Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Человек"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • конкретизировать, расширить, систематизировать знания учащихся по изученной теме;
  • продолжить знакомство учащихся с некоторыми достижениями человековедения,
  • развивать интерес к одному из основных вопросов философии, составляющих ядро мировоззрения;
  • углубить представления учащихся о ключевых понятиях темы: деятельность, личность, свобода, ответственность, познание.

Задачи:

  • уметь аргументировано, с гуманистических позиций давать моральную оценку событий и делать моральный выбор;
  • уметь в споре отстаивать собственную позицию;
  • продолжить формирование моральных, мировоззренческих ориентиров жизни, являющихся основой социализации, воспитания в духе патриотизма и гражданственности.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока:

  • беседа,
  • работа в группах (работа с отдельными высказываниями, выполнение проблемных заданий),
  • тестирование.

Оборудование:

  • схема,
  • учебный материал.

Ход урока

Учитель: мы завершили изучение темы «Человек», но, конечно, на все вопросы, связанные с проблемой Человека, ответить не смогли. Ведь вопрос о природе, сущности Человека относится к числу вечных, у него на протяжении XX века появились новые аспекты, которые вызывают острые дискуссии.

Мы с вами попытаемся систематизировать полученные знания, поделиться своими взглядами на некоторые проблемы темы.

Работа будет проводиться в два этапа:

  • групповая работа.
  • тестирование по основным вопросам темы (20 мин.)

Вспомните, какие подтемы мы рассмотрели, знакомясь с содержанием темы «Человек»?

Ученики вспоминают ранее изученный материал.

Учитель: перед вами схема, которая раскрывает основные вопросы изученной темы. Она содержит в себе 6 блоков вопросов и заданий.

Задание: разделитесь на шесть творческих групп. Каждая группа получает задание в соответствии с изученными подтемами. Группа знакомится с полученными материалами, отвечает на вопросы, выполняет задания, а затем представляет свою работу в виде выводов, к которым они придут в ходе совместной деятельности.

Критерии оценивания работы группы:

  • умение аргументировать свой ответ;
  • умение сотрудничать с группой;
  • умение выражать своё мнение.

Вопросы и задания для шести групп:

1. Задание для первой группы «Природа человека»:

1) С каким продолжением фразы вы согласны? Свой ответ объясните.

«Жизнь будет прожита лучше, если…»

а) не искать в ней смысла жизни, не усложнять её поиском цели своей жизни, а просто плыть по течению;

б) человек ставит перед собой жизненную цель большой общественной важности добивается её осуществления.

2) Прочитайте текст.

«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что даёт смысл жизни, даёт смысл и смерти.

Человек отходит с миром. Когда смерть его естественна, когда где-нибудь в Провансе старый крестьянин в конце своего царствования отдаёт сыновьям на хранение своих коз и свои оливы, чтобы сыновья в должный срок передали их сыновьям своих сыновей. В крестьянском роду человек умирает лишь наполовину. В урочный час жизнь распадается, как стручок, отдавая зёрна. Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, - а с нею передаётся и сознание. Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия.

Старая крестьянка передала детям не только жизнь, она их научила родному языку, доверила им богатство, копившееся медленно, веками: духовное наследство, что досталось ей на сохранение, скромный запас преданий, понятий и верований, всё, что отличает Ньютона и Шекспира от первобытного дикаря».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

 Вопросы к тексту:

  1. В чём автор видит роль человека на земле?
  2. Что, по мнению автора. Дает смысл и жизни, и смерти?
  3. Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»? разделяете ли вы точку зрения автора? Объясните свою позицию.

2. Задание для второй группы «Человек как духовное существо».

1) Прочитайте текст.

«Человек способен совершенствоваться.

Нельзя принуждать к добродетели. Нравственность предполагает свободу выбора. Несправедливость следует рассматривать не как нечто привходящее, вторичное, порождённое произволом, злонамеренностью отдельных лиц и групп, а как фундаментальный факт общественной жизни, истории человечества. Борьба с несправедливостью – столь же фундаментальный факт – источник наилучшего в человеке.

Невозможно не грешить. Человек не совершенен. Это, однако, означает, что он способен совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма. Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смотреть в глаза самому себе, оставаться самим собой, не избегать самого себя». (Т.И. Ойзерман)

Вопросы по тексту:

  1. Что является источником наилучшего в человеке?
  2. Как на этот вопрос отвечает автор, и как ответили бы вы?
  3. Что такое гуманизм?
  4. Без признания каких истин не может быть подлинного гуманизма?
  5. Разделяете ли вы данную точку зрения? Обоснуйте своё мнение.

2) В принятой ООН (1955 г.) Декларации принципов толерантности она рассматривается как ключевое понятие человеческих взаимоотношений. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войн культурой мира.

 Вопросы к тексту:

  1. Какое определение толерантности дали бы вы?
  2. Почему в наше время возрастает значение толерантности?
  3. Раскройте связь гражданственности, патриотизма с толерантностью.
  4. Охарактеризуйте качества толерантного человека.

3. Задание для третьей группы «Свобода»:

1) Что имел в виду немецкий философ Гегель, когда говорил, что свобода есть познанная необходимость?

Какое определение «свободы» дали бы вы? Своё мнение обоснуйте.

2) В разные эпохи по-своему определяли понятие «свободы». В эпоху Ренессанса под «свободой» понимали безграничное развитие творческого потенциала человека, в Новое время – свобода в рамках необходимости объективных законов мироздания, а в XX веке – как тяжкое бремя ответственности за себя и других. Осознание альтернатив и ответственное действие.

Чем вы объясните изменение содержания понятия «свобода»?

Какой смысл вы вкладываете в это понятие?

4. Задание для четвёртой группы «Деятельность»:

1) А.И.Герцен писал: «Животное полагает, что все его дело – жить, а человек жизнь воспринимает только как возможность что-нибудь делать». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

2) О каком виде деятельности идёт речь в высказывании академика И.П.Павлова: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворённым, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, тем самым соединял «голову с руками».

Свой ответ аргументируйте.

5. Задание для пятой группы «Познание»:

1) На уроке обществознания ученица так истолковала объективность истины: «Объективность означает независимость от человека его интересов, взглядов. Следовательно, объективная истина – это предмет как он есть, сам по себе, без человеческого взгляда на него. Поэтому можно считать, что истина существовала до человека и существует вне человека».

Правильны ли приведенные рассуждения и сделанный на их основании вывод? Свою позицию обоснуйте.

2) Античный философ Картил утверждал, что всё в мире меняется столь быстро, что, пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем. Картил советовал во избежание заблуждения молчать и лишь в случае крайней необходимости указывать пальцем: тут уж ни в чём не ошибёшься.

Согласитесь или опровергните точку зрения Картила, используя различные аргументы.

6. Задание для шестой группы «Личность»:

1) А.Пьерон говорил: «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».

Каковы ваши мысли по поводу поднятой автором проблемы? В Ответе используйте соответствующие понятия. Свой ответ аргументируйте.

2) Какие сущностные свойства человека отражены в суждении о человеке? Свой ответ аргументируйте.

«Это животное, отличающееся от обезьян терпением, от попугая – инициативой, от бегемота – беспокойством, а от муравья – размерами».

Идёт работа в творческих группах – обсуждение, выполнение заданий (4-5 минут).

Выступление групп. Подведение итогов.

  1. Первая группа «Природа человека».

Выводы:

  • поиски смысла жизни каждым отдельным человеком связаны с общечеловеческой историей;
  • победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.
  1. Вторая группа «Человек как духовное существо».

Выводы:

  • духовная сфера деятельности человека, общества является самой возвышенной, так как здесь рождается то, что отличает человека от других живых существ;
  • именно в духовной сфере происходит «человеческое самостроительство». Человек осмысливает свою жизнь, своё место в мире, узнавая о моральных установках, стремится руководствоваться ими в своих повседневных поступках; познавая суть высших ценностей, воспитывает в себе стремление и умение видеть в них главные жизненные ориентиры;
  • человек строит самого себя как существо духовное, осознаёт, что он творец духовной жизни, культуры, носитель духа, разума.
  1. Третья группа «Свобода».

Выводы:

  • сущность свободы – это один из существенных и спорных вопросов из числа так называемых вечных вопросов философии;
  • свобода – необходимое условие реализации социальных связей; именно в становлении способности ответственно делать выбор и обретать таким образом свободу состоит социальное взросление;
  • социальные связи расширяют поле возможностей для свободного выбора личности, а ответственность личности гарантирует ей возможности самореализации в рамках социальных норм.
  1. Четвёртая группа «Деятельность».

Выводы:

  • именно деятельности люди обязаны своим существованием;
  • без неё не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познаёт мир и самого себя, создаёт всё необходимое для жизни.
  1. Пятая группа «Познание».

Выводы:

  • человек к началу третьего тысячелетия значительно расширил границы области познания, тем не менее, многие вопросы гносеологии по-прежнему имеют дискуссионный характер;
  • мир знания очень разнообразен: научные сведения переплетаются с житейскими представлениями, народной мудростью, элементами мифологии;
  • вся многоцветная палитра мира знаний существует во взаимосвязи и взаимовлиянии;
  • труден и противоречив путь человека к истинному знанию; этот путь в истории человечества наполнен не только великими открытиями, но и заблуждениями;
  • далеко не всем этот путь под силу, тем более, что сама истина, ради которой человек стремится к знанию, зачастую не только сложна, но нередко и не единственна.
  1. Шестая группа «Личность».

Выводы:

  • человек – двуединое существо, принадлежащее миру природы и миру социальных связей и отношений;
  • только связь с обществом, активное проявление сущностных свойств человека как социального существа способствуют формированию личности.

Учитель: пока эксперты оценивают работу групп, проведём тестирование, которое определит уровень ваших индивидуальных знаний. За тесты вы получите индивидуальные оценки. Будьте внимательны.

Тест

1. Напишите понятие:

Совокупность представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости - …

 2. Выберите ответ:

2.1. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется:

  • отражением;
  • знанием;
  • сознанием;
  • деятельн6остью.

2.2. Истинное знание в отличие от ложного:

  • создаётся в результате познавательной деятельности;
  • требует усилий для понимания;
  • соответствует предмету познания;
  • является результатом наблюдений.

2.3. Природными свойствами человека обусловлены его потребности:

  • в служебном росте;
  • в творчестве;
  • в утолении голода;
  • в самореализации.

2.4. Способность личности производить нравственный самоконтроль, самооценку своего поведения, испытывать при этом сложное чувство вины, раскаяния, сожаления в случае совершения поступков или действий, причиняющих зло другим людям и осознаваемых в качестве несправедливых, называется:

  • стыд;
  • страх;
  • ответственность;
  • совесть.

2.5. Понятие «личность» обозначает:

  • единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
  • любого, кто принадлежит человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
  • субъекта познавательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт и качеств, неповторимое сочетание которых придаёт человеку характер социальной индивидуальности.

2.6. Познание человека – это:

  • форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самосовершенствование;
  • процесс обмена информацией между людьми как равноправными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности;
  • система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми;
  • форма активности человека, основное содержание которой – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания о себе и окружающем мире.

2.7. Понятие – это:

  • форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
  • форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
  • процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся согласно законам логического мышления;
  • отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Подведение итогов.

Учитель: Итак, мы выяснили, что человек – существо, наиболее известное самому себе с точки зрения эмпирических фактов. Существует множество теорий, концепций познания человека. С некоторыми из них мы с вами познакомились, но ни одна из них не даёт ответа на вопрос: «Что такое человек?». Возможно, эта задача будет решена в наступившем веке. Многие учёные утверждают, что XXI век будет «веком человека».

Блезу Паскалю принадлежат слова:

«Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее вселенной, а она ничего не осознаёт.

…Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно…»

Учитель: Мы с вами познакомились с темой, которая раскрывала сущность человека, его внешние и внутренние характеристики. Следующие темы раскроют стороны общественной жизни, в которых человек себя проявляет. Вспомните и назовите основные сферы общественной жизни: духовная, экономическая, социальная, политическая. О них у нас пойдёт речь на следующих уроках.

Домашнее задание. Написать эссе с вашим отношением к высказыванию Блеза Паскаля. (См. выше)