Подготовка к экзамену по русскому языку. Работа над сочинением-рассуждением

Разделы: Русский язык


Тема: «Подготовка к экзамену по русскому языку. Работа над сочинением-рассуждением (часть С)».

Цели: повторить и систематизировать знания о тексте-рассуждении, о научном и публицистическом стилях, уметь применять знания на практике, совершенствовать навыки работы с текстом.

Мотивация: добиться, чтобы учащиеся систематизировали имеющиеся у них знания и при выполнении заданий по этой теме работали осмысленно.

Оборудование для урока: буклет на каждого ученика, карточки для работы в группах, разноуровневые карточки для тестирования (дифференцированная работа), компьютер, мультимедиа.
На уроке используется презентация (Презентация 1, Презентация 2)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Зрительный ряд. (Презентация 1)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Актуализация знаний. слайд №1 Ответы на вопросы. Целеполагание. Беседа. Формирование мотива учения.
Повторение
(учащиеся получают буклеты «Пишем сочинение-рассуждение»)
слайд №2 Повторение и систематизация.
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Рассуждение  – очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-то, нужно уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обдуманные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.
  слайд №3

ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ:

1. ТЕЗИС (высказывается какая-либо мысль);
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы и примеры

а)…
б)…

3. ВЫВОД, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  слайд №4

Важно, чтобы в тексте  между тезисом и аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.

  слайд №5 Логическая связь – смысловая связь: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис. Факт, аргумент – самое бесспорное доказательство. Не случайно говорят: «Поставить перед фактом».
  слайд №6 Грамматическая связь

1. Вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, итак, таким образом.
2. Союзы, производные предлоги и союзные слова: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, ввиду того что, вследствие того что, благодаря тому что, в то время как…

Закрепление изученного. Практика слайды №7–8 Работа в парах или группах.
Задание: из предложенных текстов выбрать текст-рассуждение. Обосновать свою точку зрения.
Консультация.
Приложение 1
Систематизация знаний о научном и публицистическом стилях. слайд №9 Работа с таблицей «Научный и публицистический стили»
Работа в парах или группах.
Задание: рассмотреть предложенный материал, сделать выводы об особенностях стилей.
Консультация.
Приложение 2
Закрепление изученного. Практика слайды №10–11 Работа в парах или группах. Задание: в предложенных текстах определить стилевую принадлежность. Обосновать свою точку зрения. Консультация.
Приложение  3
Получение индивидуального опыта работы.   Дифференцированные  тестовые задания (на основе опубликованного в сборниках  материала)  
Подведение итогов. Домашняя работа.

слайд №12

Рефлексия.

– Что нового я узнал сегодня?
– Чему научился? Что было трудным? Над чем еще  нужно поработать?