Учебная дисциплина "Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению". Тема: "Сигматизм свистящих звуков"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель учебного занятия:

  • Познакомить с одним из самых распространенных видов звуконарушения – сигматизмом;
  • дать знания о правильной артикуляции свистящих звуков.

Задачи:

  1. Сформировать понятие “артикуляционный уклад звука”.
  2. Познакомить с логопедическими профилями правильной артикуляции группы свистящих.
  3. Познакомить с основными видами искажений свистящих звуков.

Предварительная работа:

  1. Из литературных источников подобрать примеры, доказывающие зависимость психического развития от развития речи (В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. – М, 1982, с. 103; дети-маугли).
  2. Прочитать рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”.
  3. Познакомиться со сказкой М.Г. Генинг, Н.А.Герман “О веселом язычке” (пособие для воспитателей детского сада “Воспитание у дошкольников правильной речи”. – Ч., 1971 г.).
  4. Подобрать художественное слово для автоматизации звуков указанной группы на уровне слога, слова, предложения.

Оборудование:

  1. Логопедические профили.
  2. Карточки-символы.
  3. Комплекс артикуляционных упражнений для группы свистящих звуков.
  4. Компьютерная презентация.
  5. Индивидуальные зеркала.

Межпредметные связи: методика развития детской речи, практикум по логопедии.

План учебного занятия

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Варианты нарушения звукопроизношения. Артикуляционный уклад свистящих звуков в
    норме.
  3. Определение сигматизма. Виды сигматизма и их характеристика.
  4. Практическая работа по проверке усвоения учебного материала на занятии.

Содержание учебного занятия

1. Введение. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела логопедии “Виды речевых нарушений и их коррекция”. Прежде чем мы начнем говорить о речевой патологии, давайте вспомним методику развития детской речи и постараемся обосновать зависимость психического развития ребенка от развития речи.

Примеры:

  • Дети-маугли (студенты приводят данные науки о том, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Приводят случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (собак, волков) и были ими вскормлены.
  • Невежество взрослых (случай из практики директора школы, который описывает В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы, М., 1982. с. 103).

Вы говорили о трагических случаях, которые не дали развиться речевой системе и повлекли за собой необратимые последствия в психической деятельности ребенка. А если рассмотреть только один компонент речевой системы - звук, так ли страшно для личности ребенка и его психического развития отсутствие звуков или их неверное произношение?

Опираясь на вопросы, попытайтесь обосновать это:

  1. Чем может обернуться нарушение звукопроизношения при усвоении ребенком родного языка в школе?
  2. Скажется ли нарушение звукопроизношения при усвоении ребенком родного языка на личностных характеристиках ребенка? Как? Каким образом?
  3. Может ли отразиться данное нарушение в будущем при выборе профессии?

Выводы-обобщение по итогам работы с вопросами-опорами:

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

К сожалению, проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости и в настоящее время – около 20% детей поступают в школу с несовершенным произношением.

2. Варианты нарушения звукопроизношения. Артикуляционный уклад свистящих звуков в норме

– Давайте вспомним рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”, какие варианты произношения слова “шишка” употребляли дети, пытаясь произнести его: “хыхка”, “фыфка”, “сыска”. То есть, в одних случаях они заменяли звук, в других искажали. Мы привели пример, касающийся группы шипящих звуков, хотя сегодня разговор о свистящих. Но дело в том, что указанные варианты нарушения звуков характерны и для группы свистящих.

Почему же происходят нарушения звукопроизношения у детей, у которых сформированы все предпосылки для правильного образования звуков?

Это происходит потому, что формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства.

Звуки речи – это особые образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения.

Произносительная система очень сложно организована. Овладение ею может осуществляться с отклонениями, в разные сроки, с различной степенью точности, соответствия, приближения к образцу, которыми овладевает ребенок путем прилаживания к речи окружающих.

На этом пути прилаживания каждый ребенок встречается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых детей затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Это обусловлено сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.

Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного речевого звука. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем). Замены и смешения осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Эти явления наблюдаются преимущественно между звуками, различающимися по одному из признаков: свистящими и шипящими “с-ш”, “з-ж” (крыса-крыша), между парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами “с-сь”, между парными глухими и звонкими “ж-ш”, “з-с”. Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами “ц” и “ч” (“курича” – курица, “крицать”– кричать).

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Итак, мы определили, что среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков с, з, ц встречаются довольно часто. Чтобы уметь предупреждать их, необходимо самому воспитателю точно знать не только правильную, но и неправильную артикуляцию этих звуков.

Работа студентов по определению артикуляции свистящих звуков

– А сейчас возьмите зеркала, произнесите длительно звук “ссс...” (другие звуки по аналогии), попытайтесь определить положение органов артикуляционного аппарата (губ, языка) во время произнесения этого звука. Поднесите ладонь к губам, ощутите силу выдоха воздушной струи, ее качество, положите тыльную сторону ладони на шею спереди, определите напряжение голосовых складок или его отсутствие (используя слуховой, зрительный и кинестетический анализаторы, студенты определяют положение губ, языка, отсутствие или напряжение голосовых складок и т.д. и делятся своими ощущениями).

Вывод-обобщение по итогам практических действий студентов:

Действительно, для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке “ц” сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка).

Последовательная запись артикуляционного уклада звука “с” (других по аналогии) и зарисовка логопедического профиля каждого звука из группы свистящих: Артикуляционный уклад звука “с”:

  • губы в улыбке, зубы видны;
  • зубы сближены, но не сомкнуты;
  • широкий кончик языка находится за нижними резцами;
  • передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;
  • боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только
  • посередине остается узкая щель в форме желобка;
  • посередине языка идет холодная воздушная струя;
  • мягкое небо поднято, закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

3. Определение сигматизма. Виды сигматизма и их характеристика.

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов, а неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Сегодня мы познакомимся с одним из самых распространенных видов нарушений произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизмом.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса – изм: сигматизм – дефект свистящих и шипящих звуков. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку “пара” – (рядом, около): парасигматизм.

Для искаженного нарушения произношения характерно то, что в большинстве своем однородный дефект наблюдается в группах звуков, близких по артикуляционным признакам. Например, в паре глухих-звонких звуков искажение оказывается одинаковым: “з” нарушается так же, как “с”, “ж” как “ш”. Это же относится к парам по твердости-мягкости: “с” нарушается как “сь”.

Виды сигматизма:

  • межзубный,
  • губно-зубной,
  • призубный,
  • шипящий,
  • боковой,
  • носовой.

Таким образом, полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.

4. Практическая работа по проверке усвоения учебного материала на занятии.

Студенты делятся на 3 подгруппы: “партнеры”, “критики”, “компетентные судьи”, (эксперты).

  • Партнеры” – доказывают, показывают;
  • “критики” – находят ошибки;
  • “эксперты”– дают общее заключение.

Все три группы выполняют абсолютно одинаковые задания с целью знакомства с основными понятиями и процедурами в конкретной области знания, способности описать основные понятия и процедуры, а также (в зависимости от индивидуальных способностей) оказать помощь другим в закреплении и освоении знаний и умений.

Задания для участников:

  1. Найдите на рисунке логопедические профили артикуляции правильных звуков С, 3, Ц. Обоснуйте свой выбор.
  2. Попробуйте изобразить с помощью кистей рук правильное положение органов артикуляции при образовании свистящих звуков.
  3. Опираясь на комплекс упражнений для свистящих звуков, описанных в методическом пособии М.Ф. Фомичевой “Воспитание правильного звукопроизношения у детей”, и используя сказку М. Герман и Н, Генинг, продемонстрируйте правильность их выполнения с установкой, что это занятие проводится для детей среднего возраста.

5. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами начали знакомство с типичными формами нарушений звукопроизношения у детей. Мы определили, что к сигматизмам относятся отсутствие и искажения звуков (замены другими звуками – парасигматизмы).

Выявили, что отсутствие свистящих, их замена после 3-х лет, а также искажение в любом возрасте считаются дефектом произношения свистящих звуков.

Играя, мы попытались закрепить знания профессионального делового общения, связать теоретическую часть с практической направленностью.

Приложение