Тема урока "Порядок чтения чертежей деталей"

Разделы: Технология


Тип урока: Урок общего или смешанного типа

Цель урока: Научиться читать чертежи в определенном порядке

Задачи:

  1. По плоским изображениям научиться представлять объемную форму предмета и определять его размеры и материал.

  2. Развитие познавательной активности, стимулирование самостоятельности суждений.

  3. Развитие пространственных представлений и пространственного мышления.

Оборудование:

У учителя: таблицы по теме, макеты деталей, набор геометрических тел, клей, маркеры, формат А3, чертежи деталей для практической работы учащихся.

У учащихся: дневник, рабочая тетрадь, чертежные инструменты и материалы, учебник “Черчение 8–9 класс” А.Д.Ботвинников

Ход урока

I. Организационный момент

  • приветствие
  • настрой на урок
  • мотивация
  • организация рабочего места

II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня урок я хотела бы начать словами простого токаря Юрия Дикого: “Я - токарь. Поступает ко мне на станок заготовка – кусок металла, - а я должен сделать должен сделать из нее деталь. Даже несложную деталь – вот, к примеру, маленький винтики тот без чертежа сделать невозможно. Токарь, взглянув на чертеж, должен сразу представить себе, как будет выглядеть будущая деталь. Тот, кто умеет разбираться в чертеже (читать чертеж), дает брак, портит продукцию”. (Учитель обращает внимание учащихся на чертеж винта и его наглядное изображение).

Вопросы классу:

– К какому выводу пришел токарь, изготавливая по чертежу, по его словам, даже такую несложную деталь, как винтик?

– В каком случае, по словам токаря, при изготовлении детали делается брак, портится продукция?

Учитель: Все, что вы сказали, связано с темой занятия “Порядок чтения чертежа деталей”.

Вопрос классу:

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Учащиеся приходят к выводу, что целью урока будет не только узнать, что значит – читать чертеж, но и научиться к концу занятия читать чертежи в определенном порядке, чтобы грамотно, без брака изготовить деталь по чертежу).

Учитель обращает внимание учащихся на план урока, который вывешен на доску.

План урока

  1. Повторение. Анализ геометрической формы предмета.

  2. Определение “чтения чертежа”.

  3. Порядок чтения чертежа детали (самостоятельная работа в группах).

  4. Чтение чертежа детали.

  5. Практическая работа по чтению чертежа и изготовлению макета детали (самостоятельная работа в группах).

  6. Подведение итогов. Домашнее задание.

(В течение урока учащиеся пользуются данным планом как алгоритмом своей деятельности).

Учащиеся записывают тему урока чертежным шрифтом с целью повторения и закрепления чертежного шрифта.

III. Повторение ранее изученного материала.

По словам токаря, чтобы изготовить деталь, нужно представить, как она будет выглядеть, то есть понять ее форму. Учащимся предлагается проверить свои знания по теме “Анализ геометрической формы предмета”, а следовательно, готовность к чтению чертежа, их умение определять форму предметов.

Работа с классом:

Тест №1, 2 на нахождение лишнего предмета через анализ геометрической формы предмета (рисунки расположены на доске).

Рисунок № 1 представлен четырьмя изображениями: апельсин, воздушный шар, плоды рябины, морковь.

Учащиеся делают вывод, что в основе всех предметов лежит шар, следовательно, лишней является морковь, так как в основе ее лежит конус.

Рисунок № 2 представлен четырьмя изображениями: кусочек сыра, книга, коробка, чашка.

Учащиеся делают вывод, что в основе всех предметов лежат разные призмы, поэтому лишней является чашка, так как в ее основе лежит цилиндр.

Задание на анализ геометрической формы предмета (рисунок расположен на доске).

Рисунок № 3 – изображение будильника. Необходимо найти отличие от предшествующих изображений и сделать устно анализ геометрической формы предмета.

Учащиеся делают вывод, что будильник – сочетание нескольких геометрических тел, перечислив их.

VI. Изучение нового материала.

Учитель: Мы с вами анализировали форму – читали рисунки.

Диалог с классом:

  • Что человек может прочитать? (Книги, журналы, письма...)
  • С какой целью Вы читаете книгу? (Чтобы узнать содержание: героев, событие, эпоху...)
  • Что значит прочитать чертеж? (Узнать все о детали.)
  • Что именно? (Название, форму, виды, размеры, материал, масштаб.)

(Ключевые слова вывешиваются на доске учителем в той последовательности, в которой их называют учащиеся).

Вопрос классу:

– Приходилось ли вам когда-либо читать чертежи?

(Учащиеся приходят к выводу, что с чтением чертежа они встречались в процессе изучения таких школьных предметов как геометрия, трудовое обучение (чтение чертежей и выкроек). География (чтение карт), и в жизни (схемы и инструкции к различным предметам и изделиям).

Учащимся предлагается сформулировать определение чтения чертежа и сравнить с определением, предложенным автором учебника черчения. Затем определение записывается в тетрадь.

Вопрос классу:

– Каков порядок чтения чертежа, который помогает определить форму детали и понять ее размеры?

– Учащимся предлагается в группах составить план чтения чертежа.

Определено четыре группы. Две группы самостоятельно составляют и записывают на формате А3 маркером план чтения чертежа, опираясь на ключевые слова. Другие две группы являются экспертами и работают с учебником черчения. Они изучают материал параграфа и дают заключение по правильности составления плана группами. На данное задание отводится 5 минут.

Каждая группа получает лист-задание.

Лист-задание для групп, самостоятельно составляющих план чтения чертежа:

Составьте порядок чтения чертежа детали.

Рекомендации:

  1. Для составления порядка чтения чертежа рекомендую использовать ключевые слова (можете что-то исключить или добавить, объединить слова в один пункт).

  2. Постарайтесь изложить порядок чтения чертежа детали четко и кратко.

  3. С целью экономии времени используйте произвольный шрифт, но соблюдайте границы строки.

  4. Определите представителя от группы, который будет защищать составленный вами вариант порядка чтения чертежа.

Лист-задание для групп-экспертов:

Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

Для того, чтобы вы могли оценить группу № 1 / № 2, вам необходимо:

    1. Изучить в учебнике § 17 “Порядок чтения чертежей деталей”.

    2. Записать в тетрадь (кратко) порядок чтения чертежа деталей, используя только ключевые слова.

    3. Сравнить составленный вами по учебнику порядок чтения чертежа деталей с составленным порядком чтения чертежа группы № 1 / № 2 и дать заключение о правильности представленного группой варианта.

Для своего выступления можете воспользоваться примерной схемой:

Мы считаем, что пункты …………….. соответствуют тому, что предложено в учебнике.
Пункты …………….. лишние.
Пункты ……………… можно объединить.
Формулировку в пунктах ………………….. рекомендуем изменить.

Составленные группами варианты порядка чтения чертежа деталей вывешиваются на доске. Защита проекта осуществляется представителем от каждой группы. Эксперты дают свое заключение.

Класс делает вывод, сравнивая самостоятельно составленные планы с размещенным на доске порядком чтения чертежа, предложенным автором, и выбирают наиболее оптимальный вариант.

V. Первичное закрепление нового материала.

Классу предлагается прочитать чертеж детали по плану, который прошел обсуждение в классе.

Учителем вывешивается таблица “Чертеж детали”.

В процессе определения учащимися геометрической формы каждой части детали и их размеров, учитель зарисовывает их на доске, объединяя в единое целое. Затем ученики сравнивают представленную по плоским изображениям деталь с изометрической проекцией детали из таблицы и делают вывод о том, что пользуясь порядком чтения чертежа действительно можно по плоским изображениям представить объемную форму предмета и определить его размеры.

VI. Закрепление.

Учащимся предлагается самостоятельно в группах прочитать чертеж детали и изготовить ее.

Учитель: Представьте, что вы бригада токарей. Вам нужно изготовить макет детали по чертежу, но сначала вам нужно его прочитать. Насколько грамотно вы прочитаете чертеж, зависит качество вашей продукции. Постарайтесь не сделать брак, не испортить продукцию.

На работу отведено пять минут.

Учащиеся работают в четырех группах. Группы получают чертеж, набор геометрических тел, клей, шаблоны для отверстий из цветной бумаги.

(Изготавливая деталь, учащиеся не должны знать, что имеют группу конкурентов, получившую идентичное задание).

VII. Подведение итогов.

Учитель: Наступило время подведения итогов того, какие изделия изготовили бригады. Так как вы все участвовали в этом процессе, то разрешите мне быть вашим экспертом.

Учитель размещает чертежи деталей на доску. Представитель группы презентует макет детали своей группы. Изготовленный макет сравнивают с оригиналом и с макетом детали, выполненный группой токарей-конкурентов. Учащиеся делают вывод: если деталь совпадает с оригиналом, то чертеж прочитан, верно, а значит, не сделан брак, не испорчена продукция.

Вопросы классу:

– Цель нашей работы заключалась в изготовлении детали по чертежу. У нашего урока тоже была цель. Кто вспомнит, какая цель была у урока?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Чему вы научились?

VIII. Домашнее задание (дифференцированное).

  1. Учащимся дается право выбора варианта домашнего задания:

  2. Подготовиться к практической работе “Чтение чертежа”:
  3. Изучить § 17. Прочитать чертеж детали (стр. 6, рисунок 4).
  4. Подготовиться к практической работе “Чтение чертежа”:
  5. Изучить § 17. Прочитать чертеж детали (стр. 113, рисунок 145).
  6. Подготовиться к практической работе “Чтение чертежа”:
  7. Изучить § 17. Прочитать чертеж детали и выполнить ее технический рисунок (стр. 113, рис. 145).