Сценарий литературной игры "Умники и умницы" по теме "Древнерусская литература"

Разделы: Литература

Ключевые слова: умники и умницы


ПЕРВЫЙ ТУР

Задание перед распределением дорожек: (Звучит колокольный звон в аудиозаписи). Прослушайте колокольный звон и расскажите, какие образы или картины возникают у вас при этом. (Время на ответ 30 секунд)

Задания для зелёной дорожки.

  1. Какое событие легло в основу “Задонщины”? (Куликовская битва 8 сентября 1380 г.)
  2. “Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу”. Так начинает своё поучение Владимир Мономах. Почему он сидел на санях? (В преддверии смерти. Покойников в Древней Руси везли хоронить на санях не только зимой).
  3. В “Слове о полку Игореве…” автор пишет, что Боян, старый певец, потомок одного из языческих богов. Какого? (Велеса, бога скотоводства.)
  4. Какие слова произнёс хан Батый, глядя на убитого Евпатия Коловрата? (“Если бы такой вот служил у меня, держал бы у самого сердца.”)

Задания для жёлтой дорожки.

  1. Правильно ли определены жанры следующих произведений:
  • “Повесть временных лет” - воинская повесть.
  • “Сказание о Борисе и Глебе”- житие.
  • “Домострой” - наставление, поучение.
  • “Повесть временных лет” - летопись.
  1. Перед вами копия изображения с икон Андрея Рублёва и Феофана Грека. Определите, какая из них кому принадлежит и докажите это. (У Феофана Грека лица суровые, характерна охристая гамма и белые мазки, а у А.Рублёва лица мягче, характерен лазурный цвет.)
  2. Как в “Повести временных лет” рассказывается о том, откуда “пошла земля русская”? (После всемирного потопа сыновья Ноя разделили землю на три части. От племени Иафета произошёл народ славянский.)

Задания для красной дорожки.

  1. На этой иконе изображена одна из первых русских святых. Кто она? За что была причислена к лику святых? (Княгиня Ольга. За принятие христианства)
  2. Кого называют солунскими братьями? Чем они знамениты? (Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.)

 ВТОРОЙ ТУР.

Задание для распределения дорожек. Каким вы представляете себе древнерусский монастырь и жизнь его обитателей? (Время на ответ 30 секунд)

Задания для зелёной дорожки.

  1. Кто является составителем “Домостроя”? (Сильвестр – наставник Ивана Грозного)
  2. С именем какого древнерусского писателя связана героиня полотна Сурикова “Боярыня Морозова”? (Протопоп Аввакум, она его последовательница)
  3. “И было некое чудо до его рождения; случилось нечто такое, что недостойно предать молчанию. Когда он ещё был носим в утробе матери, в один из дней, в воскресенье, мать его пошла в церковь, по обычаю, когда поют святую литургию, и стала с прочими женщинами в притворе. И когда хотели начать Святое Евангелие в тишине, тогда внезапно младенец… Кто был этим младенцем и что произошло? (Это был Сергий Радонежский. Он “начал вопить в утробе матери, многие от этого крика ужаснулись, как от чуда, случившегося с младенцем.”)
  4. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве? (Благословил на битву и предсказал победу)

Задания для жёлтой дорожки.

  1. Сюжет этого древнерусского памятника перекликается со многими произведениями русского и мирового фольклора; отразился он и в письменных источниках средневековья. В знаменитом сказании о любви Тристана и Изольды (Тристан победил дракона, а Изольда излечивает своего возлюбленного). В пятой новелле дня первого “Декамерона” Бокаччио. Что же это за произведение? (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”)
  2. Прочитайте два отрывка из “Слова о полку Игореве” и определите, где перевод В.Жуковского, а где Н.Заболоцкого?

Голос Ярославнин слышится,
На заре одинокой чечёткой кличет:
“Полечу,-говорит.- чечёткою по Дунаю,
Омочу бобровый рукав в Каяле-реке,
Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его

Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
“Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклоняясь, в Каяле омочу…”

  1. Как княгиня Ольга перехитрила константинопольского царя Константина? (Константин предложил Ольге выйти замуж, а Ольга при крещении попросила его стать крёстным отцом, таким образом она не могла быть уже его женой, т.к. являлась крестницей.)

Задания для красной дорожки.

  1. “Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю нашу ради спасения, собственною волею дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдания за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, от своего же брата, и не внеми ему это в грех,”- с такими словами обращается к Богу русский юноша перед своей смертью. Впоследствии он был причислен к лику святых. Кто этот смиренный отрок? (Борис, “Сказание о Борисе и Глебе).
  2. Кто из древнерусских писателей использует в своих произведениях много просторечий, или, как он назвал это, “вяканье”, ибо каждый русский человек не должен пренебрежительно относиться к “природному своему языку”, “уничтожать” его и в “церкви, и в дому, и в пословицах” (Протопоп Аввакум)

ТРЕТИЙ ТУР

Задания перед распределением дорожек. Каким вы представляете себе древнерусского певца Бояна?

Задания для зелёной дорожки.

  1. Какова композиция житийного жанра? (1.Прощение у читателя за своё неумение писать, за грубость изложения. 2.Биография святого: родители, знамение, чудо. 3.Похвала святому.)
  2. Чьему перу принадлежит “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? К какому жанру духовной литературы её можно отнести? (Священнослужитель Ермолай-Еразм, жанр жития святых)
  3. Вы прослушаете 2 отрывка из произведений, относящихся к жанру поучения. Один принадлежит Владимиру Мономаху, второй взят из “Домостроя”.Определите, какой кому принадлежит.
  • “Куда бы вы не держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим сёлам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте, где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли он или знатный, или посол; ибо они прославят вас по всем землям добрым или худым.” (В.Мономах)
  • “А поедешь куда в гости – подари недорогие вещи за дружбу, а в пути от стола своего есть давай домашним твоим и приходящим, и их с собою сажай за стол, и питьё им также подавай, и если так поступишь, добром тебя поминать будут. (“Домострой”)
  1. Какое знамение получил протопоп Аввакум? (“3 корабль украшен пёстро: красно, бело, сине, черно; юноша светел на корме сидя, правит; бежит ко мне из-за Волги, яко пожрати мя хощет. Я вскричал: “Чей корабль? – “Твой! На плавай на нём з женою и детьми, коли докучаешь”.)

Задания для жёлтой дорожки.

  1. Кто из древнерусских писателей связан с городом Пустозёрском? (Протопоп Аввакум, он отбывал там ссылку).
  2. Автор “Повести о Петре и Февронии Муромских” отступает от канонов традиционного житийного жанра. Что он использует нового? (Фольклорные мотивы, сказочные, например знакомство с Февронией, мифологические мотивы, связанные с появлением змея.)
  3. Что общего и чем различаются “Слово о полку Игореве” и “Задонщина”? (Похожи сюжет, композиция, но отличается финал: в “Слове” русская дружина терпит поражение, а в “Задонщине” одерживает победу”).

Задания для красной дорожки.

  1. “Слово о законе и благодати” написано митрополитом Илларионом. А что означают слова “закон” и “благодать” в названии этого произведения? (Закон – символ Ветхого Завета. Благодать – символ Нового Завета).
  2. Когда человек принимает монашество, он прощается со своим мирским именем, ему даётся новое. Какое имя в иночестве (монашестве) получили Пётр и Феврония Муромские? (Давид и Евфросиния).

 ФИНАЛ

Задания для розыгрыша дорожек. Конкурс русского языка. Выберите правильное написание: и(л,лл)юминация, ба(л,лл)юстрада, криста(л,лл)ический, ди(л,лл)етант, де(ф,фф)ект, э(ф,фф)ект, ко(л,лл)ичество, апе(л,лл)яция).

Задания для зелёной дорожки

  1. Узнай героя летописного сказания: “На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир. И пришёл к князю один старый муж и сказал ему: “Князь! Есть у меня один сын меньшой дома. С самого детства никто его не бросил ещё оземь. Однажды я бранил его, так он рассердился и разорвал кожу руками”. (Кожемяка.)
  2. Какие знамения и перед какими событиями связаны с именами Бориса и Глеба? (Перед Невской битвой князю Александру было видение святых Бориса и Глеба. Накануне Куликовской битвы было аналогичное явление.)
  3. Откуда у Владимира Мономаха такое прозвище? (Его дед по матери – византийский князь Константин Мономах.)
  4. К какому жанру относят “Слово о законе и благодати”? (Ораторская проза.)

Задания для жёлтой дорожки

  1. Узнай героя жития: “Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего кроткого… и от матери Феодосии.” (Александр Невский.)
  2. В какой цикл произведений входит “Повесть о разорении Рязани Батыем”? (Цикл произведений о Николае Зарайском.)
  3. Как звали жену князя Игоря? (Ефросинья Ярославна)

Задания для красной дорожки

  1. Основателем какого монастыря был Сергий Радонежский? (Троицкий монастырь, сейчас Сергиев Посад.)
  2. Что символизирует образ Горя-Злочастия в одноимённой повести? (Символ судьбы, враждебной человеку.)