Борьба греков с персами

Разделы: История и обществознание


Тема урока: Борьба греков с персами.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Воспитание гражданского самосознания и толерантности на примере греко-персидских войн, как столкновение двух миров – Персидской державы, жители которой находились в безраздельной власти царя и, объединившихся в борьбе с захватчиками самоуправляющихся полисов Греции.
  • Развитие представлений о важнейших событиях в истории Греции IV в. до н.э., в их взаимосвязи и хронологической последовательности  чрез формирование исторического и критического мышления.
  • Развивать умение определять последовательность событий всеобщей истории IV–V вв., до нашей эры.
  • Закреплять умение использовать текст учебника при ответе на вопросы по содержанию греко-персидских воин и  информационно-коммуникативной компетенции с умением  работать с различными видами источников исторической информации.
  • Показывать на исторической карте описываемые события.

Оснащение урока:

  • Карта «Персидское царство в VI в. до нашей эры».
  • Карта «Греко-персидские войны в V в.  до нашей эры».
  • Рабочие тетради по истории древнего мира, часть  2.
  • Аппликации по истории древнего мира.
  • ЦОР. Всеобщая история. История древнего мира. ЗАО 1С 5 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный

  1. Сообщение темы занятия.
  2. Выдвижение учебных проблем.
  3. Определение цели урока.
  4. Подготовка к восприятию темы урока.

II. Введение в тему, формулирование «сквозных» проблем темы

III. Проверка знаний и умений

  1. Проверка и оценка знаний и умений по ранее изученной теме.
  2. Корректировка ответов учащихся.
  3. Подведение учащихся к изучению новой темы; связь новой темы с предшествующим занятием.
  4. Организация проверки выполнения заданий по окончании работы.
  5. Систематизация и обобщение ранее полученных знаний.

Устные ответы на вопросы:

1. Подсчитайте, сколько лет назад проводились первые Олимпийские игры. Нарисуйте «линию времени» (это выполняет вызванный к доске ученик), обозначьте на ней начало нашей эры, текущий год, год первых Олимпийских игр. (Личностно-ориентированный подход при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися).
2. Покажите на карте место Олимпийских игр. В какой части Греции находится Олимпия? Что рассказывали греки в своих мифах об этой горе. (Развитие и закрепление умения работать с исторической картой, чтения легенды  карты).
3. Используя рис. в учебнике «На ипподроме…» и аппликации, опишите конские бега в Олимпии.
4. Расскажите  о пятиборье. Почему оно так называется?
5. Что рассказывали греки о своих знаменитых атлетах.? (Закрепление умения работы с текстом исторического источника).

IV. Подведение учащихся к изучению новой темы, актуализация ранее полученных знаний и умений, связь новой темы с предшествующим  материалом

– Именно в Олимпии греки, прибывшие сюда из непрерывно воюющих полисов осознавали себя единым народом. Олимпийские игры готовили юношей к защите Эллады от иноземных врагов. Персы же стремились к господству на Эгейском море.

V. Изучение нового материала

План изучения нового материла:

  1. Над греками нависла угроза порабощения
  2. Марафонская битва
  3. Подготовка эллинов к новой войне
  4. Вторжение персов в Элладу
  5. Бой в Фермопильском ущелье
  6. Саламинское сражение

1. Отработка первого пункта плана (Объяснительно-иллюстративный метод с опорой на  карту «Греко-персидские войны», план «Битва в Фермопилах»)

2. Повторение по карте:

«Персидское царство в VI в до н.э.»

Найдите на карте территории Греции и Персидского царства.
Сравните размеры Греции с размерами Персидского царства. Сделайте вывод из этого сравнения.

3. Отработка второго пункта плана

Чтение пункта 1 параграфа 34

4. Отработка  третьего пункта плана – изложение учителя. (Объяснительно-иллюстративный метод изучения военных действий. Концентрация внимания учащихся на основных событиях в истории Греции IV–V вв. до н.э.)
По ходу объяснения учителя и работы с фрагментом ЦОР подготовить ответ на вопрос: какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла?

Рис. 1

Рис. 1

5. Отработка 4 пункта плана

Объяснительно-иллюстративный метод с опорой на  карту «Греко-персидские войны», план «Битва в Фермопилах

6. Отработка 5 и 6 пунктов планов

Подбор текстового и графического материала по теме урока. Подбор анимированных информационных объектов по теме урока.
– Подсчитайте, в каком году было нашествие войск Ксеркса Элладу, если случилось это через 10 лет после Марафонской битвы?
(Закрепление умений работы с историческим временем – счет лет и периодизация событий.)
– Почему Ксеркс высек море? Подумайте, какие верования и представления о собственной власти  отразились в этом поступке царя? (Овладение умением сопоставления оценок исторических личностей прошлого, определение и аргументирование собственного отношения к ним.)
Чтение пункта 1 параграфа 35, работа с иллюстрацией «Фемистокл. Древнегреческая скульптура»
– Какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены? (Развитие  умения пользоваться оглавлением учебника, выделять главные мысли в адаптированном тексте.)
По ходу просмотра фрагмента ЦОР подготовить план ответа на задание:
– В чем причины и значения победы греков в Греко-персидских войнах?

VI. Систематизация и обобщение новых знаний и умений

Выполнение творческого познавательного задания №22 по рабочим тетрадям для более подготовленных учащихся. (Использование приема выполнения учащимися задания без опоры на образец.)

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

Вывод учителя по теме урока: Саламинская битва предопределила исход греко-персидских войн. В морском сражении объединенный флот греков оказался сильнее флота персов.
Фиксирование записей на доске и в тетради  по теме урока (Метод личностно-ориентированной технологии.)

(Расширение умения грамотно писать исторические термины, составлять словарь исторических понятий.)

Греко-персидские войны

Мильтиад-афинский стратег
Марафонская битва – 490 г.до н.э.
Бой в Фермопильском ущелье 490 г. до н.э.
Саламинская битва – 480 г. до н.э.
Триера – корабль греков.

VII. Организация домашнего задания

(Подробная инструкция о целях, видах и способах выполнения домашнего задания.)

1. Задание всему классу:

– §34–35;
– ответить на вопросы к параграфам.

2. Индивидуальные задания (дифференциация уровня обучения):

– используя дополнительный материал подготовить рассказ о сражении на борту триеры;
– вы войсковой хронист, перед глазами которого разворачивается Марафонская битва, составьте план-хронику Марафонского сражения.