крупнейшим железнодорожным узлом международного значения и важным туристическим центром.

Первоначальным ядром современной Варшавы является Старый Город. В центре которой находится Дворцовая площадь. На площади возвышается колона Сигизмунду III - второй по популярности памятник в Варшаве. Всю восточную часть площади занимает Королевский замок. В XIII веке тут стояла деревянная крепость, потом построили дворец, вокруг которого со временем вырос Старый город. После перенесения столицы из Кракова в Варшаву в 1596 г. замок стал официальной королевской резиденцией. Во Дворце собраны бесценные произведения искусства и сохранившиеся предметы культуры прошлого.

В черте Старого города находится несколько храмов и монастырских комплексов, сооружавшихся с XIV по XVIII вв., в интерьере которых сохранились выдающиеся произведения искусства и памятники национальной культуры.

(Гиперссылка на слайд 21)

V. Самостоятельная работа с. 15 № 5.

 Учитель. Выполните вычисления, если мы правильно назовем ответы, то попадем в следующий город.

(Возвращаемся на слайд 12,13)

Специально подготовленный ученик рассказывает о Париже

Французская столица относится к самым большим городам мира. Помимо классического Парижа - города Эйфелевой башни, собора Парижской богоматери, Лувра и Елисейских полей, каждый сможет найти здесь немало привлекательных незнакомых уголков.

Париж - это сердце административной, политической и культурной жизни Франции. Практически не пострадавший в ходе двух мировых войн, городской центр с великолепными бульварами и изящными городскими особняками восходит к временам Наполеона.

Собор Парижской Богоматери Нотр-Дам-де-Пари - одно из величайших произведений ранней готики 1163-1345. Достойны внимания три портала собора, галерея с химерами и башни высотой 69 м. Внутри собора следует обратить внимание на изумительный ансамбль витражей, 14 резных деревянных стульев на хорах, на богатую коллекцию сокровищ собора, главные из которых - реликвии Страстей Господних.

Триумфальная арка В 1806-ом году Наполеоном на холме Шайо был заложен первый камень в основании арки, которая должна была прославлять военные походы его армии. Высота арки 50 метров, ширина 45 метра, высота свода 29 метров. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армией, а также имена 658 французских военачальников

Лувр Один из старейших, а также наиболее богатых музеев мира. На протяжении столетий был крепостью, тюрьмой, резиденцией французских королей и академией. История строительства этого комплекса начинается от Меровингов и продолжается поныне. Семь отделов музея дают обширный обзор развития искусств от античности до XIX в.

Версаль Версальский дворец - Chateau de Versailles, который строили с 1661 по 1710 гг. на протяжении почти всего периода царствования Людовика XIV, принадлежит к самым значительным достопримечательностям Франции: геометрическая планировка площади вокруг дворца символизирует представление монарха как о властителе, Короле-солнце. Все было предназначено для удовлетворения капризов короля, побуждало прославлять его личность и власть.

Специально подготовленный ученик рассказывает о Берлине.

VI. Решение задач.

Учитель. Париж посещают ежедневно тысячи туристов, многие из них стремятся побывать в Лувре. Мы сейчас с вами тоже окажемся в Лувре и попытаемся узнать сколько российских туристов посетило этот музей за последние три дня. Для этого вам надо решить задачу на карточке.

Задачи на карточке у детей на партах. Дети решают сами и проверяют в парах.

За субботу, воскресенье и понедельник в Лувре побывало 870 российских туристов. В воскресенье и понедельник российских туристов было 530 человек. Сколько российских туристов посетило Лувр в каждый из этих дней, если в понедельник их было в 4 раза меньше чем в субботу?

  • 870-530=340(ч.) - посетило Лувр в субботу
  • 340 : 4=85(ч.) - посетило Лувр в понедельник
  • 530-85=445(ч.) - посетило Лувр в воскресенье

Ответ: 340 ч. посетило Лувр в субботу, 85 ч. посетило Лувр в понедельник, 445 ч. посетило Лувр в воскресенье

(Слайд 16,17,18,19)

Учитель. И последний город нашего путешествия Лондон

Специально подготовленный ученик рассказывает о Лондоне.

 Лондон - величайший в мире город. Он входит в 20-ку самых крупных городов мира по численности населения, а также является крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром.

Список достопримечательностей Лондона поистине внушителен, однако среди них следует выделить некоторые, ставшие символом не только города, но и всей страны. Букингемский дворец является официальной резиденцией Ее Величества королевы. Собор Святого Павла, покровителя Лондона. Трафальгарская площадь - это туристический центр Лондона.

Тауэр является главной постройкой романского стиля на территории Лондона. Его история насчитывает около 9 веков. За это время он успел побывать резиденцией королей, оружейным складом и казной, а также тюрьмой и местом казни. В Тауэре сложили свои головы на плахе многие известные люди. Среди них сэр Томас Мор, сэр Уолтер Рейли, жены Генриха VIII Анна Болейн и Кэтрин Ховард.

Мост Тауэр строился с 1884 по 1894 гг. К моменту окончания постройки он оказался самым большим и самым сложным разводным мостом из когда-либо существовавших. Он построен в готическом стиле. Ночью средневековая мрачность Тауэрского моста исчезает и, благодаря современной иллюминации, он предстает как некое сказочное сооружение.

Учитель. Задержимся в одной из башен Лондона и решим еще одну задачу.

(Гиперссылка на слайд 22)

Древняя часть Тауэра называется Белая башня. Она имеет длину 35 метров, а ширину 29 метров. Найди периметр Белой башни.

(35+29) * 2 =128(м)

Ответ: периметр Белой башни 128 метров.

VII. Итог урока.

(Слайд 20)

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового мы узнали на уроке?

Давайте ещё раз повторим алгоритм деления.

IХ.  Домашнее задание.

  1. Стр. 15 № 6.
  2. Выучить алгоритм деления.