Урок русского языка на тему «Правописание гласных "е — и" в окончаниях существительных» для учащихся 10—11-х классов

Разделы: Русский язык


Цели:

  • систематизация знаний о правописании падежных окончаний существительных I, II, III склонения и их разновидностей.
  • развитие внимания, памяти, мышления у учащихся.
  • развитие навыка самоконтроля.
  • создание положительного эмоционального климата в классе.
  • воспитание культуры письменной речи.

Форма проведения урока – по плану. Используется с целью повышения уровня мотивации и структурирования деятельности, способствует развитию навыка самостоятельной работы. Учащиеся получают возможность выбирать задания по уровню сложности. Каждый ученик в начале урока получает заранее приготовленный план и весь раздаточный материал, который будет использован на уроке.

План урока.

  1. Работа с таблицей 1/1
  2. Работа с таблицей 1/2
  3. Самостоятельная работа №1
    Задание: выписать в таблицу существительные из текста (текст прилагается к работе), определив их склонение и падеж, окончания прописать фломастером своего цвета. Опора – таблицы №1/1, №1/2.
  4. Проверьте себя по ключу.
  5. Выпишите в таблицу, расположенную на доске, окончания существительных I, II, III склонений их разновидностей (по указанию учителя).
  6. Минутка здоровья (активизация мозговых центров через воздействие на точки, расположенные на ушной раковине).
  7. Самостоятельная работа №2 с использованием заданий по уровню сложности.
    Условия выполнения:
    а) задания I уровня – 3 балла.
    б) задания I,II уровня – 4 балла.
    в) задания I,II,III уровня – 5 баллов
  8. Проверьте себя по ключу.
  9. Заполните оценочный лист
  10. Устно ответьте на следующие вопросы:
    1) какая была тема на уроке?
    2) какую учебную цель мы преследовали?
    3) почему вам необходимо повторить данную тему?
    4) справились ли вы со всеми пунктами плана?
  11. На оценочный лист прикрепите знак, соответствующий вашему внутреннему ощущению.
    1. Мне понравилось. Я чувствую себя комфортно и уютно. Все было понятно, и я с удовольствием выполнил задания, которые предложил учитель. Оказывается, что я много могу. Жизнь удалась!
    2. Я чувствую себя спокойно, я повторил то, что уже слышал раньше. Я обязательно воспользуюсь знаниями, которые получил.
    3. Мне не понравилось! Я потратил время зря! Мне это не нужно! Я зол! Далее предлагается весь раздаточный материал.

Таблица 1/1 (приложение 1)

Таблица ½

Склонение

Род сущ.

Окончание в И.п.

Пример

Разновидность сущ. I,II склонения

Пример

I

ж.р.
м.р.

а, я
а,я

вода, земля
дядя, папа

Существительные, оканчивающиеся на -ия

армия

II

м.р

нулевое

пол

Существительные, оканчивающиеся на -ий

лекторий

ср.р.

о, е

поле

Существительные, оканчивающиеся на -ие

воспитание

III

ж..р.

с мягким знаком на конце

нить,
лень,
дрожь

 

___________

 

____________

Самостоятельная работа №1

Текст.

Возле дороги, шел по дороге, говорил о дороге, чертеж детали, кран подвели к детали, спор о детали, начало лекции, присутствовать на лекции, подготовка к лекции, мечтать о счастье, не сомневаться в гении, заострить внимание на отдельно взятом событии.

Падеж

Основные случаи

Разновидности

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

1 скл. на -ия

2 скл. на –ий и на -ие

И.

 

 

 

 

 

Р.

 

 

 

 

 

Д.

 

 

 

 

 

П.

 

 

 

 

 

Ключ к работе №1

Падеж

Основные случаи

Разновидности

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

1 скл. на -ия

2 скл. на –ий и на -ие

И.

дорога

счастье

деталь

лекция

гений, событие

Р.

дороги

 

детали

лекции

 

Д.

дороге

 

к детали

к лекции

 

П.

о дороге

о счастье

о детали

на лекции

в гении, на событии

Заполнение таблицу на доске.

Падеж

Основные случаи

Разновидности

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

1 скл. на -ия

2 скл. на –ий и на -ие

И.

 

 

 

 

 

Р.

 

 

 

 

 

Д.

 

 

 

 

 

П.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа №2

Задание I уровня.

Вставить окончания, определить склонение и падеж.

Присутствовать на репетици…пьес…, сообщить о пьес… и её репетици…, подъехать к башн… крепост…. Вплотную подойти к цитадел…. Рассказ о героизм… защитников цитадел…. Найти отражение в легенд… , в предани…, летопис…. Не отгоститься безразлично к полемик…и дискусси…. Свидетельствовать о смелост…, отваг… и мужеств…. Побывать в подземель…, остановиться на распуть…, задержаться в укрыти…, виднеться в поднебесь…, жить в Заполярь…, чувствовать… на растояни…

Задание II уровня.

Поставить данные существительные в форме единственного числа, определить род, склонение, просклонять по падежам.

Георгины, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао, вуаль.

Задание III уровня

Чайнворд- английское слово. Чайн – цепь (рус.), ворд слово (рус.)
Цепь слов должна быть замкнутой. Последняя буква каждого слова является первой буквой следующего слова.

  1. Существительное 1 скл., общего рода, которое всегда пишется слитно
  2. с частицей НЕ
  3. Существительное, представляющие разновидность 1 скл., в Р.п., ед.ч., есть у каждого из вас.
  4. Существительное, которое не входит ни в одно из скл., в Т.п., ед.ч., есть у каждого из нас.
  5. Существительное 2 скл., с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обозначающее название зверя, который водится в лесах.
  6. Существительное с суффиксом –щик-, обозначает профессию человека.
  7. Существительное с суффиксом –ик- в Д.п., ед.ч., обозначает название птицы.
  8. Существительное 3 скл., Д.п., мн.ч., обозначает породу деревьев.
  9. Существительное 2 скл. с твердой основой в Р.п., мн.ч., встречается в реке.
  10. Существительное, в котором при склонении происходит наращивание –ен, в Р.п., мн.ч.

Ключ к самостоятельной работе №2

I уровень (приложение 2)

II уровень

 

I скл. Ж.р.

I скл. Ж.р.

II скл. М.р

II скл. М.р

II скл. М.р

II скл. М.р

II скл. С.р.

III скл. Ж.р.   

И.

туфля,

 манжета,

 георгин,

ботинок,

овощ,

тюль,

ведерко,

 вуаль.

Р.

туфли,

манжеты,

георгина,

ботинка,

овоща,

тюля,

ведерка,

вуали.

Д.

туфле,

манжете,

георгину,

ботинку,

овощу,

тюлю,

ведерку,

вуали.

П.

о туфле,

о манжете,

о георгине,

о ботинке,

об овоще,

 

о ведерке,

о вуали.

III. уровень

  1. неряха
  2. армия
  3. именем
  4. медвежонок
  5. каменщик
  6. курице
  7. елям
  8. мостов
  9. времен.

Хронологические рамки урока.

  • 1-2этап – 4 мин.
  • 3 этап – 6 мин.
  • 4 этап – 3 мин.
  • 5этап – 2 мин.
  • 6 этап – 1 мин.
  • 7 этап – 15 мин.
  • 8 этап – 3 мин.
  • 9 этап – 2 мин.
  • 10 этап – 3 мин.
  • 11 этап – 1 мин.

II. Пояснительная записка

Весь раздаточный материал для каждого учащегося подготовлен в той цветовой гамме, которая соответствует типу его темперамента.

«Влияние цвета на определенные ощущения и эмоции».

Ощущение и эмоции

Цвет

 

Оранжевый

Желтый

Зеленый

Красный

1. Активизация

Холерик

Меланхолик

 

Флегматик

2. Мобилизация сил

Холерик

Меланхолик

 

 

3. Обострение внимания

Холерик

 

 

Флегматик

4. Ощущение тепла

Холерик

Меланхолик

 

Флегматик

5. Оптимистический настрой

 

Меланхолик

 

 

6. Эмоциональное спокойствие

 

 

Сангвиник

 

7. Концентрация мысли

 

 

Сангвиник

 

8. Возбуждение

 

 

 

Флегматик

Цвет фломастера, используемого в самостоятельной работе №1, тоже соответствует темпераменту каждого отдельно взятого ученика.

Работа на данном уроке организована в малых группах, сформированных также с учетом типа темперамента (принцип комплиментарности).

Формирование малых групп с учетом типа темперамента (принцип комплиментарности)

Первый и второй пункты плана выполняется совместно с учителем. Содержание таблиц проговаривается учителем и одновременно просматривается учащимися для более продуктивного восприятия материала лево и правополушарными учащимися (таблица «Асимметрия головного мозга». Типы учеников по М. Гриндеру) . Сопутствующим является развитие памяти, внимания, мышления.

Асимметрия головного мозга

Типы учеников по М.Гриндеру

Левополушарные

Правополушарные

  1. Видят символы (слова, буквы)
  2. Преуспевают в чтении, алгебре, языке.
  3. Любят информацию в письменной форме.
  4. Испытывают дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями.
  5. Повторяют фактическую информацию.
  6. Любят проверять работу.
  7. Фокусированы внутрь.
  8. Анализируют от части к целому
  9. Предпочитают сначала чтение потом фильм.
  10. Сосредоточены.
  11. Реагируют на словесные замечания.
  12. Стимуляция полушария происходи в процессе реагирования на красный и оранжевый цвет.
  1. Видят конкретные объекты.
  2. Преуспевают в геометрии.
  3. Любят информацию в виде графиков, карт демонстраций.
  4. Не принимают авторитарности.
  5. Любят самостоятельный выбор, используют интуицию.
  6. Не любят проверять работу.
  7. Фокусированы на внешнее.
  8. Анализируют от целого к части.
  9. Предпочитают сначала фильм потом чтение.
  10. Отвлекаются.
  11. Реагируют на невербальное сообщение при дисциплинированности.
  12. Стимуляция полушария происходи в процессе реагирования на голубой, синий, фиолетовый цвета

Самостоятельная работа №1 способствует развитию логического мышления, памяти и внимания. Проверка выполненных заданий по ключу развивает навыки самоконтроля, повышает орфографическую зоркость, улучшает качество внимания. Работа с таблицей на доске является демонстрацией результатов самостоятельного исследования учащимися предъявленного материла.

Самостоятельная работа №2 позволяет дифференцировать материал с учетом того, что было сделано в I части урока.

Оценочный лист

  1. Самостоятельная работа №1
  2. Самостоятельная работа №2
  • 1-й уровень -
  • 2-й уровень-
  • 3-й уровень-

Выберите значок, соответствующим внутренним ощущениям.

  1. Мне понравилось. Я чувствую себя комфортно и уютно. Все было понятно, и я с удовольствием выполнил задания, которые предложил учитель. Оказывается, что я много могу. Жизнь удалась!
  2. Я чувствую себя спокойно, я повторил то, что уже слышал раньше. Я обязательно воспользуюсь знаниями, которые получил.
  3. Мне не понравилось! Я потратил время зря! Мне это не нужно! Я зол!

Далее предлагается весь раздаточный материал.

Оценочный лист используется с целью развития самоконтроля, что позволяет учащимся реально оценить свой потенциал в данный момент. Рефлексия проводится через выбор одного из трех вариантов, соответствующего внутреннему ощущению учащегося.

Работа на уроке дифференцируется по сложности предлагаемого раздаточного материала и с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся. Основная цель использования данной дифференциации – снижение уровня тревожности, что влечет за собой повышение успеваемости, развитие интереса к предмету, создание мотивации на повышение задания более высокого уровня сложности, создание ощущения эмоциональной комфортности, смену установки на школу, учителя и учебный процесс, развитию и коррекции памяти, внимания, мышления.