Свет и цвет в природе

Разделы: Физика


Цели урока:

  • используя методы научного познания, объяснить природу дисперсионного спектра,
  • рассмотреть причинно – следственные связи между светом и цветом;
  • развивать умения работать с учебником, научно – популярной литературой
  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать,
  • применять полученные знания к объяснению атмосферных оптических явлений.

Оборудование: ФОС, экран, призма, собирающая линза, светофильтры, цветные ленты, компьютер, телевизор.

Оформление доски: рисунок 1, портрет И.Ньютона

На дверях кабинета надпись: "В городе замечены «уши солнца»”

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.

Сегодня в течение дня предлагаю оценить творческое задание – составить рассказ, сказку о преломлении света, придумать 2 – 3 вопроса по теме, сделать рисунок. Работы выставлены для ознакомления. Благодарю всех участников. Я хочу познакомить вас с одной работой. Ученик читает свою сказку (на стене на ватмане иллюстрация)

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Иван Дурак. Однажды пошел он на рыбалку. Вода была в реке чистая пречистая. Дно видно, как на ладони. Недалеко от берега лежал большущий сом и шевелил огромными усищами. “Вот подвезло! Рыбы надолго хватит” - подумал Иван. Достал он свой трезубец, прицелился и ...мимо! А сом только усом повел и сказал: “ Прост как белый свет”. Не зря Ивана Дураком называли. В школу он не ходил, физику не учил, а о преломлении слыхом не слыхивал.

Учитель: хороша сказка, да есть в ней одна серьезная физическая ошибка. Что бы найти ее, нам необходимо изучить еще одну тему. Отгадаем ее название.

Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошел
Значит, новый день пришел. (Свет)

Замените в слове свет одну букву, и получится окраска (цвет).

Итак, тема урока: “Свет и цвет в природе”.

  1. Мотивация изучения нового материала.

Великий древнегреческий мыслитель Аристотель утверждал, что цвет определяется разным количеством темноты, примешиваемой к белому свету. При наибольшем добавлении темноты получается фиолетовый, а при наименьшем – красный цвет. Авторитет Аристотеля был непоколебим и все же…

  1. Изучение нового материала.

В 1666г. Исаак Ньютон заинтересовался этой темой и поставил перед собой задачу – изложить и доказать рассуждения опытами. Рассмотрим некоторые из них.

Опыт 1. Получение сплошного спектра на экране.

  • Что наблюдаете?
  • Выдвинете гипотезу, объясняющую опыт.
  • Как можно ее проверить?

Опыт 2. Освещаем призму красным цветом.

  • Что наблюдаете?
  • Объясните опыт.

Опыт 3. Пропустить спектр через собирающую линзу.

  • Что наблюдаете?

Сделаем вывод: белый свет – сложный, он состоит из семи цветов КОЖЗГСФ.

Стр. 213 учебника

Рисунок 1

Рассмотрите рисунок – схему опыта, ответьте на вспомогательные вопросы.

  1. В каком порядке располагаются цветные лучи?
  2. Как легко запомнить расположение цветов?
  3. Какие лучи отклоняются больше, а какие меньше?
  4. Чем объясняется отклонение лучей от первоначального направления?
  5. У каких лучей п больше, меньше?
  6. Проверьте себя по таблице стр.214
  7. Почему в таблице приведено несколько значений п для лучей одного цвета?

Вывод: для каждой составляющей белого света показатель преломления имеет свое значение, которое зависит от рода вещества.

Сложностью белого света объясняется красочность окружающего мира, цвет тел.

Учитель показывает цветную ленту (например, зеленую) и просит назвать ее цвет.

- А почему именно зеленая?

Опыт 4. Повторяем опыт 1, но к экрану на спектр прикладываем зеленую ленту.

  • В какой части спектра наблюдается истинный цвет ленты?
  • Какое явление позволяет видеть предмет?

То есть, в этой части спектра лента отражает зеленые лучи, а все остальные поглощает.

Вывод: цвет тел объясняется возможностью тел отражать одни составляющие белого света, а другие поглощать.

Для закрепления объясняем цвет других лент, включая белый и черный. Некоторое замешательство вызывает розовая лента. Обязательно в классе найдется ученик, который сообразит, что цвета могут смешиваться.

- Прав ли был Аристотель?

  1. Применение.

Часто на практике для усиления эффектов требуется изменить цвет. Для этого используют цветные стекла – светофильтры. Посмотрите вокруг через светофильтр. Просим 2 учеников рассказать

  • Какого цвета светофильтр?
  • Что наблюдал?

Вопрос классу Каким свойством обладает светофильтр? Отгадайте загадку

Зорко смотрит постовой за широкой мостовой.
Как моргнет он красным глазом – остановятся все сразу. (Светофор)

- Как образуется красный сигнал светофора?

Использование светофильтров расширило возможности театральной сцены: если осветить фигуру в красном осветить через светофильтр – она исчезнет. Можно изменить, таким образом, цвет кожи, одежды и т.д. Подробнее о применении светофильтров я прошу желающих подготовить небольшие сообщения.

Вывод: Что мы узнали на уроке про свет и цвет? На доске прикрепляют опорные понятия

  • сложный
  • КОЖЗГСФ
  • пкр>пф
  • способность тел ↑ и ↓
  • могут смешиваться
  1. Блиц опрос.

Заполните пропуски или выберите правильный ответ.

  1 вариант 2 вариант
1 Какой цвет в спектре следует за зеленым? Какой цвет в спектре следует за синим?
2 Какие лучи красные или зеленые преломляются больше? Какие лучи желтые или голубые преломляются меньше?
3 Белый свет - ...(простой, сложный) Красный свет -…(простой, сложный)
4 Мак красный, т.к. отражает…составляющие белого света, а остальные … Василек синий, т.к. отражает…составляющие белого света, а остальные
5 На белом листе надписи
  • Хорошо
  • отлично

Через какой светофильтр надо посмотреть, чтобы увидеть только надпись хорошо?

На белом листе надписи
  • Хорошо
  • отлично

Через какой светофильтр надо посмотреть, чтобы увидеть только надпись хорошо?

Быстрая взаимопроверка.

  1. Применение знаний в новой ситуации.

Сложностью белого света объясняются красивейшие оптические явления в атмосфере радуга, гало, перламутровые облака. Эти явления можно наблюдать у нас в Мурманске.

По рядам. Прочесть текст, используя план, составить краткий рассказ (Приложение1), (Приложение2), (Приложение3).

  • Категория (явление, прибор, физическая величина, закон)
  • Причина (отражение, преломление) в (каплях дождя, кристаллах льда)
  • Форма (дуга, круг, крест, столб, пятно)
  • Окраска
  • Расположение светила (перед наблюдателем, за спиной наблюдателя, заходит, восходит)

-Назовите общие черты этих явлений. Беседа сопровождается презентацией (презентация)

  1. Итог урока:
  • При объяснении сложности света мы использовали методы научного познания наблюдение, опыт, практика
  • Совершенствовали умения: выдвигать гипотезу, работать с учебником, научно – популярной литературой, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в новой ситуации.
  1. Какая же физическая ошибка допущена в сказке Данила?
  2. Домашнее задание:
  1. §34
  2. Какого цвета зеленка?
  3. Творческое задание (по желанию) Роль сочетания цветов в одежде, дизайне, настроении человека.

Спасибо за урок!

Литература:

  1. Светина И. В городе замечены “уши солнца”. Газета “Вечерний Мурманск” 23.02.2002
  2. Гуревич А.Е. Физика 8. “Дрофа” 2004
  3. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики 7. Москва “Просвещение” 1980
  4. http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/01/30/srochno/336175/ В Мурманске наблюдали редчайшие Перламутровые облака.

Фотографии для презентации.

  1. Банников В. Радуга
  2. Петрова Т.М. Луна. Перламутровые облака.
  3. ТВ 21. Радуга над промзоной.