Систематизация учебного материала в работе логопеда по теме "Весна"

Разделы: Начальная школа


 В условиях модернизации Российского образования, когда возрастают требования к качеству образования, автоматически повышаются и требования к уровню подготовки педагога, его общей и профессиональной эрудиции, к систематизированной учебно-методической базе преподавания предмета.

Отсутствие программы, учебников в логопедической работе существенно повышает роль наглядного и учебно-методического материала, грамотно подобранного и профессионально систематизированного. Этого требует и специфика работы и профессиональная этика учителя-логопеда.

Существует масса изданий, предлагающих с их точки зрения панацею, но, как правило, в каждом из этих изданий находится некий изъян - все они (частично или полностью) не для наших детей. Как правило, все эти издания разрабатываются и апробируются в регионах с более развитой экономикой, инфраструктурой и, соответственно с иным интеллектуальным статусом населения.

Многолетний опыт нашей работы призывает систематизировать учебно-методический материал в том виде, в котором удобно учителю-логопеду: по темам, по разделам программы, по диагнозам и так далее, важно, чтобы это работало.

У нас – комплексный подход, то есть часть материала объединена в папки по разделам программы – это мини-учебники, другая часть, как правило, материал для I этапа работы – по темам.

Ниже представлены виды заданий, предлагаемые при работе над темой «Весна».

1. Вычеркни заданную букву; в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв, слева – прочитай слово:

В - А П Н О В К И Т В Д Ш В Щ Д С С В К О Е В Б Д__________________

Е - А Р Г Д Я Е Й Е М Е Т Г Е К В Н Е Д Ж Е С Ч Е Ю_________________

С - Т М С С В Ы С Г Е С Л Ю С Ч В С К У С М С О Д____________________

Н - Ф Ы Н М Л Н К А В Ю Д Н П Ш Н З Т С Я Н Б Н ____________________

А  - М О П А С Ч А Л Н Г Д А С А Г Ш Щ З Х А Т Ф_____________________

2. Вычеркни заданное слово среди других:

ЗВОН  ЗВАЛ ЗВУК ЗВАЛ ЗВОН ЗЛАВ ЗНОВ ЗВОН ЗВОН

ЛУЧИК ЛУЧОК ЛУЖОК ЛУЧИК ПУЧЕК ЛУЧИК ЛУЧОК

ДОЖДИ ДОШЛИ ДОЖДЬ ДОЖДИ ДОДЖИ ДОЖДИ

3. Зачеркни только цифры и собери буквы:

7 1 П 4 7 О 9 6 2 Д 6 7 5 С 5 4 9 Н 6 4 1 Е 9 7 9 Ж 7 6 3 Н 4 2 1 И 7 8 9 5 4 К 1 2 3

4.Собери пословицы:

Ыуйоднамсвтчьласточкаыфяэъвесны илрхюнеютифделаетйясбь.

чбямокрыйитсыапрельгнещхорошаяюбьтрпашняыйфиьм

5. Расшифруй фразы, используя предлагаемый ключ.

Алфавит

А – 1   К – 12   Х- 23
Б – 2   Л – 13   Ц – 24
В – 3   М – 14   Ч – 25
Г – 4   Н – 15   Ш – 26
Д – 5   О – 16   Щ – 27
Е – 6   П – 17   Ъ – 28
Ё – 7   Р – 18   Ы – 29
Ж – 8   С – 19   Ь – 30
З – 9   Т – 20   Э – 31
И – 10   У – 21   Ю – 32
Й – 11   Ф – 22   Я – 33

Пословицы и поговорки о весне:

1) 21, 3, 10, 5 ,6 ,13 .... 4, 18, 1, 25, 1 .....- 3, 6, 19, 15, 21 ..... 3,19, 20, 18, 6, 25, 1,11.

2) 16,5,15,1, .....13,1 .....19,20,16,25,12,1 ..... 3,6,19,15,29 ..... 15,6 ..... 5,6,13,1,6,20.

3) 12,16,13,10, ..... 3 ..... 14,1,6 5,16,8,5,30 ..... - 2,21,5,6,20 ..... 10 ..... 18,16,8,30.

4).14,16,12,18,29,11 ..... 1,17,18,6,13,30 ..... - 23,16,18,16,26,1,33 ..... 17,1,26,15,33.

6. Прочитайте слова, называя цифры различными формами слов. Запишите получившиеся слова.

3звон Пре2стник

7. Восстанови и запиши предложения.

1. Грачивернулисьвродныекрая.

2. Галчоноквыпализгнезда.

3. Прилетиткорабликопуститсянаводуиполетитсподнятымипарусами.

8. Восстановите предложения и запишите рассказ.

1). Наступиларанняявесна.

Ярчесветитлучистоесолнце.

Быстротаетснег.

Влесуинадорогахпоявилисьпроталины.

Запахловесной.

9. Подбери как можно больше слов - названий предметов к словам:

зеленый   зеленая   зеленые
молодой   молодая   молодые
клейкий   клейкая   клейкие

10.К именам существительным подбери как можно больше имен прилагательных:

  • солнце весной какое? -
  • небо весной какое? –
  • облака весной какие? –
  • земля весной какая? –
  • трава весной какая?
  • снег весной какой?
  • деревья весной какие?

11. К именам прилагательным подбери как можно больше существительных:

  • звонкая –
  • лучистые-
  • высокое-
  • зеленая-
  • весенняя –
  • тревожная -

12. Узнай предметы по их признакам. Назовите всю группу предметов одним словом.

Кудрявая, белоствольная -_____________________________

Могучий, раскидистый-_______________________________

Хмурая, колючая-____________________________________

Стройный, пирамидальный-____________________________

13. Узнайте предмет по действию.

Светит, греет, сияет (что?) –

Гремит, грохочет, сердится – (что?) –

Летают, цвинькают, кормят – (кто?) -

Идет, капает, барабанит, льет – (что?) -

Растут, качаются, охлаждают, согревают - ( что?) –

14. Составьте словосочетания, подбирая к именам существительным нужные по смыслу имена прилагательные. Составьте рассказ на тему « Заболела бабушка» с использованием полученных словосочетаний.

бабушка       чистый
корзина       послушный
путь       старая
варенье       тяжелая
мама       близкий
родник       малиновое
сын       скромный
роща       заботливая
подарок       березовая

15. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Обозначьте их падеж, обозначьте окончания имен прилагательных.

 За домом начинается (какой?) __________бор.

Налетел ( какой?) _____________ ветер. Наступила (какая?) весна. Весной стоит

( какая?) ________________ погода.

16. Определите границы предложений, запишите их и озаглавьте тексты.

Весной прилетают из теплых стран птицы дует легкий весенний ветерок дети одеты по-весеннему легко у некоторых на носу уже появились веснушки к празднику дети разучили народный танец «Веснянка».

17. Подбери признаки и действия к существительным.

Грачи

синевато – черные       летают
небольшие       кричат
шустрые       вьют гнезда
умные       клюют
дружные       защищают
общительные       ловят жуков
крикливые       уничтожают мышей
полезные       открывают весну
перелетные       возвращаются

18. Закончи пословицу:

В марте курица       май – будет каша, да каравай
Вешней воды никто не уймет       из лужицы напьется
Март сухой да мокрый       вода путь найдет
Апрель начинается при снеге       лето в гости приглашает
Одна майская роса         там в июле лужица
Май леса наряжает       а кончается при зелени
Март у матери зимы шубу купил       коням лучше овса
Где в апреле река       да через три дня ее продал

19. Ищу рифму:

Вдруг сказал мне о ………..  (весна ) 
Светлый зайчик на ……….  стена)
Я на улицу скорее,       
Вижу - солнце сильно …….. (греть)
Вижу – небо стало выше,
Вижу - тает снег на ……….. (крыша)
Вижу – мой приятель      скакать
Не по – зимнему – ИНАЧЕ:
- Лужи, посмотри_ ка !
И – давай чирикать.

20. Доскажи словечко:

Весна.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора,
Весна в окно …………
И гонит со ………….. .

21.Прочитай стихотворение: вначале простым шрифтом до конца, затем курсивом.

Ручеек.

Из-под снега в поле чистом
Сговорились ручейки
Ручеек струится быстрый.
Всем добраться до реки.
- Ручеек, куда бежишь?
Скажем ей: - Довольно спать,
Почему ты так спешишь?
Мы не можем дольше ждать!
Отвечает ручеек:
Мы поможем ей подняться,
- Предо мною путь далек,
Мы поможем лед сломать.
Я к реке большой бегу,
Предстоит мне дальний путь,
Я иначе не могу!
Нет минутки отдохнуть-
Спит река под слоем льда,
Я к реке большой бегу,
Сонно плещется вода.
Я иначе не могу!

22. Выпишите из стихотворения слова, состоящие из одного, двух, трех и четырех слогов. Запишите их в четыре столбика.

Весна пришла.

Капли шлепают с сосулек – гвоздичков,
Объявляют, что пришла весна.
И ладошки дети подставляют ложечкой,
Чтоб поймалась радости слеза.
Шапки снежные откинув на ухо,
Слушают дома приход красы.
Закрывайте, дети, двери наглухо,
Не пускайте в дом седой зимы.
Снег от горести раздулся норками,
Солнце пригревает горячей.
Наст утрами заморозит корками,
Ну, а днем опять журчит ручей.
Благодать на деревенской улице,
Запахи весенние пьянят.
Хоть старательно от света жмуришься,
А веснушками лучи всех наградят.

23. Определи закономерность в изменении буквенного состава слов, написанных тем или иным шрифтом.

Вяз весна вил весенний вол веснянка кол веснушки ком

24. Прочитайте последовательно друг за другом тексты, написанные разными шрифтами.

Весна Зима

Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Вера кочкам . и Ежиха Катя вылезла везут из норки . санки . Лисица Коля с лисятами и играет Митя на лугу. На Весело коньках. Поют Ребята чижи любят. Зацвели зима. ландыши.

25. Составьте слова в предложении в нужном порядке, запишите предложения.

Когда это бывает?

- на, лежит, еще, снег, полях.

- землю, холод, ветер, на , зима, посылая, еще, упрямится.

- длиннее, день, становится.

- капели, звенят, светлые, ручейки, бегут.

- солнечного, от , снег, тепла, почернел, начал, осел, таять.

- крышах, на, сосульки, плачут, еще, но , набухли, не, почки.

- это, бывает, когда?

26. Найди и исправь ошибки.

Чип – чип- чепуха.

- Пришла весна, и листья на деревьях пожелтели.

- Птицы умеют летать, потому, что у них есть клюв.

- Воздушный шар был настолько легким, что мы его еле с места сдвинули.

- Домик девочку рисует и песенку поет.

- Вечером мы завтракаем в школе.

- Весной все звери готовятся к долгой спячке.

- Взрослые утром встают и иду в детский сад, они там учатся и и играют.

- Посуда моет маму.

- Осенью на деревьях появляются ярко-зеленые листочки

27. Выбери правильное слово по смыслу, запиши предложения.

Пришла ранняя поздняя весна.

Птицы возвращаются из холодных теплых стран.

Они прощаются встречаются с милой родиной.

Грачи строят покидают свои гнезда.

Залегли просыпаются в теплых берлогах медведи.

Прячутся выходят из глубоких нор змеи.

28. Текст с неправильной разбивкой слов.

Задание: прочтите каждую строку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.

Ежик.

Беж итчере злесную поляну ежик.

Весн оюу ежей малодо бычи.

Ещене просну лисьюр кие ящерки.

Даизме иждутте плане выполза ютизсоих теплыхгос тиниц.

Носве титсо лнцета етземля можнонай тикорекиипо лакомиться.

29. Текст с разбивкой на слоги вместо слов.

Задание: прочитайте про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и деля предложения на слова.

Телеграмма.

При-ле-телдя-тел-и-за-то-ро-пил-ся:-тук-тук-тук…

Он-так-у-серд-но-сту-чал-,что-ствол-гу-дел.

-Тук-тук-тук-тук-тук-вы-сту-ки-вал-дя-тел

Точ-ка-ти-ре-точ-ка-ти-ре.

Да-это-те-лег-раф-на-я-аз-бу-ка::

Бук-ва-В-точ-ка-Е-точ-ка-С-точ-ка-ти-ре-Н-точ-ка-то-ка-А.

Вес-на!-со-об-щал-дя-тел.

При-ле-тел-дру-гой,-со-гнал-те-ле-гра-фис-та-и-то-же-на-чал-вы-сту-ки-вать:-точ-ка-точ-

ка-ти-ре-зна-чит-В-точ-ка-Е-

И-он-под-твер-дил:-Вес-на!

30. Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки.

Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы З или С.

И вот а…еленело в..е вокруг. ..апе..трели цветы, ..апорхали бабочки. В родные края …пешат вернуть..я последние .. апо…далые ..транники. В ветвях ..тарой бере..ы …вонко выкрикивает …вою коротенькую бойкую пе..енку мкхоловка – пеструшка. На ку..тике ..реди луга ..идит птичка … о..лепительно яркой грудкой. Это чечевица.

В молодом бере…няке ра..дает..я гру..тный голо.. иволги.

Последними, уже в ..ередине мая , прилетают к нам ..трижи. … прон..ительным криком но..ят..я в небе, ловят комаров и мошек. …трижи прилетели - ..начит, ве..не конец. На..тупает лето!

31.Тексты с заменой гласных и букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные.

Зайчатки.

Ситиде в драве, зайчадки, не шевелидесь! Глазом не моргниде, ухом не поветиде! Никто вас , сереньких, н зтесь и не увитид.

А бегадь вам пока нельзя.

Кто на месде ситид, у того и слету нет. А следу нет, кто вас найтед?

32. Текст со вставками лишних букв.

Задание: прочитайте про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученное предложение вслух, делая паузы между словами; спишите или напишите текст по памяти.

Поутрумлгменябляразбудилиопрмскворцынегп. -Таколгзвонкоимдсвищутлодгсловноуцвнеапмвсемшзгжбуспелиюбтсдонестивукыпоследнюювмсановостьтьог
веснаропблпришлаукцйвеснапротбуравык.