Урок–игра "Следствие ведут знатоки" на тему "Размножение и развитие насекомых"

Разделы: Биология


Форма проведения: Игра "Следствие ведут знатоки".

Учитель:

1. Что называется размножением

2. Как происходит размножение у паука- крестовика? Как размножается майский жук?

Чтобы выяснить этот вопрос, проведем урок на тему: Размножение и особенности развития насекомых. Этот урок будет проведен в форме деловой игры "Следствие ведут знатоки".

Задача урока: Раскрыть особенности размножения и развития и развития насекомых, научится работать с рисунками учебника.

В качестве учителя у нас будут ребята. Роли распределены следующим образом:

Оперативные группы, куда входят общественные инспектора.

  • Дежурный по штабу
  • Начальник по оперативной работе

- Звонит телефон (за столом сидит дежурный по штабу)

- Входит начальник по оперативной работе

Дежурный: Товарищ начальник по оперативной работе - поступило экстренное сообщение -"Совершено преступление". Погибло большое кол-во молодых деревьев, главным образом сосен, съедены и повреждены листья берез.

Начальник: - Пригласить на заседание всю оперативную группу.

1-ая оперативная группа - занять свои места (за стол дети 1-ой оперативной группы).

Начальник: Совершено преступление . Погибло большое кол - во молодых деревьев, главным образом сосны, съедены и повреждены листья берез. Требуется обнаружить виновника, выяснить мотивы преступления, определить размеры хищения. Следствие провести с позиции биологии. В связи с этим считаю необходимым приступить расследованию (ответственные : ). Приступить к расследованию (ритмичная музыка, мигалка вертится, выключается свет на миг).

Начальник: Требуется установить версию преступления.

Член оперативной группы: Мы считаем, что версия преступления следующая: на территории нашей страны встречается большое кол-во жуков. Среди них жуки с грызущим ротовым аппаратом , состоящим из верхних и нижних челюстей, я считаю, что к таким жукам можно отнести прежде всего майского. Этот жук длиной 2-2,5 см; тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка; на голове находятся ротовые органы и органы чувств; на груди -2 пары крыльев, 3 пары ног. При помощи своих коготков, майский жук крепко цепляется за веточки и листья, и ловко по ним ползает. Кроме этого он имеет несколько стадий развития. Одна из них является личиночной, и мы считаем, что в этой стадии майский жук очень опасен для молодых деревьев.

Начальник: Докажите правильность этой версии.

Отвечает инспектор уголовного розыска: Да, действительно, чтобы подтвердить данную версию, было проведено следствие. Установлено: развитие майского жука начинается с оплодотворенного яйца, которое откладывает самка - зарывает в почву, из яйца в конце лета выходят личинка. У нее толстое, беловатое тело, хитиновый покров. Молодые личинки питаются перегноем. Осенью личинки уходят глубоко в почву, зимуют, а весной выходят к поверхности почвы, и в течении лета объедают корни молодых деревьев и кустарников. От этого молодые деревья засыхают. Перезимовав в 3-й раз, сбросив личинный покров, она превращается в куколку. Куколка - покоящаяся стадия, в которой идет образование всех органов взрослого насекомого: жук остается зимовать в почве.

Начальник: Подтверждаю правильность этой версии.

Криминалисты: (показывают все стадии развития майского жука в рисунках).

Затем выступает свидетель (работник леса). Он утверждает, что действительно наблюдает такую картину в лесу.

О размерах хищения и какую борьбу с ним вести докладывают работнику ОБХСС: вывод по следствию кратко делает следователь примерно следующим образом:

Одним из основных свойств живого организма является размножение. Выяснили, что у майского жука следующие развитие: яйца - личинки - куколки - взрослые насекомые; необходимо усиленно питаться и расти , чтобы превратится в куколку; поэтому мы считаем, что мотив преступления связан с его развитием; виновник - майский жук; его стадии развития - яйцо личинка - куколка - взрослый жук.

- Звонит телефон.

- Дежурный: поступило экстренное сообщение: "Уничтожена картофельная ботва на площади 240 га совхоза Становской ".

Начальник вызывает 2-ю оперативную группу(мигалка, музыка).

Начальник: Перед вами следующая задача : обнаружить виновника, уничтожавшего картофельную ботву на площади 240 га. Старшим во второй оперативной группе назначить (фамилия участника). Необходимо установить6 версию преступления, размеры хищения и способы предотвращения.

Следователь: Прежде, чем вплотную заняться разработкой версии преступления, предлагается посмотреть архивные материалы (смотря кадры фильма о тутовом шелкопряде). Этот преступник действует сходными методами, он питается листьями других растений. Я выдвигаю следующую версию: (книги хрестоматии по зоологии об истории открытия колорадского жука). Около 150 лет назад на западе Северной Америки в местечке Колорадо было много колонистов и никто не мешал расти сорнякам, рос там и дикий паслен - родственник картофеля, а на паслене жил жук листоед, он кормился листьями паслена. Это был скромный жучок, у него не было имени. В 1821 году американский энтомолог Сей ,получил коробку с жуками, среди них был новый жук на желто - бурых надкрыльях было 10 продольных черных полосок. Сей дал ему название 10-линейный листоед. Прошло много лет, и жук напомнил о себе. Запад стали заселять колонисты, сеять пшеницу, сажать картофель. Картофеля росло гораздо больше чем паслена. Жук начал быстро размножаться и расселятся. Жуки не трогали клубни , но какой урожай нужно ждать, если у куста нет листьев, только стебли? Особенно заметно были беды в местечке Колорадо. И его назвали колорадский жук. На торговых кораблях колорадские жуки проникали в Западную Европу в период 1-й мировой войны, большое кол-во попало во Францию. Колорадский жук впервые был обнаружен в нашей стране на западе Украины в 1956 году, ураганный ветер занес этих жуков в другие области.

Свидетель: Тело колорадского жука 7-12 мм. , над каждым надкрыльем по пять черных продольных полосок. Жук очень плодовит. Самки откладывают на листьях картофеля 400-800 яиц, по 30-40 в каждой кучке. Через 5-7 суток из яйца выходит личинка. Она живет 10-25 суток. После первой линьки - красная, а взрослая оранжево-красная. Личинки очень прожорливы, грызут листья днем и ночью. Каждая личинка уничтожает за свою жизнь 1,2 кг зеленой массы, а взрослый жук - 4,2 кг. Личинка покрывается прозрачной пленкой. Это куколка, которая живет в почве в течении лета. Жук дает 2-3 поколения. Потомство первой самки в течении лета несколько метров, в конце лета гектары. Осенью жуки зарываются на глубину 70 см и замирают до весны. Они находятся в земле 2-3 года, т.е. почве всегда есть резервы, которые могут заразить посадки картофеля.

ОБХСС: Колорадский жук - опасный вредитель полей. По его вине ежегодно не добирают 10 млн.т. картофеля (в мире).

Следователь: Для колорадского жука характерно развитие с полным превращением. Яйцо - личинка - куколка взрослого жука. Наиболее опасен этот жук в стадии личинки. Поэтому считаю: чтобы обезвредить картофельное поле, необходимо глубокое вспахивание и своевременная химическая обработка. В нашем районе колорадский жук обитает в совхозах: Покровский, Искра, Становский, 50 лет Казахстана, Новомихайловский. Проводиться обработка японским препаратом - сумицидином.

ВЫВОД учителя:

- звонит телефон

- поступило экстренное сообщение: опустошены поля, на которых росла пшеница , овес, ячмень.

- вызывают 3-ю оперативную группу

Начальник: перед вами ставится задача: немедленно найти преступника , который совершил такое преступление. Ответственный за расследование (фамилия ученика).Расследование вести с позиции биологии.

Начальник: Итак, следователь (фамилия), вы должны установить:

  • версию преступления
  • доказать эту версию
  • выявить мотивы преступления
  • размеры хищения

Идет разговор о саранче, используются материалы книги "Хрестоматия по зоологии".

В заключение урока учитель говорит о значении размножения как об одном из свойств живого.

Выставка книг.