Урок по истории "Германское нашествие. Трагическое начало"

Разделы: История и обществознание


 «Они хотят все уничтожить,
Чем жизнь прекрасна и добра,
Всю радость мира подытожить
Бандитским взмахом топора.
Но встал грозой неотвратимой
На озверелый дикий сброд
Ты, нашей Родиной любимой
Взращенный доблестный народ »
С.Городецкий.

Урок - лабораторное занятие с элементами проблемности.

Цель урока: уяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер, а германский поход на восток, не просто преследовал расширение «жизненного пространства», а имел целью геноцид советского народа.

Задачи:

  • раскрыть цель германского командования в войне против СССР;
  • раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

Оборудование:

  • карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг»;
  • репродукции картин: В.Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!», «Наши силы неисчислимы»; Н.Жуков, В. Климашин «Отстоим Москву!»; И.Тоидзе «Родина – мать зовет!»; П.Кривоногов «Защитники Брестской крепости»;
  • раздаточный материал: карточки на три варианта с речью Гитлера, У. Черчилля, В.Молотова.
  • интерактивная доска;
  • проектор, экран для показа презентации.

Предварительная работа:

  • прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительную литературу;
  • начать заполнение хронологической таблицы «Великая Отечественная война  1941-1945 гг.»

Дата

Событие

Командующий
фронтом

Примеры
героизма

Итог

 

 

 

 

 

Литература для учащихся.

  • Воробьев Е. Москва близко к сердцу. М.,1991г.
  • Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. М., 1999 г.
  • Кривошеев Г.Ф. Полвека назад: Великая Отечественная война: Цифры и факты. М.,1995 г.

План урока:

  1. Накануне.
  2. План «Барбаросса».
  3. Германия и СССР: соотношение сил.
  4. Трагическое начало.
  5. Гибель фронтов.

Ход урока

Объяснение нового материала начинается с указания на то, что в истории ВОВ еще много дискуссионных вопросов, с ответами на которые ребята познакомятся на последующих уроках по теме «Великая Отечественная война».

На экране демонстрируются первые 4 слайда из презентации (приложение 2).

Учитель: Вероломные планы Германии не остались тайной для советского руководства. Тревожные сообщения ежедневно поступали в Кремль по самым различным каналам: от агентурной разведки, от дипломатичных представительств, от антифашистов из Германии.

Краткое сообщение ученика о разведчике Рихарде Зорге. Приложение №1

Слайд №7 – «План Барбаросса – план молниеносной войны».

Вопрос учащимся: Почему ставка сделана именно на этот барьер «Волга-Архангельск»?

Работа учащихся с картой (изучение маршрутов армий «Север», «Центр», «Юг». Слайд № 8. (карта «Основные направления гитлеровской армии»).

Вопрос учащимся: Как вы думаете, с какой целью выбраны эти направления?

Работа с интерактивной доской.

 

Германия и союзники

СССР

Количество дивизий

190

170

Численность войск * (млн.чел)

3

Около 3

Танки (тыс.) **

4,3

9,2

Самолеты (тыс.)

5

8,5

По другим данным:

 

 

*

5,5

2,5

**

2,8

1,8

Работа в группах. (3 группы)

Ребята знакомятся с речью А. Гитлера, У. Черчилля, В. Молотова.

- Выскажите свое мнение по отношению к этим высказываниям.

- Использованы ли здесь пропагандистские приемы?

- Назовите идеи этих высказываний.

По истечению времени один из участников группы дает ответ на заданные вопросы.

Краткое сообщение ученика по картине «Защитники Брестской крепости».

Рассказ учителя о первых сражениях Великой Отечественной войны.

Дать определения понятиям, показанным на слайде.

Подведение итогов, закрепление изученного материала:

  • Почему начало войны – это страшные потери и неудачи Красной Армии?
  • Вспомните политику нашего государства в предвоенные годы и назовите причины этого.

Слайд № 23 Задание на дом:

Из источников найти:

  • Какое было соотношение сторон в начале войны.
  • Почему Красная Армия уступала по численности Германии?
  • Почему такая большая разница в численности боевой техники?