Комплект алгоритмов основных умений и навыков для предметов эстетического цикла

Разделы: История и обществознание, Литература, Музыка, Администрирование школы, МХК и ИЗО


Содержание алгоритмов:

  1. Алгоритм составления рассказа по картине.
  2. Алгоритм составления рассказа по теме.
  3. Алгоритм составления плана текста.
  4. Алгоритм написания реферата.
  5. Алгоритм конспектирования.
  6. Алгоритм составления списка литературы по теме.
  7. Алгоритм публичной защиты учебного реферата.
  8. Алгоритм подготовки доклада, статьи, заметки.
  9. Алгоритм написания предисловия.
  10. Алгоритм создания рецензии (отзыва) на просмотренный видеофильм.
  11. Алгоритм создания рецензии (отзыва) на просмотренный спектакль.
  12. Алгоритм анализа произведения живописи.
  13. Алгоритм анализа произведения архитектуры.
  14. Алгоритм анализа произведения скульптуры.
  15. Алгоритм анализа произведения музыки.
  16. Алгоритм создания рецензии (отзыва) на экскурсию.
  1. Алгоритм составления рассказа по картине:
  1. Рассмотри репродукцию.
  2. Определи, кто автор.
  3. Найди и прочти сведения о художнике.
  4. Обрати внимание на название картины (часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).
  5. Еще раз внимательно рассмотри картину: что здесь произошло, почему, что изображено и как?
  6. Сформулируй тему и основную мысль рассказа, в зависимости от этого озаглавь его (заглавие рассказа и название картины могут не совпадать).
  7. Составь план рассказа.
  8. Обрати внимание на соотношение частей рассказа. Помни: главное в нем – содержание картины.
  9. Попытайся включить в рассказ диалог, элементы описания.
  10. Напиши черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепиши его.
  11. Подготовься к выразительному чтению рассказа.
  1. Алгоритм составления рассказа по теме:
  1. Определи тему.
  2. Определи основную мысль рассказа.
  3. Найди необходимый материал, определи его происхождение: из своих воспоминаний, других источников.
  4. Составь план рассказа. Используй в рассказе диалог, элементы описания, рассуждения.
  5. Озаглавь текст.
  6. Запиши черновик рассказа.
  7. Откорректируй и запиши рассказ на чистовик.
  8. Подготовься к выразительному чтению составленного рассказа.
  1. Алгоритм составления плана текста:
  1. Прочти текст.
  2. Определи основную идею.
  3. Выдели ключевые слова.
  4. Раздели текст на смысловые части.
  5. Выдели основную идею каждой части.
  6. Запиши пункты плана, соблюдая логическую последовательность изложенного текста.
  7. Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.
  1. Алгоритм написания реферата:
  1. Выдели тему.
  2. Изучи состояние проблемы по данной теме.
  3. Подбери литературу.
  4. Составь план.
  5. Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.
  6. Распредели материал в логической последовательности согласно плану.
  7. Подготовь наглядный материал (иллюстрации, репродукции, таблицы и т.п.) для публичной защиты.
  8. Сформулируй выводы по каждому параграфу, выкажи своё отношение к проблеме, сделай заключение.
  9. Составь список используемой литературы.
  10. Произведи записи текста реферата с учетом единых требований (поля, абзацы, расстояния между строк, оформление цитат, и др.)
  11. Оформи реферат с учетом единых требований.
  1. Алгоритм составления списка литературы по теме:
  1. Прочти тему.
  2. Определи идею.
  3. Выдели ключевые понятия темы.
  4. Просмотри библиографический указатель, используя каталоги различного характера.
  5. Составь список используемой литературы в алфавитном порядке, при этом соблюдая следующую последовательность:
  • фамилия и инициалы автора;
  • название книги, статьи (иногда и подзаголовка);
  • место издания;
  • название издательства;
  • год издания.
  1. Алгоритм конспектирования:
  1. Внимательно прочти текст.
  2. Определи главную идею текста.
  3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
  4. Запиши главные мысли в форме плана.
  5. Прочти текст ещё раз.
  6. Сформулируй тезисы конспекта.
  7. Определи ключевые понятия.
  8. Запиши и оформи конспект.
  1. Алгоритм публичной защиты учебного реферата:
  1. Подготовься к публичному выступлению (имидж, репетиция перед зеркалом, проговаривание текста собеседнику и т.д.).
  2. Осуществляй собственно защиту:
  • представь себя (собственная презентация);
  • назови тему;
  • определи цели и задачи своей работы;
  • представь краткое содержание реферата;
  • выдели основную идею;
  • обоснуй достоинства темы, её актуальность;
  • кратко изложи содержание с включением цитат и использованием наглядно-иллюстративного и аудио материала;
  • выскажи собственное мнение к содержанию по теме.
  • сделай вывод.
  1. Алгоритм подготовки доклада, статьи:
  1. Прочти тему.
  2. Определи проблему.
  3. Определи объём доклада, статьи.
  4. Установи основные понятия темы.
  5. Изучи состояние проблемы.
  6. Проанализируй теоретические данные и фактические материалы.
  7. Систематизируй материал.
  8. Составь план доклада, статьи.
  9. Запиши текст в черновом варианте.
  10. Откорректируй текст доклада, статьи, перепиши его.
  11. Передай материал в печать.
  1. Алгоритм написания предисловия:
  1. Прочти внимательно текст (книгу).
  2. Выдели главную идею.
  3. Определи стиль текста (художественный, научный, публицистический).
  4. Изучи материал об авторе и истории создания текста (книги).
  5. Письменно изложи материал в следующем порядке:
  • сведения об авторе;
  • краткое изложение содержания;
  • своё отношение к тексту.
  1. Алгоритм создания рецензии (отзыва) на фильм:
  1. Просмотри внимательно фильм (возможно и не один раз).
  2. Каково название фильма?
  3. Кто является режиссером фильма?
  4. Определи, чему посвящен фильм, и что хотели показать его авторы?
  5. Какие основные явления, понятия рассмотрены в фильме?
  6. Что, на ваш взгляд, является в фильме главным?
  7. Что наиболее интересно и удачно показано в фильме?
  8. Какие моменты раскрыты в фильме недостаточно полно и ясно?
  9. Как связан фильм с изучаемой темой?
  10. Постарайся выразить свое впечатление от фильма?
  1. Алгоритм создания рецензии на театральный спектакль (оперу, балет):
  1. Кто является автором литературного сценария (либретто)?
  2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля?
  3. Сравни режиссерский замысел и литературное произведение.
  4. Отметь характерные особенности игры актеров.
  5. Что ты можешь сказать о декорациях спектакля и костюмах?
  6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
  7. Вырази свое личное отношение к спектаклю?
  1. Алгоритм анализа произведения живописи:
  1. Внимательно рассмотри произведение живописи.
  2. Изложи кратко историю его создания.
  3. Найди и изложи в анализе краткие сведения о художнике. Определи, если возможно, какое место данное произведение занимает в его творчестве?
  4. Определи его принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
  5. В чем смысл названия картины?
  6. Определи особенности сюжета и композиции?
  7. Выдели основные средства выразительности: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма и т. д.
  8. Определи жанр: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
  9. Вырази свои личные впечатления от данного произведения живописи?
  1. Алгоритм анализа произведения архитектуры:
  1. Найди и изложи в анализе сведения об истории создания данного архитектурного сооружения и его авторе.
  2. Определи принадлежность сооружения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
  3. Как в создании данного сооружения реализовались понятия “польза, прочность, красота” (по формуле Ветрувия)?
  4. Определи главные художественные средства выразительности: симметрия, ритм, пропорции, светотень, цвет, масштаб.
  5. Выскажись о соотношении экстерьера и интерьера архитектурного сооружения.
  6. Как данное сооружение вписано в окружающую среду?
  7. Как были использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?
  8. Выскажи о своих личных впечатлениях от данного произведения архитектуры.
  1. Алгоритм анализа произведения скульптуры:
  1. Внимательно рассмотри данное произведение скульптуры.
  2. Найди и изложи в анализе историю его создания.
  3. Найди и изложи в анализе сведения об авторе произведения. Определи, если возможно, какое место данное произведение занимает в его творчестве?
  4. Укажи принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
  5. В чем смысл названия?
  6. В чем особенности сюжета и композиции?
  7. Определи принадлежность данного произведения к виду скульптуры: монументальная, монументально-декоративная, станковая.
  8. Выясни, какие использованы материалы и какова техника их обработки: лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла и т. д.
  9. Выскажи о своих личных впечатлениях от произведения скульптуры?
  1. Алгоритм анализа произведения музыки:
  1. Внимательно прослушай данное музыкальное произведение.
  2. Найди и изложи в анализе историю его создания.
  3. Найди краткие сведения о композиторе. Определи, какое место данное произведение занимает в его творчестве?
  4. Определи принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
  5. Выдели основные средства выразительности: ритм, мелодия, гармония, полифония, тембр и т.д.
  6. Определи принадлежность к музыкальному жанру, место и способ исполнения и тип создания.
  7. Определи принадлежность к музыкальной форме: одно-, двух-, трёхчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл и т.д.
  8. Установи, существует ли связь данного музыкального произведения с другими видами искусства? Если есть, то в чем она заключается?
  9. Каковы твои личные впечатления от произведения музыки.
  10. Как данное произведение воздействует на твои чувства и эмоции?
  1. Алгоритм создания рецензии (отзыва) на экскурсию:
  1. Чему посвящалась экскурсия? (Определи тему.)
  2. Что хотели показать её организаторы?
  3. Какие явления, понятия, предметы и другие объекты рассматривались в ходе экскурсии?
  4. Что было представлено наиболее удачно и интересно?
  5. Какие моменты были раскрыты недостаточно полно и ясно?
  6. Как связано содержание экскурсии с изучаемой темой?
  7. Каковы твои личные впечатления от экскурсии?

Литература:

  1. Данилова Г. И. Мировая Художественная культура: От истоков до XVII века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля. – М., Дрофа, 2004.
  2. Сначала научи, а потом требуй: Алгоритмы общеучебных умений школьников// Сельская школа № 1, 3.
  3. Хуторской А. В. Методика продуктивного обучения. М., 2000.