Урок биологии на тему "Внешнее строение листа"

Разделы: Биология


Представлен конспект урока биологии, построенного по технологии «Критическое мышление». Методы, применяемые на уроке – проблемное изложение знаний, кластер, синквейн, презентация. Основной учебной задачей является развитие активной познавательной деятельности через работу с учебником и гербарным материалом. Суть учебной деятельности состоит в развитии критического мышления учащихся, умении провести оценку и самооценку.

Цели:

Образовательная: сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования.

Развивающая: способствовать развитию активной познавательной деятельности через работу с учебником и гербарным материалом; продолжить формирование интеллектуальных способностей (умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, приводить доказательства).

Воспитательная: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к зелёным растениям.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

«Человек – хоть будь он трижды гением –
Останется мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения»
С.Маршак

Вбегает растение:

Быть растением – круто!
Быть растением – класс!
Потому что люди
Жить не могут без нас!

Учитель – Уважаемое растение, здравствуйте! Разрешите взять у Вас интервью?

Растение – Да, разрешаю.

Учитель – Я думаю, раз Вы – живой организм, значит, состоите из органов?

Растение – Да.

Учитель – Давайте у ребят спросим, вдруг они знают, из каких органов Вы состоите?

Ученики – Растение состоит из корня, стебля, листьев, цветов и плодов.

Учитель – Правильно?

Растение – Да, верно.

Учитель – А не согласитесь ли Вы поприсутствовать у нас на уроке?

Растение – С удовольствием!

Учитель – Ребята, о каких органах растения вы уже знаете?

Ученики – Мы познакомились с корнем и стеблем растения.

Учитель – Каково значение корневой системы? Ответы учащихся

Учитель – Каково значение стебля? Ответы учащихся

Учитель – Что вы запомнили с прошлого урока о строении стебля? Ответы учащихся, которые оцениваются жетонами. Заработав 3 жетона, ребёнок получает «5» за урок.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

ВЫЗОВ.

Учитель – Молодцы! А сейчас, я загадаю вам загадку:

Сидит – зеленеет,
Летит – желтеет,
Упадёт – почернеет.
(Лист)

Ребята, это и есть тема нашего урока! Откройте учебник на с. 42 -43 и рассмотрите схемы, рисунки. Я в это время моделирую на доске свой кластер:

Учитель – Что вы, ребята, можете сказать о моём кластере? Мнения детей о значении новых слов.

Учитель – Почему на кластере так много вопросов? Предположительные ответы детей: вопросы подсказывают нам о том, что мы сегодня должны изучить.

Учитель – Какова цель нашего урока?

Ученики – Мы должны изучить вопросы о листорасположении, о жилковании, о простых и сложных листьях…

Учитель (обобщаю цель урока) – Мы сегодня узнаем о листе как о важной составной части побега; познакомимся с особенностями его внешнего строения; научимся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования; а ещё мы будем формировать навыки при работе с гербарием; учиться доказывать теоретический материал – практическим. Мы продолжим развивать у себя чувство товарищества и ответственности при работе в парах.

РЕАЛИЗАЦИЯ.

Деревья, травы вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно…

А мы с вами, детки, сейчас поборемся за знания о внешнем строении листа! В данную минуту вы – не просто ученики! Вы – теоретики и практики в одном лице! Давайте докажем себе и всем, что мы умеем работать чётко и быстро!

Итак!

Перед вами ваше задание–исследование.

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УРОКА:

№ 1 – По полученному образцу найти гербарные экземпляры простых и сложных листьев.

№ 2 - По полученному образцу найти виды сложных листьев.

№ 3 - По полученному образцу найти виды простых листьев

№ 4 – По полученной схеме составить рассказ о взаимосвязи листа с растением и окружающей средой (значение листа).

№ 5 – По схеме учебника на с 42, найти черешковые и сидячие листья среди гербарных экземпляров.

№ 6 – Согласно почкорасположению, составить рассказ о листорасположении, доказать гербарными экземплярами.

№ 7 – Из дополнительной литературы выбрать материал о видоизменениях листьев.

№ 8 – Рассказать о типах жилкования, доказать рассказ гербарными экземплярами.

№ 9 – Используя таблицы, рассказать о том, из каких частей состоит лист.

№ 10 - Согласно почкорасположению, составить рассказ о листорасположении, доказать гербарными экземплярами.

№ 11 - Из дополнительной литературы выбрать материал о видоизменениях листьев.

№ 12 - Рассказать о типах жилкования, доказать рассказ гербарными экземплярами.

Условия работы таковы: Только сообща;

  • слышать и слушать;
  • давать устный ответ, а не чтение с листа;
  • жетоны получать только за полные ответы;
  • говорить чётко, внятно и понятно;
  • свой вопрос закрепляй работой в таблице;
  • ваша работа закончится через 5 минут
  • успеха!

ПРИЛОЖЕНИЕ (дополнительный материал к практической работе)

 

 

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА

Значение листа

Части листа

Типы жилкования

Наличие или отсутствие черешка

листорасположение

Простые листья

Сложные листья

Видоизменения литьев

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация:

1 - № 4 – значение листа

2 - № 9 – части листа

3 - № 8, 12 – жилкование

4 - № 5 – листья черешковые и сидячие

5 - № 6, 10 – листорасположение

6 - № 1, 3 – простые и сложные листья, виды простых листьев

7 - № 2 – виды сложных листьев

8 - № 7, 11 – видоизменения листьев

РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель – А теперь, ребята, вернёмся к кластеру. Можем ли мы убрать поставленные вопросы?

Ученики – Можем, т.к. изучили весь материал

Учитель – Предоставьте мне доказательства (зачитать записи из таблицы) хотя бы по 2 вопросам: «листорасположение» и «части листа». Учащиеся зачитывают свои записи.

Учитель – По изученному материалу напишите мне синквейн:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

(КАКОЙ?)

3 ГЛАГОЛА

(ЧТО ДЕЛАЕТ?)

ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ

СЛОВО – АССОЦИАЦИЯ К ПЕРВОЙ СТРОКЕ

Ребята, обратите своё внимание на доску. Берёзка что-то загрустила. Давайте её развеселим! Вы читаете свой синквейн и бежите к доске, что бы подарить берёзке свой листочек-жетон. На веточки, расположенные слева вы размещаете сложные листья, а на веточки, расположенные слева – простые.

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ:

Лист     Лист
Зелёный, красивый    

Сложный, простой

Желтеет, опадает,     видоизменяется, испаряет
засыхает     Растёт,
Он поглощает солнечные лучи     Лист – это многофункциональный орган
Помощник         Помощник
(Вертянов Павел)      (Слаута Анна)
       
Лист      Лист
Простой, сложный     Полезный, нужный
Накапливает, испаряет, помогает     Защищает, кормит, украшает 
Лист помогает питаться растению      Лист – неотъемлемая часть дерева
Помощник     Дыхание
(Явцева Кристина)      (Цховребов Юрий)

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель – Ребята, цель, которую вы ставили в начале урока, достигнута?

Ученики – Да!

Учитель – Сдайте мне свои таблицы, за заполнение которых, вы получите отметку.

Открываем дневники и записываем домашнее задание: с42 – 43. По желанию (на дополнительную отметку): составить рассказ с ошибками на тему «Внешнее строение листа».

А теперь бежим ко мне за отметками!