Урок в форме КТД (коллективное творческое дело) "Взаимосвязь строения и функции корня и побега. Охрана растений". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель урока:

  • Систематизировать знания о побеге, составных частях побега, особенностях его строения в связи с выполняемой функцией, взаимосвязях корня и побега, их роли в осуществлении функций питания.
  • Подвести учащихся к выводу о зависимости жизнедеятельности растений от факторов окружающей среды, о необходимости создания оптимальных условий при выращивании растений, научить ухаживать за комнатными растениями.

Оборудование:

  • Музыкальный центр
  • Ваза на столе - 2-3 подставки
  • Побеги: клубни картофеля, лука
  • Таблица "спроектированная на интерактивной доске"
  • Лист бумаги, фломастер
  • Видеофильм "Удивительные растения"

Класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Эксперты - из числа учеников этого класса. Т.к. цель этого урока- воспитательная - заключается в том, чтобы активизировать всех детей, класс делится по группам независимо исходя из того, что возьмут себе в качестве "сувенира" или можно сказать "входного билета"; или могут быть:

  • побеги одного дерева
  • клубни картофеля 5 шт.
  • луковицы 5 шт.
  • листья 5 шт.
  • 1 корень, 1 лист, 1 стебель, 1 цвет, 1 плод

Ход урока

Все ребята занимают места: в зависимости от входного билета. Сообщается тема и цель урока: (эксперты так же занимают свои места)

Задания:

1) На фоне музыки:

  • Составить композиции или коллекции
  • Название команды
  • Девиз

2) На каждый стол ставиться комнатное растение, определить:

1. Вид стебля

2. Листорасположение

3. Жилкование

4. Способ крепления листа.

5. Особенности строения листа, его форма.

3) На стол даются таблицы:

  • 1 группа: Доказать, что клубень луковицы корневище - видоизмененные побеги;
  • 2 группа: Доказать, что корень ,стебель и лист взаимосвязаны между собой ,что растение это целостный организм;
  • 3 группа : Доказать, что рост и развитее органов растения: корня, стебля, листа зависит от условий окружающей среды;
  • 4 группа: Какое внутреннее строение имеют корень, стебель, лист ?
  • 5 группа: Прав ли К.Н. Тимирязев, утверждая ,что люди- самые ленивые существа на земле? Почему? Ответ обоснуйте.

4) Отгадайте загадки :

1.

Удалось трем братцам
До воды добраться.
Один - копает,
Другой черпает,
А третий вверх плескает.
(3 гр. корня)

2.

Один в земле копается,
Другой в свету купается!
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.
(лист и корень)

3.

Егор Егорка
Упал в озерко
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.
(лист)

4.

Закутан ребенок
В 7 тонких пеленок
И спит без постели
В мороз и метели.
(семя)

5.

В ширь растет Ивашка:
Что ни год - рубашка;
Старую не сменит
Новую наденет
Сколько лет Ивашке?
Посчитай рубашки!
(годичные кольца)

5) Представьте - вы агроном:

1. Появились проростки, они цвета, должны быть через несколько часов зелеными, но они все остаются желтыми, почему?

2. В 2 горшочка были посажены растения с одинаковой почвой. Уход за растениями был одинаковый, но стенки одного из горшочков были покрашены масляной краской, и там растение росло хуже. Почему?

3. Урожайность огурцов в теплице очень низкая. Как бы вы ее повысили? И почему бы вы так поступили?

4. При выращивании помидор удаляют пасынки (боковые побеги), Чего этим можно достигнуть?

5. Где у растений больше развита коневая система, выросшего на влажной почве или сухой?

6. Задание (на фоне музыки): Составить легенду , стихотворение, сказку о том органе растения, который лежит на вашем столе.

7. - Определить побеги растений (двух)

- Зарисовать силуэты:

а) тополя;

б) березы;

в) cирени;

г) карагача;

д) клена

8) Выбери правильные ответы:

1) Где находится хлорофилл в клетке?

  1. ядро
  2. пластиды
  3. цитоплазма
  4. оболочка

2) Какой газ выделяется при фотосинтезе?

  1. азот
  2. кислород
  3. углекислый газ

3) Как называется процесс образования органических веществ в хлорофиллах из CO2, H2O и солнечной энергии?

  1. дыхание
  2. испарение
  3. фотосинтез

9) Материал Верзилина:

  1. Если у растения жилкование сетчатое, то какая у него корневая система?
  2. Жилкование дуговое, какая корневая система ?
  3. Мочковатая корневая система - какое жилкование листьев?
  4. Стержневая корневая система - какое жилкование листьев?

10) Дети дома составляют фантастический проект по охране окружающей среды. Прослушать.

11) Подведение итогов экспертами:

  • отдельные оценки учащихся
  • оценка работы всего класса в целом
  • вручение медали