Координатная плоскость

Разделы: Математика


Тип: Урок закрепления

Цели:

Обучающая:

  1. закрепление понятий системы координат на плоскости, осей координат.
  2. Закрепление навыков построения точек на плоскости по ее координатам.

Развивающая: развитие внимания, зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.

Воспитательная: воспитание познавательной активности, чувства ответственности.

Форма: урок – путешествие.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания осуществляется на перемене. Учащиеся вывешивают на доске свои рисунки, полученные путем последовательного соединения точек с заданными координатами. Учитель проверяет правильность выполнения, указывает на ошибки.

2. Организационный момент.

Цель: создание дружественной атмосферы, психологического настроя, стимулирование желания работать.

Дидактические задачи: подготовить учащихся к работе на уроке.

Оформление доски: на доску проецируется изображение осей координат, а вокруг помещены картинки, связанные с космосом. В начале урока раздать детям «листок настроения». Дети делятся на три команды

Учитель приветствует детей.

- Ребята, прежде чем мы начнем наш урок, выберете лицо на листке настроения, которое соответствует вашему настроению (после заполнения, учитель собирает листки).

Сегодня у нас будет урок – путешествие. На доске вы видите карту путешествия: Земля, метеоритный дождь, планета внеземной цивилизации…

От того насколько вы будете внимательны, зависит успех вашего путешествия. За каждый правильный ответ, команда получает звездочку. Выигрывает та команда, которая привезет больше звезд. Отправляемся.

3. Закрепление (проходит в виде игры).

Цель: закрепить навыки построения точек на координатной плоскости, систематизировать знания по теме.

1) Учитель: теперь, уважаемые команды путешественников, давайте выясним, на каком транспорте будет совершено путешествие.

Выяснение будет проходить в виде математического диктанта. Начертите координатную плоскость, за длину единичного отрезка возьмите 1 клетку. Вам будут названы точки по их координатам, вы их отмечаете на плоскости и последовательно соединяете.

Математический диктант:

(0;8); (-2;4); (-2;-3); (-4;-5); (-3;-9); (-2;-9); (-2;-7); (-0,5;-7);  (-0,5;-9); (0,5;-9); (0,5;-7); (2;-7); (2;-9); (3;-9); (3;-5); (2;-3).

На доску проецируется изображение ракеты. И те команды, которые правильно построили, получают звездочку.

2) - Прежде чем отправимся в полет, нужно проверить готовность экипажа. Для этого нужно ответить на вопросы. За каждый верный ответ – звезда.

а) Как называются оси координат?

б) Числа, которые задают точку в координатной плоскости, называются…

в) Как называются первая и вторая координаты точки, заданной в плоскои?

г) Показать на собственном рисунке, на какие четверти разделена координатная плоскость, и назвать знаки абсцисс и ординат в каждой четверти.

д) Какой необходимо соблюдать порядок при записи координат точек.

е) если ордината точки а равна нулю, то точка находится…

ж) Если абсцисса точки В равна нулю, то точка находится…

Ребята активно отвечают на вопросы, зарабатывая звездочки.

3) - Прямо по курсу зона метеоритного дождя. Проецируется на доску координатная плоскость, на ней точки. Учитель показывает точку, ребята должны назвать ее координаты, т.е. «поразить мишень».

Команды по очереди называют координаты, если называют правильно, то получают звездочку, если нет, если нет, то штрафное очко и право ответа принадлежит следующей команде.

4) - После такого обстрела, нужно проверить самочувствие команд на устных упражнениях.

а) назвать модули чисел: -2; -(-5); 6,7; -4,65.

б) вычислить: (-1)2,-|-2|, -|-(-5)|.

в) найти значение выражения: 1) 42-(-1)2, 2) (-3)2 : (-(-91)), 3) 5-(-5)2.

5) Но вот мы подлетаем к планете внеземной цивилизации. Наша задача расшифровать координаты фигуры, построить ее на координатной плоскости. Для этой цели от каждой команды выходят по два человека. Один вычисляет абсциссу, другой ординату. Остальные решают на местах.

1) Абсцисса: (-0,5)2*0,25,32;  Ордината: -|-15|: (-5)+|-1|

2) Абсцисса: (-1)3*(-1)2-1 Ордината: -|-1|: 0.52+(-6)

3) Абсцисса: (-8)*0.53-2  Ордината:  -|-11|+(-2)*4

По результатам вычислений строим фигуру. Делаем вывод, что инопланетная фигура очень похожа на наш треугольник.

Еще одна шифровка. Видимо инопланетяне изучали римские цифры, составили пример, но где-то допустили ошибку. Исправьте ее, чтобы равенство стало верным.

Пример проецируется на доску.

IX-V=VI,

(ответ: IX-V=IV)

6) теперь попали на планету туманности. Ничего не видно, но отлично все слышно. Начинается игра «молчанка». В ней проверяется, помнят ли ученики, в какой координатной четверти, находятся точки с заданными координатами.

Дети кладут руки перед собой, опускают на них голову, закрывают глаза, слушают учителя. Учитель называет координаты точки, и говорит в какой четверти она задана. Если ученики согласны с утверждением учителя, то поднимают руку, если не согласны – не поднимают. Естественно учитель не всегда верно указывает верно координатную четверть, чтобы проверить своих «космонавтов».

7) предложить учащимся на втором «листке» настроения отметить лицо, которое соответствует их настроению. Собрать листочки. После урока, учитель может проанализировать, с каким настроением дети пришли на урок, и с каким вышли с урока. Изменилось ли их настроение? Если да, то в какую сторону?

4) Итог урока.

Цель: оценить работу детей, распределить места, которые заняли команды.

  1. Распределяются места (по количеству звезд).
  2. Выставляются оценки (группа оценивает работу каждого ученика)

5) Домашнее задание

Дать подробный инструктаж по выполнению домашнего задания.