Урок обучения грамоте по теме: "Буква Ю, ю"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Буква Ю, ю».

Цели урока:

  • познакомить с новой буквой и обучать чтению слов с буквой Ю, ю;
  • совершенствовать навыки чтения;
  • обогащать словарный запас; развивать речь, мышление;
  • воспитывать мотивацию обучения, создавать ситуации доверия и успеха.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

а) «Лишняя буква»

В К Е Р Х

Называем буквы. Теперь прочтём их. Какая буква лишняя и почему?

б) О каких ещё гласных можем сказать, что они в начале слова и после гласной образуют мягкое слияние, два звука?

III. Изучение нового материала

а) Предлагаю отгадать загадку.

Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто жучок.
Захочет – вскачь пройдёт немножко,
Захочет – ляжет на бочок.

б) Слого-звуковой анализ слова юла, закрашивание схемы слова цветными мелками.
Называем и считаем звуки.
Сколько гласных звуков, и какие? Находим их место в схеме и закрашиваем.
Какие согласные звуки? Обозначаем их в схеме нужными цветами.
Произносим первый слог. Эти два звука в начале слова и после гласной на письме будем обозначать буквой Ю, ю (карточки).Чтобы прочитать букву ю в начале слова или после гласной, достаточно просто назвать её - ю. Набираем слово юла. Читаем.

IV. Физкультминутка

в) Рассматривание букв Ю, ю.(Прикрепление на доску карточки с образцами печатных и письменных букв). На что похожи? Почему их две? Когда применяем заглавную Ю? А строчную?

г) Конструирование буквы.

Достаём содержимое конвертов. Называем геометрические фигуры. Что это за детали?

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква (хором) Ю.

Берём клей-карандаш и собираем рассыпавшуюся букву. (По окончании работы вытираем пальцы влажными салфетками.)

V. Закрепление

Ребята, выполнившие работу, выходят к доске и красным мелом в места пропусков печатают букву ю, называя её. Читают, что получилось.

…   …р   …рк   …ркий
…   …ж   …жный
…   о…   ро…   ро…т

а) Чтение с наращиванием.

(хором) ю   юр   юрк   юркий

Как понимаете юркий? Обратимся к словарю. Находим страницу с буквой Ю и нужное слово. Толковый словарь русского языка поясняет нам: «Юркий, быстрый, увёртливый». О ком можно сказать, что он юркий?

(хором) ю   юж   южный.
Как это южный?
(хором) ю   ою   рою   роют.

Встаньте. Покажите действием рою. Продолжаем работу.

б) Работа в парах Чтение слов. Рассматривание рисунков.

На каждой парте лист с рисунками и пять карточек со словами.

(на карточках) Юля, Юра, юрта юнга, юла.

Соотнесение слов (на карточках) и рисунков. Надо разложить все карточки со словами к рисункам.

Проверка выполненной работы. Чтение слов под каждым рисунком.

Чтение с доски:

Юнга – будущий матрос
Южных рыбок нам привёз.

Возможен вариант, что кто-то из детей прочтёт стихотворение наизусть.

VI. Физкультминутка

в) Работа с текстом.

Дети рисуют. У Юры ….

– Дай мне, …, пожалуйста, юлу, – просит ….
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» … юла.

Слова для справок: юла, Юра, Юля, юркая (на карточках).

Чтение слов для справок, определение их места в тексте. Прикрепление карточек со словами в текст. Чтение текста (цепочкой).

Дети рисуют. У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.

Работа над содержанием.

Чем заняты дети? Что у Юры? Что делает Юля? Что предложил Юра? Что узнали о юле?

Если позволяет время, четверым учащимся раздаются листочки с текстом для чтения по ролям.
Слова автора – чёрными буквами, слова Юли напечатаны синими буквами, слова Юры напечатаны зелёными буками, а юлы – красными. У автора самый разноцветный листок, на остальных буквы чёрные и одного из трёх цветов.

Текст читающего за автора:

Дети рисуют. У Юры юла.
 – Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.

Текст читающего за Юлю:

Дети рисуют. У Юры юла.
Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.

Текст читающего за Юру:

Дети рисуют. У Юры юла.
– Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.

Текст читающего за юлу:

Дети рисуют. У Юры юла.
 – Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, – просит Юля.
– Будем вместе играть, – сказал Юра. Запела юла: «Ю-ю-ю...» Юркая юла.

VII. Итог урока

Чему научились? Что нового узнали? Какой вид работы очень понравился? Когда было трудно?
Благодарность за активность, за старание и хорошую работу.