Урок по изобразительному искусству для 8-го класса по программе Б.М. Неменского

Разделы: МХК и ИЗО


1. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Присаживайтесь! Мы с вами в прошедшей четверти ознакомились с целым учебным блоком, с архитектурными направлениями. Но я попрошу вас не расслабляться, т.к. сегодня мы приступим к изучению следующего учебного блока. И знакомится, мы будем с архитектурой России.

Начнем мы с истоков архитектуры Древней Руси. Следовательно, тема нашего урока будет звучать ... Как?

Ответ учащихся.

2. Раскрываю тему

Совершенно верно – архитектура Руси X–XII вв. Храм – образ космоса. Для чего мы будем изучать данный блок, данную тему? Нам нужно знать свое прошлое?

Ответ учащихся.

– Почему?

3. Актуальность

Конечно же. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Я хочу заметить, что, скорее всего, и это будет верно – что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и всего общества. Да и вообще культурный и уважающий себя человек не просто должен, но и обязан знать прошлое своей страны. Еще раз повторюсь, что свою культуру знать необходимо.

– Ну что давайте, приступим собственно к изучению материала. Хочу вас предупредить материал довольно сложный, поэтому будьте внимательны. Записывайте нужную для вас информацию.

Договорились!?

4. Изучение новой темы “Деревянное зодчество”

– На момент принятия христианства Русь уже знала литье, дер вянную скульптуру, чеканку; “русские златокузницы” уже тогда были известны всему миру.

5. Влияние христианства на архитектуру Руси

Архитектура также существовала, но на какой стадии развития она находилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятника до христианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть людьми.

Напрашивается вопрос: почему, для чего, зачем люди сначала строили, а потом разрушали архитектуру того времени?

Ответ учащихся.

Это опять же связано с принятием христианства. Тогда, что же такое христианство, кто такие христиане? Охарактеризуйте вкратце.

– Хорошо. Основа христианства: вера в Иисуса Христа как богочеловека, воплощение 2-го лица, триединого существа. Источник вероучения – священное писание (библия). Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев, к н. в. христианство возникает в Римской империи; уже 13в. вся Европа была христианизирована. Так вот, христианами разрушалось все, что напоминало о язычестве. Следовательно, следует другой вопрос. А что же есть язычество, чем оно не угодило христианству. Вспоминайте историю.

Ответ учащихся.

– Так, хорошо. Язычество, прежде всего, характеризует политеизм или по-другому многобожие. Идолам приносили требы –жертвоприношения. Христианству все это неприемлемо, т.к. для него характерно, как мы уже упоминали выше, единобожие, т.е. вера в единого Бога насущного. Поэтому христиане уничтожали все, что касалось язычества. Исчезает архитектура языческая и появляется христианская. Но она все–таки и по сегодняшний день переплетается с языческой культурой.

– Какие материалы использовали для строительства архитектурных сооружений в раннехристианский период.

Ответ учащихся.

– Конечно же, дерево. Архитектурные сооружения по преимуществу были деревянными. А чем это объяснялось?

Ответ учащихся.

– Отлично. Объяснялось это, действительно. Во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место.

Из камня строились в основном большие городские соборы, такие как 2 храма Святой Софии Премудрости – киевский и новгородский. Но о них чуть позже.

– Чем характерен Х век?

Ответ учащихся.

– Х век становления Русского государства. Век принятия христианства, век уничтожения культуры христианской. Хочу заметить, что любой памятник данного периода имеет все признаки сооружения. Да же храмы строились с расчетом на использование в качестве крепости.

– А в какой период сооружения носили защитную функцию?

Ответ учащихся.

– А что конкретно, какие части здания носили защитную функцию?

Ответ учащихся.

– Молодцы, вспомнили. Какой знаменитый деревянный памятник дошел до наших дней, сохранился?

– Правильно – это Кижи. Но хочу вас поправить, что Кижи это остров на Онежском полуострове, Республики Карелия. А вот знаменитые постройки, которые вы имеете ввиду называются по–другому, и рассматриваем мы их только с позиции деревянных построек, а не как представителей архитектуры 10–11 века.

– Вот это перед вами Преображенская церковь, так называемая, летняя. Она была возведена в!714г., в самый разгар Северной войны. Для нее характерна сложность композиции, сложный план, но, несмотря на эту кажущуюся сложность она предельно проста и лаконична в конструкции: бревенчатый сруб, 22 главы, выразительные окна и дверные проемы, яруса глав и бочек образуют стройную декоративно- конструктивную систему.

– Рядом с Преображенской церковью, как принято в северных по гостах возвышается Покровская церковь – зимняя, теплая. Взгляните на иллюстрацию. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с лет ней. Но она уже несет в себе первые черты стилистического изменения парод деревянного зодчества. Его купола отличаются тонкостью, выразительностью, утонченными пропорциями, они достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.

Между Преображенской и Покровской церквями стоит шатровая колокольня, это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное уже в 19 в. Ее архитектура уже далека от традиций народного зодчества. Но она приблизительно восполняет традиционную часть ансамбля. Хочу заметить, что данные строения объединены одним названием – Кижский погост. Сейчас Кижский погост именуется как Государственный историко-архитектурный и этнографический музей–заповедник. Эти сооружения относятся уже к XVIII–XIX вв. Потому можно сделать вывод, что деревянное зодчество не умирает. И в современном обществе стали очень популярны именно деревянные дома, которые строятся на заказ как в России, так и за границей.

– Как вы думаете, что происходит в XI в.?

Ответ учащихся.

– Хорошо. Поразмыслили 11 век славится строительством камен ных соборов, главными из которых являются строительство обеих Софий киевской и новгородской.

Взгляните на репродукцию – перед вами знаменитый храм Святой Софии в Киеве. Остро на нем не будем заострять внимание. С этим собором связаны многие события. Здесь проходили торжественные церемонии иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников–миниатюристов и переписчиков книг.

Последние перестройки XVII–XVIII вв. в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции 11 века. Это здание венчали 13 куполов.

– А почему 13, что означала эта цифра в религии?

Ответ учащихся.

– Цифра 13 – обозначает Христа и 12 апостолов. Мы вкратце пробежались по XI веку и теперь обратимся к 12.

С начала XII в. камень начинает применяться все чаще, появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит так же отметить, что светская архитектура отодвигается на второй план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мы сейчас и поговорим.

Для данного периода характерно использование камня. Базой для развития русской храмовой архитектуры становится византийский тип храма.

– Почему византийский, а не греческий или римский?

Ответы учащихся.

Это происходило потому, что христианство пришло на Русь именно из Византии. Это связано еще с Владимиром, который крестил Киевскую Русь и женился на сестре Византийского императора принцессе Анне. Таким образом, культура Византии, ее элементы с культурой русской.

Дмитриевский собор

Наглядность схема храма: главный вид, вид сверху, сам храм.

Крестово-купольная конструкция – это два пересекающихся под прямым углом свода. В плане эти своды образуют крест – фигуру, символическую для христианства. Посмотрите на распечатку показываю), на вид сверху. На этом виде можно увидеть этот самый крест. На месте пересечения сводов водружается купол, поддерживаемый световым барабаном (показываю на схему и на репродукцию Дмитровского собора). Пространство, образующиеся пересечением сводов, обстраивали стенами и перекрывали дополнительными сводами, внутри храма стены заменяли арками. Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах: чем обширнее храм, тем больше было опорных столбов (вид сверху).

Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары (показываю главный вид репродукция), повторяя очертание сводов. Это странное слово – “закомары” произошло от древнего “комара” – свод. Закомарой называли за сводную стену.

– Чем храм венчали?

Ответы учащихся.

– Конечно куполом. Но знаете, купола бывают разные. Взгляните на доску перед вами 3 вида куполов, по внешнему виду вы наверняка догадаетесь, как они называются. Один из них напоминает овощ, другой шапку средневекового рыцаря.

                                                           Яйцевидный       Шлемовидный    Луковичный

Названия куполов закрыты листами бумаги. При правильном ответе бумагу убирают.

Ответы учащихся.

– Отлично.

– Храм всегда ставится алтарем на восток. Почему?

Ответы учащихся.

– Т.е. навстречу солнцу, т.к. Бог ассоциировался со светом. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам – полуцилиндрическим выступом, в которых размещается алтарь (показываю на схемы обоих видов.) А на самом соборе, где они находятся?

Ответы учащихся.

Прекрасно! Их количество может равняться 1, 3 и 5. В нашем случае, сколько здесь аспид?

Ответы учащихся.

– Совершенно верно. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма; с западной стороны в древних храмах устраивался притвор. В притворе во время службы находились те, кому за совершенные грехи временно запрещался вход в храм, а также людям, готовившимся принять крещение (показываю). Из притвора мы входим через портал в среднюю, самую просторную часть храма. Именно здесь находятся верующие во время богослужения (показываю на схему вид сверху).

– В восточной части храма находится алтарь. В древние времена он был отделен невысокой преградой, установленной иконами. Позже преграда превратилась в высокий русский иконостас. Что есть иконостас?

Ответы учащихся.

Хорошо.

Самостоятельная работа. В глубине алтаря находится главная святыня храма престол. Это четырехугольный каменный стол, где восседает сам Христос. Вот так характеризуется храм 12 века. Теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. Перед вами распечатки уже известного нам Дмитровского собора и еще незнакомой церкви Покрова-на-Нерли. Попробуйте проанализировать их и найти сходства и различия. Работа письменная и на оценку.

                                                           Церковь Покрова-на-Нерли   Дмитровский собор во Владимире

Сходства Различия
Крестовокупольный свод
Перспективный портал
Общее строение (тело, барабан, купол, кубическое основание)
Узкие арочные окна
Декорированные апсиды
Купол (луковичный, шлемовидный)
Пропорции (массивность, изящество)
Назначение (поминальная церковь, домашняя церковь)

– Закончили, молодцы. А теперь еще раз взгляните на тему занятия. Почему она еще звучит как храм-образ космоса?

Ответы учащихся.

Потому что в сознании наших предков он олицетворял Вселенную, космос. Неслучайно на главках церквей изображали звезды на синем фоне. Под куполом–небом развертывалось литургическое действо.

Домашнее задание. Написать небольшой реферат либо про храм Святой Софии в Новгороде, либо про Стефановский собор в Сыктывкаре.