Урок по географии (6-й класс) "Вращение Земли"

Разделы: География

Класс: 6


Цель:

  • рассмотреть следствия осевого вращения Земли;
  • познакомиться с видами времени; дать понятие о линии перемены дат;
  • сформировать умения определять по карте часовых поясов поясное время для различных пунктов;
  • показать значение знаний о времени для каждого человека;
  • научить решать практические задачи на определение времени.

Оборудование:

  • таблица «Движение Земли»,
  • глобус,
  • карта часовых поясов,
  • иллюстрации восхода Солнца,
  • карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Изучение нового материала начинается с методического приема «яркое пятно»: звучит запись «Песни о медведях» из к/ф «Кавказская пленница».

- Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие слова из песни вас на это натолкнули?

- Итак, тема урока «Вращение Земли». На какие вопросы надо ответить при изучении этой темы?

С помощью подводящего диалога формулируется план урока:

  1. Причины движения.
  2. Следствия движения.
  3. Использование человеком.

- Что собой представляет Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, есть жизнь)

- Почему Земля и другие планеты Солнечной системы вращаются? (Они двигаются вокруг Солнца, которое удерживает их силой всемирного тяготения).

- Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)

- Какой еще вид движения Земли вы знаете? (Осевое движение)

- Как вы понимаете выражение «ось Земли»? (Воображаемая линия, проходящая через центр Земли от точки северного полюса до южного полюса)

- Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля? Объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли?

Итак, Земля вращается вокруг своей оси, и, если смотреть с точки северного полюса, она двигается с запада на восток против часовой стрелки.

Работа по таблице «Вращение Земли»:

Следствием такого вращения являются:

  1. Смена дня и ночи.
  2. Отклонение воздушных потоков, морских течений от их первоначального направления в Северном полушарии – вправо, а в Южном полушарии – влево.
  3. Подмыв берегов («Закон Бэра» – в северном полушарии подмываются правые берега, в южном - левые).
  4. Приплюснутость Земли у полюсов.

- Вы, конечно, наблюдали восходы и закаты Солнца на земном небосводе. Почему они происходят? Не перестает же Солнце светить! Объясните, как перемещается освещенность Солнцем по поверхности Земли? (При осевом вращении Земли освещается только одна сторона – там день, на противоположной – ночь).

- Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами или восходами Солнца? (Сутки)

- Чему равны одни сутки? ( 24 часа)

В учебнике на с. 33 дано точное время одних суток – 23 ч 56 мин 41 сек.

Таким образом, Земля совершает полный оборот за одни сутки. Что при этом происходит?

На доске:

360º → за 24 часа

15º → за 1 час (60 мин)

1º → за 4 мин

Таким образом, на Земле в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Например, в Москве – 15 часов, в Петропавловске-Камчатском – полночь. На разных меридианах время разное. А где оно будет одинаковое? (на одном меридиане)

Сутки начинаются одновременно на всем меридиане; каждый меридиан имеет свое местное время; местное время зависит от географической долготы.

Но меридианов можно провести много, а как же быть со временем? В соседних городах и селах местное время отличается на минуты и секунды. Пользоваться практически местным временем неудобно.

Постановка проблемы: как создать единую систему отсчета времени?

Необходимо разделить земной шар по меридианам на 24 пояса по 15º каждый. Время каждого пояса будет отличаться от времени в соседних поясах на 1 час.

- Тогда необходимо ввести понятие поясное время. Что понимается под поясным временем?

Поясное время – время в пределах одного часового пояса. Условились считать время по тому меридиану, который проходит посередине.

- Какой пояс будем принимать за нулевой? (По середине которого проходит нулевой меридиан) Он же является 24 поясом.

Поскольку Земля вращается с запада на восток, то счет поясов тоже ведется с запада на восток.

Задание: На сколько отличается время между 3 и 6 часовыми поясами (на 3 часа)

На сколько и куда надо перевести стрелки часов при перелете из 9 пояса во 2? (на 7 часов назад).

- Где же начинаются новые сутки на Земле? В каком часовом поясе?

Начинаются новые сутки в 12 часовом поясе на 180º меридиане – этот меридиан называют линией перемены дат.

Вспомните: в книге Ж.Верна «Вокруг света в 80 дней» Филеас Фогг был убежден, что проиграл пари, но у него в запасе оказались целые сутки. А спутники Фернана Магеллана во время кругосветного плавания потеряли день, хотя самым тщательным образом вели судовой журнал.

Прослушайте внимательно отрывок из хрестоматии о линии перемены дат и сделайте вывод, как будет меняться дата, если пересекать ее с запада на восток и с востока на запад?

«Остров Ратманова и остров Крузенштерна разделены узенькой полоской ледяной арктической воды.

Но именно здесь, между этими двумя небольшими островами, почти затерянными в водных просторах, и пролегает незримая граница, которая разделяет не континенты, не страны – она отделяет Сегодня от Вчера и завтра от Сегодня.

Время идет с востока на запад. И если на острове Ратманова наступил новый день, то на острове Крузенштерна еще царит день вчерашний.

Рожденному дню предстоит обежать весь земной шар, чтобы вновь возвратится на крохотный островок в Беринговом проливе. А в мгновение прихода Сегодня на американский островок на российском острове Ратманова уже будет Завтра».

(Хрестоматия)

Дополните схему

<Рисунок1>

Таким образом, если мы вместе с Землей движемся с запада на восток, то, пересекая линию перемены дат, мы должны считать одни и те же сутки два раза, т.е. мы попадаем во «вчерашний» день и модем иметь, к примеру, два праздничных дня, например, 1 января. Но если мы в этот же праздничный день пересекаем линию перемены дат с востока на запад, то мы должны пропустить один день, и таким образом, вовсе лишаемся праздника.

Задача. Мы вылетели на Аляску 22 октября. Какого числа мы приземлимся? (21 октября).

Физкультминутка.

Работа с картой часовых поясов и текстом учебника на с. 33-34.

Объяснить:

Город Москва находится во втором часовом поясе, и время от нулевого пояса должно отличаться на 2 часа. А на самом деле разница во времени составляет 3 часа, а с марта по октябрь на 4 часа. Как такое возможно?

Вводится понятие декретное время и летнее время.

В 1930 году в нашей стране специальным постановлением (декретом) поясное время было переведено на 1 час вперед.

Декретное время = поясное + 1 час

По московскому декретному времени работает весь транспорт и все средства связи России для удобства отсчета времени и избежание путаницы в связи с большим количеством часовых поясов.

В 1981 году в нашей стране введено еще и летнее время. Ежегодно в последнее воскресенье марта стрелки в 3 часа ночи переводятся на 1 час вперед по сравнению с декретным временем. А в последнее воскресенье октября стрелка часов возвращается обратно, т.е. переводится на час назад.

Летнее время = декретное время + 1 час = поясное время + 2 часа.

- Для чего на территории России перешли на декретное и летнее время? (для экономии электроэнергии, более полного использования светлой части суток).

Таким образом, сегодня на уроке мы рассмотрели географические следствия осевого вращения Земли и познакомились с разными видами времени.

Закрепление материала.

С целью закрепления полученных знаний учащимся предлагаются задания, которые даются в ЕГЭ по географии на определение поясного и местного времени.

1. В Москве 12 часов. Определите время в Иркутске, Магадане, Екатеринбурге (17ч, 20 ч, 14 ч).

2. Сколько времени, с учетом декретного, будет в Омске (5 часовой пояс), если в Лондоне 15 часов? (21 час)

3. От Москвы до Мурманска и Екатеринбурга одинаковое расстояние. Но при перелете в Мурманск время не изменяется, а при перелете в Екатеринбург часы переводятся. Объясните почему.(Москва и Мурманск находятся в одном часовом поясе, Москва и Екатеринбург – в разных).

4. Определите местное время на 30º в.д. и 30 º з.д., если на 0º - 12.00. часов (14.00 ч и 10.00 ч.)

5. В каких случаях возможно следующее: между пунктами расстояние в 5 км, а различие по времени составляет: а) целые сутки; б) 2 часа; в) 1 час.

Ответ:

А) если два пункта находятся по разные стороны перемены дат;

Б) если один на территории России, а другой – за ее пределами;

В) если два пункта в разных часовых поясах.

Домашнее задание: § 7, задания 4 , 6 *.