Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Приложение 1. Слайд 1. Переход от традиционного обучения к новым педагогическим технологиям должен осуществляется при помощи осмысления необходимого теоретического материала.

Приложение 1. Слайд 2. Таким образом, перед учителем встает проблема: как превратить традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, используя новые педагогические технологии?
Нужно отметить, что овладение новыми технологиями обучения требует от учителей внутренней готовности к серьезной работе по преобразованию самого себя. Каждый учитель знает, что чем разнообразнее формы и методы работы, применяемые на уроке, тем интереснее и эффективнее осуществляется образовательный процесс.

Приложение 1. Слайд 3. Я работаю по проблеме «Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся». Поиск и апробация новых методи­ческих приёмов преподавания русского языка и литературы занимают значительное место в реализации данной технологии. Обновляя классно-урочную систему образования, особое внимание уделяю таким формам, как нестандартные уроки в виде инсценирования, пресс-конференций, форумов, круглого стола, защиты проектов и т.п. Изученный материал на таких уроках надолго запоминается учениками, позволяет им учиться без принуждения, почувствовать вкус успеха.
Большое внимание уделяю развитию творческих способностей школьников, умению мыслить, формированию у учеников самостоятельности в оценках и суждениях, вдумчивому подходу и анализу изучаемого материала, критической оценке результатов собственной работы.
Занятия научной деятельностью можно начинать с 12-13 лет. В этом возрасте дети уже способны при помощи педагога добывать знания из научной и научно-популярной литературы, сравнивать разнообразные данные, использовать термины, анализировать спорные моменты. Сложнее детям делать выводы и умозаключения. Здесь особенно необходима помощь педагога.

Приложение 1. Слайд 4. Основой проектной деятельности являются следующие умения:

  • самостоятельное применение знаний на практике;
  • ориентирование в информационном пространстве;
  • непрерывное самообразование;
  • наличие критического и творческого мышления;
  • способность увидеть, сформулировать и решить проблему.

Приложение 1. Слайд 5. Этапы проектной деятельности.

1 этап. Продумывание темы проекта.

  • Для определения темы учитель выбирает ключевую научную идею в соответствии с программой своего учебного предмета.

2 этап. Выбор возрастной группы учащихся.

  • Определяется учителем, исходя из учебной темы.

3 этап. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

  • Учитель формулирует, учитывая основополагающие вопросы учебной темы и вопросы, на которые должны дать ответ учащиеся.

Приложение 1. Слайд 6.

4 этап. Формулирование дидактических целей проекта.

  • Это цели, которые ставит перед собой ученик и старается их достичь в ходе реализации проекта.

5 этап. Формулирование задач.

  • Выстраиваются механизмы достижения дидактических целей.

6 этап. Формулирование актуальной проблемы.

  • Ученики самостоятельно формулируют проблемы (цели и темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.

7 этап. Выдвижение гипотез решения проблем.

  • Формулируются учащимися. Гипотезы выдвигаются как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

Приложение 1. Слайд 7.

8 этап. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

  • Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек.

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может бать полный текст учебного исследования: научная статья; план исследования, тезисы, доклад, стендовые доклады (оформление наглядного материала, текста иллюстрации); реферат проблемного характера, компьютерные презентации. Главным элементом проектов являются выводы, к которым пришёл юный исследователь в процессе работы над темой.

Приложение 1. Слайд 8.

9 этап. Обсуждение плана работы учащихся.

  • Ученики продумывают пути проведения своих исследований, намечают план действий.

10 этап. Обсуждение возможных источников информации.

  • Цель: задать направление поиска информации.

Исследовательская деятельность предполагает формирование библиотечно-поисковых навыков, умений ориентироваться в информационных потоках, приобретать знания при помощи Интернет-ресурсов и компьютерных технологий, проводить интервьюирование общественности. Это навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками и др.

11 этап. Самостоятельная работа учащихся в группах.

  • Определение задания каждому в группе. Учитель консультирует, обходя группы, направляет ход обсуждений.

12 этап. Самостоятельная работа групп.

  • Распределение обязанностей между собой в группе.
  • Самостоятельная деятельность каждого участника проекта в соответствии с определённым временем.
  • Роль учителя: консультации, помощь, направление деятельности учащихся в нужное русло.

Приложение 1. Слайд 9.

13 этап. Подготовка презентаций по отчету о проделанной работе.

  • Цель: систематизировать полученные данные. Роль учителя: консультации, помощь.

14 этап. Защита проектов.

  • Каждой группе предоставляется время до 10 минут. Далее идёт обсуждение проблем, обозначенных в проекте.

При защите проектов использую различные формы дискуссий: круглый стол, форум, пресс-конференция. Например, при защите проекта «Ясная Поляна. Заочное путешествие по литературным местам» использовалась форма пресс-конференции, которая стала средством дополнения полученных сведений своим пониманием и смыслом.

Приложение 1. Слайд 10. Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка.
Ценность каждого проекта заключается в том, что практически все знания учащиеся добывают самостоятельно или посредством общения между группами. Учителю предоставляется роль консультанта и режиссера.
Научная деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует “поисковую активность”, упорство детей в достижении поставленной цели. На новом этапе обучения и развития у школьников появляется потребность поделиться своими поисками, научными открытиями.
Надо признать, что не всегда деятельность по проектам укладывается в жёсткие рамки урока. Это приводит к использованию индивидуально-обобщённой формы деятельности учащихся: самостоятельных индивидуальных занятий, лабораторного практикума, деятельности по консультированию. В такой работе происходит самостоятельное освоение новых понятий, отношений. Деятельность по созданию условий, в которых ученик обращается к источнику знаний, источнику ценностей, содержащихся в литературе, опыте человеческого бытия, считаю главной в своей педагогической работе.

Приложение 1. Слайд 11. Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

  • формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
  • осваиваются основы исследовательской деятельности;
  • создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
  • предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
  • развивается способность к рефлексии.

Приложение 1. Слайд 12. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.