Житийная литература в семейном чтении как средство нравственного воспитания подростков

Разделы: Литература, Работа с родителями


Семья – важная составляющая часть человеческой жизни. Только в семье по - настоящему может быть счастлив человек. Если крепкой будет семья, крепким будет Отечество. В век глобализации и вызванное этим явлением разрушение православной традиции очень тяжело сохранить семью. Благополучная, полная семья сейчас почти исключение.

Больно смотреть, как легко создаются сейчас, так называемые «гражданские браки» и распадаются семьи. Самой страдающей стороной разводов является ребенок. Развод для детей - настоящая трагедия. Очень тяжело работать с такими изломанными детьми, где у мамы, как однажды сообщила мне одна девочка, «было 25 пап». Семья разрушается и изнутри, когда мама на 2 -3 работах, а дети растут, предоставленные сами себе.

Изменится семья, отношения в ней, изменится и ребёнок. Где искать источники по спасению семьи? В многовековой истории нашего народа. Там институт семьи всегда занимал особое место. Именно в семье сохранялись и передавались из поколения в поколение культурные ценности и нравственные идеалы народа.

Важнейшим воспитательным потенциалом, питающим душу ребёнка, является традиция семейного чтения. В наше абсолютно изменяющееся время её необходимо возродить, обратиться к этому источнику как средству нравственного воспитания ребёнка.

Можно говорить о том, что для каждой нации, этноса существует некий нравственный идеал, к которому тянутся, которому стараются подражать. Складывается он постепенно, по крупицам. Нравственный идеал оказывает влияние на формирование ценностных ориентиров человека. Причём, как правило, воплощается этот идеал в святых и христианских подвижниках.

Русское благочестие веками питалось идеалами, воплощёнными русскими святыми, от горения их духа возгорелось духовное пламя в сердцах русских людей. По словам Д.С.Лихачёва, «нравственность, в конечном счёте, едина во все века и для всех людей. Честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, презрение к материальным благам и в то же время забота об общественном устройстве, правдолюбие, общественная активность – всему этому учат нас жития».

«Хорошо читать жития святых в Четьях – Минеях; хоть мы так жить не можем, но обязаны подражать им в том, что возможно, и даже через силу. …Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу. Питается же она тем, что через внимание пройдёт в сердце и его займёт…», - писал в своё время святитель Феофан Затворник.

Обратимся к истории. В ней мы увидим, что с XI по XYIII век житийная литература пользовались огромной популярностью. Благочестивая семья во время совместного посещения церкви, где звучало повествование о житии святого, становилась участницей семейного чтения. Святой же, будучи идеалом человека, служил примером для поведения всех людей. И перед великим народом открывались разные пути к разным идеалам. «Чем многообразнее у народа идеалы, тем он духовно богаче», - отмечает Д.С.Лихачёв. Далее он говорит: «Если мы с этой точки зрения взглянем на весь собор русских святых, то поразимся не только многообразию и разноликости святых, но и их связью с русской действительностью – различной в разное время и в разных географических условиях России»[3].

Уральский край в этом отношении уникален. На Урале на протяжении ряда веков (чуть ли не с XIV века) нравственными ориентирами были такие святые как Стефан Великопермский – первый святой Урала; святой епископ Иона, крестивший Пермь Великую; преподобный Трифон Вятский, по молитвам которого были основаны три монастыря; а также святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири; пустынножитель Василиск, святой мученик Василий Мангазейский, святой блаженный Косьма Верхотурский, Христа ради юродивый. В «Патерике Сибирских святых и подвижников благочестия» [2] протоиерея Анатолия Дмитрука (Патерики – сборники сказаний о жизни святых, подвизавшихся в пустынях и монастырях) описаны жития более 60 Сибирских подвижников благочестия. И это лишь малая частица, явленная нам! А сколько неявленных святых, возможно, до поры до времени, сокрыто в земле уральской.

Среди небесных покровителей, участвовавших в формировании духовного пространства Урала, святой праведный Симеон Верхотурский занимает особое место. Он - будучи выходцем, из средней полосы России - был воспитан на исконно русских православных традициях и нёс в себе образцы жизни русских святых. Праведный Симеон являл собой пример истинно русской православной жизни для жителей далекой окраины России: язычников, старообрядцев, неокрепших в вере православных людей.

Праведный Симеон, живший среди уральцев, хорошо знавший заботы сурового края, почитаем в народе. О праведном Симеоне Верхотурском узнаем, что жил Праведный в XVII в., происходил из великорусских дворян. Для спасения души он принял такой подвиг: в бедной одежде, переходя из одного селения в другое, бесплатно работал для поселян по домам (шил шубы). Удалившись к Сибири, он пребывал в селе Меркушинском, в 50 верстах от г. Верхотурья Пермской губернии, почему и назван Верхотурским. Жители сей страны, вогуличи и другие инородцы, только что были обращены к Христу, и св. Симеон вел с ними беседы о вере и подавал им пример христианской жизни. При скудости своей он делился с нуждающимися. Ходил в храм Архистратига Михаила и любил молиться на берегу реки Туры. К концу своей жизни он достиг святости. Об этом свидетельствуют чудеса, происходящие от мощей праведника.

Паломники приходят к мощам праведного Симеона (они находятся в Свято-Николаевском монастыре города Верхотурья) с просьбой, молитвой, надеждой, упованием. Сам народ создал о своем святом житие. И, следовательно, воспринял эту жизнь как образцовую. Само «Житие праведного Симеона Верхотурского» можно вписать в парадигму русской житийной литературы. Но особенности места и времени создания заставляют его выбиваться из традиционного канона. И этим оно интересно.

В XVII веке происходит постепенное размывание канонической структуры жития. Скепсис читателя эпохи открытий требовал не уверений, а доказательств. В “Житии праведного Симеона“ нет краткого предисловия составителя, в основной биографической части сведения о происхождении святого предположительны, нет рассказа о благочестивом детстве. Сведения об аскетических подвигах и о кончине праведника весьма скупы. Нет и особо занимательного сюжета, бытописания. Житие состоит из небольших рассказов. И в каждом из них происходят чудесные события. Чаще всего это общение с праведником в видениях. Это та Истина, к которой все тянутся, то зерно, которое прорастает в душах описываемых лиц, исцеляет, просветляет их. В повествованиях описываемые лица активны. Они обращаются к св. праведному Симеону с просьбами, дают обеты.

Чтобы охватить модель всего мира, чудеса оформляются в определённый цикл. В центре – святой Симеон Верхотурский. А в разные стороны (кто-то ближе, кто-то дальше), как от камня, брошенного в воду, расходятся круги. Так, и в «Житии» устанавливаются взаимоотношения между праведным Симеоном и людьми, населяющими его страницы. В художественную ткань «Жития» входят даты, числа, место пребывания героя. Здесь мы находим звание, чин, фамилию, имя, отчество, описываемого человека. Они соединяют представление о святости и необходимости его рационального подтверждения.

Через пространство и время, связанное с Симеоном Верхотурским, происходит вовлечение человека со своей судьбой в духовное пространство «Жития».

Уральский святой Симеон Верхотурский - нравственный идеал для людей Урала. Что же нам хотел показать Господь, являя такого святого, как праведный Симеон Верхотурский? Ни воин, ни мученик, ни страстотерпец, ни монах. Чтобы показать, что любой человек может повторить этот путь. Жизнь этого подвижника является для нас, уральцев, нравственным примером любви к людям, милосердия и нестяжания.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, размышляя о важности прочтения житийной литературы, говорит: «Сегодня все мы без исключения нуждаемся не только в интеллектуальной пище, но более всего – в душевной и духовной. Исстари наши предки поучались и находили немалое утешение в чтении житий христианских святых и подвижников. Вчитываясь в эти повествования, они находили образец для подражания, более того – небесных заступников, к которым они обращались с молитвою о помощи и укреплении. Поэтому так важно, что сегодня к нам вновь возвращаются наши путеводные звёзды – наши русские святые» [4].

Желание читать, стойкий интерес и привычка к чтению формируется семье. Н.А.Барская в книге «Наши дети и художественная литература» даёт практические советы родителям по вопросам детского чтения: «Родители во всех смыслах должны помочь ребёнку находить время для чтения. И просто помочь выработать такой распорядок, где чтению в любом случае, при любой загруженности должно быть отведено время» [1]. Важным является и родительская забота о том, что читает ребёнок и руководство его чтением. Нужно ввести чтение в обиход семьи. И тогда объяснение непонятного материала в прочитанном тексте происходит в совершенно естественной, доступной форме. Чтение вслух помогает «забегать вперёд», читать то, что ребёнку самому читать ещё трудно. Но, может быть, самое главное заключается в том, что чтение вслух, этот стойкий обычай русских интеллигентных семей, создаёт естественную среду для общения, читающего и слушающего. Оно помогает, тем самым, сложению драгоценного единения взглядов родителей и детей, во многом лишая почвы то подростковое противостояние родительским мнениям и вкусам, которое признаётся обязательным и естественным.

Практические советы «О духовном чтении» даёт и Н.Е.Пестов брошюре «Православное воспитание». Вечерние чтения и беседы следует устраивать так, чтобы дети не тяготились ими. Поэтому надо разрешить им во время чтения заниматься какой – либо ручной и интересной для них работой, как, например, рисованием, вырезанием и склеиванием игрушек, для девочек – вышиванием и т.п. Лишь бы занятия были не суетливы, без разговоров и не мешали слушать. Обстановка таких вечеров должна быть непринуждённой, приятной и уютной. Чтобы чтение было выразительным, читать следует самим родителям или кому-либо из старших.

Если читаются жития святых, то следует читать их не подряд, а выбирать из них наиболее занимательные и богатые эпизодами, выпуская неподходящие для детей места. Чтобы оживить чтение, следует во время его задавать детям вопросы: «Как вы думаете, как поступил в этом случае святой?», или «Что вы помните про святого, имя которого упоминается?», или «Что ответил на это святой?»

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт», - говорит Апостол Павел [2 Кор.9, 6]. Каждая новая страница в духовной книге, прочитанная вашим ребёнком, – это доброе семя, брошенное в его душу [5].

Важно помнить, что родители и дети даны друг другу на короткий промежуток времени. Надо ценить это время, бережно и с любовью идти «Вместе по дороге детства». Может быть, одной из форм контакта с детьми и будет семейное чтение, благодаря которому можно выйти на истинные ценности семейные и человеческие. Возрождение духовности и нравственности – важнейший путь к преодолению пагубных пристрастий. Воспитание духовности - формирование нравственноустойчивой личности к любым греховным воздействиям. А это в конечном итоге содействует созиданию семьи.

Литература.

  1. Барская Н.А. Наши дети и художественная литература. М., 2005. - С.315.
  2. Протоиерей Дмитрук А. Патерик сибирских святых и подвижников благочестия. Молдова, 2006. - С. 9.
  3. Лихачёв Д.С. Святая Русь. //Святые земли русской. М., 2002. - С.12.
  4. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. //Святые земли русской. М., 2002. - С.12.
  5. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. М., 1997. - С. 54 – 55.