Урок математики в 4-м классе с применением элементов куклотерапии

Разделы: Начальная школа


Цель: внедрить применение куклы в качестве разнохарактерного ученика на уроках в начальной школе.

Задачи:

  1. Обучающая:
  • закрепить навыки и умения решать задачи на движение,
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  1. Развивающая: развивать память, воображение, мышление;
  2. Здоровьесберегающая:
  • сделать урок активным, интересным;
  • активизировать физминутки с помощью куклы;

Оборудование урока: ширма, кукла пингвин Лоло (герой мультфильма “ Лоло и Пепе”), карта мира, иллюстрации с изображением Антарктиды, карточки с заданиями.

 Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.

(Дети аплодируют, учитель оборачивается и видит Лоло).

Лоло: Здравствуйте, Валентина Викторовна. Здравствуйте, ребята. Я не опоздал? Я так торопился, ведь, я запомнил, что на урок опаздывать нельзя.

Учитель: Здравствуй, Лоло. Очень рада тебя видеть снова. А вы, ребята, рады видеть Лоло?

(Ответы детей).

Лоло: Мои родственники и друзья из моря Росса передают вам привет. Я старался плыть быстрее, чтобы не опоздать на урок математики, ведь, я ее так люблю!

Учитель: Лоло, зачем ты все время уплываешь в свое море Росса, оно так далеко, около самой Антарктиды? Поселился бы здесь в Москвеки ажение, мышление;решать задачи на движение, совершенствование вычислительных навы на каком–нибудь незамерзающем водоеме.

Лоло: Ох, Валентина Викторовна, это же так просто. Вот вы, ребята, любите свой город, свою страну?

(Ответы детей).

Лоло: Вот и я люблю свою Антарктиду. Я готов часами рассказывать о ней. Там живут мои родители, братья и сестры, друзья! Там так красиво!

  1. Постановка цели. Сообщение темы

Учитель: Похвально, Лоло, что ты так любишь свою Родину. Ну, а мы начинаем наш урок. Ранее мы учились решать задачи на движение. Сегодня – урок-повторение. Мы вспомним способы решения таких задач, а т.к. на урок к нам неожиданно пришел Лоло, то мы проведем урок-путешествие и совершим заочную экскурсию в Антарктиду. А в пути будем выполнять различные математические задания, решать задачи на движение.

Лоло: Ребята, а вы знаете, где находится Антарктида? Кто сможет показать на карте?

(Ответы детей).

Лоло: Как здорово, что вы знаете, где находится моя Родина! В.В., а можно я расскажу ребятам про свою любимую Антарктиду?

Учитель: Лоло, не торопись, у тебя еще будет возможность поделиться с ребятами своими знаниями. Ребята, у меня есть схема маршрута нашего путешествия, с помощью которой можно добраться до Антарктиды. Взгляните на доску.

(На доске схема маршрута).

  1. Актуализация знаний

Учитель: Начало маршрута – Москва. Первая остановка остров Огненная Земля. Чтобы узнать, на чем мы отправимся туда, я предлагаю провести небольшую разминку, сейчас мы решим задачи, найдем ответ на карточках на доске, перевернув их, получим слово, обозначающее вид транспорта.

Устный счет

Задачи:

  • Большой кит полосатик плывет со скоростью 55 км/ч, Какое расстояние он сможет преодолеть за 3 часа?
  • От Огненной Земли до моря Росса 12000 км (учитель показывает на карте). За какое время проплывет это расстояние горбатый кит , если его скорость в среднем составляет 60 км/ч?
  • Альбатрос паря над просторами Индийского океана со скоростью 23км/ч может находиться в воздухе на протяжении 12 часов. Какое расстояние он может пролететь за это время?

 Лоло: А можно мне задать ребятам задачу?

Учитель: Пожалуйста, Лоло, попробуй.

 Лоло: Кашалот может преодолеть расстояние в 510 км от берегов Антарктиды до Мадагаскара за 30 часов. С какой скоростью движется кашалот?

Лоло: Молодцы, ребята!

  • Расстояние от Антарктиды до берегов Африки 350 км. С какой средней скоростью проплывет это расстояние акула – молот, если 200 км она проплыла за 10 часов, а остальной путь за 15ч?
  • Два альбатроса вылетели навстречу друг другу. Первый, вылетевший с берегов Мадагаскара, летел со скоростью 25 км /ч, а второй летел от берегов Антарктиды со скоростью 15 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между двумя побережьями 560км?
  • Акула пересекает Индийский океан за 4 суток...

 Лоло: Ой, боюсь!

Учитель: Чего ты боишься, Лоло?

Лоло: Акулу!

Учитель: Не бойся, это же воображаемая акула. Итак,

  • акула пересекает Индийский океан за 4 суток.А альбатрос это же расстояние пролетает за 3 суток. На сколько км /ч скорость альбатроса больше скорости акулы, если протяженность их пути составляет 1728км?

(Перевернув карточки, ребята получают слово – “САМОЛЕТ”.)

Учитель: Давайте попробуем построить самолет, используя разный геометрический материал

(1ученик выходит к доске, остальные работают парами на местах)

Учитель: Самолет готов. Лоло, садись в самолет вместе с нами. Полетели!

  1. Повторение

Учитель: Пока мы летим, давайте решим задачу и узнаем, через сколько часов мы будем на острове Огненная Земля. Никого не укачивает? Вы здоровы? Тогда решаем задачу. У вас на маленьких самолетных столиках лежат карточки с текстом задачи, прочитаем ее.

Ученик читает задачу:

  • От Москвы до Огненной Земли 15150 км. За сколько часов самолет преодолеет это расстояние, если до Буэнос – Айреса , где он делает небольшую остановку, самолет летел со скоростью 850 км/ч, а оставшиеся 2400 км он летел со скоростью, на 50 км/ч меньшей ?

Ученик решает задачу с объяснением.

Учитель: Наш самолет приземлился на Огненной Земле. Ребята, взгляните на карту. Кто покажет место, где мы сейчас находимся?

(Выходит ученик и показывает на карте)

Физминутка

Учитель: Ну что, ребята, 18 часов перелета, устали, наверное, ножки наши затекли от долгого сидения. Давайте отдохнем.

Лоло: В.В., а можно я с ребятами проведу физминутку, как в прошлый раз, и мы вместе отдохнем, что-то я тоже устал. Мы так долго летели на самолете.

Учитель: Пожалуйста, Лоло.

Звучит музыка “Чунга-Чанга”, ребята выполняют разные движения, которые предлагает Лоло

Лоло: Посмотрите, как красиво вокруг! Давайте нарисуем то, что мы себе представляем. Наши руки будут кисточками. Окунем их в водичку (показывает). Какое голубое небо! Нарисуем его. Макните свои кисточки в голубую краску (показывает). Рисуем небо. А какое ласковое море! Нарисуем его? Даша, помогай мне.

Даша: Возьмем синюю краску. Макнули кисточки в синюю краску. Нарисовали небо.

Лоло: Какой ласковый песочек! Нарисуем и его? Лера, помогай.

Лера: Вымыли кисточки. Макнули их в желтую краску. Рисуем песок.

Лоло: Как хорошо походить босиком по песочку. Какое солнышко жаркое печет. Давайте его нарисуем? Какая краска нам понадобится? Как ты думаешь, Саша?

Саша: Давайте возьмем оранжевую краску. Нарисуем большой круг. А теперь лучи.

Лоло: Какая прекрасная картина получилась! Отдохнули? Садитесь.

Учитель: Ребята, как вы думаете, на чем дальше мы будем продвигаться вперед к Антарктиде?

Лоло: В.В., я знаю, я знаю, я видел как вдоль берегов Антарктиды курсируют суда, они вас быстро довезут до моего моря Росса, они все туда приплывают.

Учитель: Лоло, ты, наверное, забыл, что нельзя перебивать учителя на уроке. А если ты хочешь что-то сказать, надо… Что, ребята, надо сделать?

Дети: Поднять руку.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Да, правильно, ребята. Ну а ты, Лоло, прав, наше путешествие продолжится на теплоходе, но для того чтобы нам разрешили занять место на палубе теплохода, ребятам необходимо выполнить следующее задание. Вы дома по-вариантно решали задачи на движение. Я предлагаю вам поменяться своими вариантами задач, решаете задачу на карточке и сдаете ее мне в качестве самостоятельной работы.

  1. Контроль

(Лоло поднимает руку).

Учитель: Что ты хочешь, Лоло?

Лоло: Я тоже хочу решить задачу.

(Учитель дает Лоло задачу). Ученики меняются карточками, каждый решает задачу на полученной карточке. 2 ученика работают у доски задачи

  • Вдоль берегов Антарктиды, из двух портов, расстояние между которыми 1278 км одновременно, навстречу друг другу вышли два теплохода. Скорость первого 75 км/ч, а скорость второго на 8 км / ч меньше. Через сколько часов теплоходы встретятся?
  • От Огненной Земли до порта моря Росса 18 000км. Сколько времени затратит теплоход на весь путь,если третью часть пути он будет идти со скоростью 75 км/ч, а оставшийся путь со скоростью 60 км/ч ?

Учитель: Я дома проверю ваши работы и выставлю оценки. Но уже сейчас каждый из вас имеет возможность проверить, правильно ли вы решили задачу. Вы сейчас наша надежда на то, что мы сможем подняться на борт теплохода.

(Проверка задач, путем сверки с доской)

Учитель: Задачи решены правильно, поднимаемся на палубу теплохода. Сядьте удобнее, чувствуете, как дует легкий теплый ветерок, посмотрите направо, мы подплываем к берегам Антарктиды…

(Лоло волнуется, бегает туда-сюда).

Учитель: Ребята, посмотрите, как Лоло радуется, увидев свою Родину. Расскажи нам, пожалуйста, про нее пока мы подплываем к берегу.

Лоло: Антарктида – самый южный материк. Этот континент отдален от остального мира штормовыми водами океана. Его окружают льды и гигантские айсберги, а сам он покрыт ледяным щитом, толщиной до нескольких километров. Наибольшая глубина ледяного щита составляет 4800 м. Этот пятый по величине материк является самым холодным в мире. Рекордно низкая температура - 820С была зафиксирована в 1983 г.

Учитель: Молодец, Лоло. А давай спросим ребят, что они иксированаберегу.ста про нее покауется, увидев свою Родину. но ли вы решили. знают об Антарктиде.

Выступления учащихся.

1-й ученик: Антарктида была открыта в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена, которая на двух судах прошла вдоль тихоокеанского побережья Антарктиды. А в 1840 г. в Антарктиду отправился Д.Ж. Росс, который открыл море. Оно-то потом и стало называться морем Росса, в честь путешественника, открывшего его. С тех пор в Антарктиде создаются научные базы и станции для проведения научных исследований. А наиболее изученный участок Антарктиды – это район моря Росса.

2-й ученик: Антарктида – не самый маленький по площади континент, но постоянного коренного населения на нем нет. В основном там проживает персонал научно-исследовательских станций.

Учитель: Лоло, у тебя есть, что еще рассказать ребятам, мы будем рады тебя выслушать.

Лоло: Холодные антарктические воды богаты животным крилем (это мелкие ракообразные) и рыбой. Здесь водится много тюленей, котиков, китов. На побережье обитают такие морские птицы, как поморники и альбатросы, а также целых восемь видов пингвинов. Это, как и я, императорские пингвины. Ребята, а вы знаете, что пингвины – это птицы. Правда, летать мы не умеем, а скорее похожи на людей, ходим, переваливаясь, как маленькие человечки. Антарктиду невозможно представить без нас. И хотя летать мы не умеем, зато отлично плаваем и ныряем. В воде можно увидеть поднимающиеся над водой фонтаны, а иногда и огромный двухлопастный хвост, это ныряют киты. На скалах живет множество чаек, буревестников, морских ласточек.

Учитель: После того, что мы вспомнили и узнали нового об Антарктиде, неудивитетельно, что этот так называемый “Пятый континент” был открыт в последнюю очередь. У шеста, обозначающего положение Южного полюса, можно совершить самое быстрое“ кругосветное путешествие” - просто обойдя вокруг полюса. За несколько секунд можно пересечь все 360 меридианов планеты. Интересно, что каждый год положение шеста корректируют – из-за перемещений льда он “ съезжает” с полюса.

Много интересного можно увидеть в Антарктиде, можно побывать в гостях исследователей на научных станциях, но нам к сожалению, надо возвращаться домой, Лоло.

Сегодня мы узнали, сколько времени потребуется для того чтобы прибыть на Остров Огненная Земля, затем, оказаться в порту моря Росса. Ребята, а вам хотелось бы узнать сколько же всего времени путешественники будут находиться в пути?

(Ответы детей)

Учитель: Кто сможет посчитать?

(1 ученик объясняет)

Учитель: Ребята, вот видите, какой дальний путь приходится преодолевать Лоло, чтобы приплыть к нам на урок .Вы уже большие ребята и грамотные и, конечно же, понимаете, что пингвины – это не перелетные птицы, и они никогда по-настоящему не совершают дальних путешествий, тем более до Москвы. Пингвины постоянно живут в Антарктиде. Такое может происходить только с Лоло и только на наших необычных уроках.

Лоло: Но я совсем не так к вам добираюсь. Мне помогают мои друзья. Ребята, хотите, сейчас мои друзья помогут вам быстро, быстро вернуться в Москву, в вашу школу?

(Ответы детей)

Физминутка

Вы умеете плавать? Тогда закройте глаза, аккуратненько спускаемся к воде, заходим в воду, поплыли, если устанете, акула молот придет вам на помощь, не бойтесь она мой друг и будет сопровождать нас до Суэцкого канала, а здесь нас поджидают стаи сельди, чувствуете как они легонько касаются ваших ног. Они плывут снами до Азовского моря. Ребята, а вы знаете, что Азовское море самое мелкое на Земле и имеет глубину всего 14 метров? Давайте немного в нем покупаемся. Поплескайте друг на друга водичкой. Нравиться? Я здесь немного задерживаюсь, чтобы отдохнуть.   А теперь мы поплывем по рекам спокойно, и в реке Дон сомы придут нам на подмогу, если кто-то устанет, они помогут удержаться на плаву, подставив свои спинки. Вот мы плывем по Волго-Донскому каналу, попадаем в Волгу, а тут уж рукой подать до Москвы реки, плывем быстрее. А вот и ваша школа, открывайте глаза.

  1. Подведение итогов

Учитель: Вот мы и снова в нашем классе, понравилось вам наше путешествие?

  • Над чем работали во время путешествия?
  • Что повторили? Что нового узнали?
  • Кто вам помогал во время путешествия?

Дети: Лоло.

  1. Рефлексия

Учитель: Да, Лоло, сегодня ты был молодец. Ребята, сегодня Лоло правильно себя вел на уроке? Вам хотелось бы еще совершить такое путешествие?

Спасибо за урок, ребята, спасибо, Лоло.