Урок повторения по темам "Тела и вещества.Взаимодействие тел" в 5-м классе

Разделы: Физика


Задачи урока:

  • повторение, обобщение и углубление знаний о взаимодействии тел
  • продолжать развитие умений применять теоретические знания  к решению задач,
  • проверить качество и прочность усвоения материала по изученным темам, уровень осмысления и обобщения,
  • развитие воображения, логического мышления и зрительной памяти,

ТСО: проектор, компьютер, экран

Литература:

1. А Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, Физика. Химия 5-6 -  М: Издательский дом "Дрофа", 1999 г.

2. А Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, Методическое пособие 5-6 класс - М: Издательский дом "Дрофа", 1999 г.

3. А.Н. Майоров, Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке: Ярославль «Академия развития», 1999

4. В И Лукашик, Сборник задач по физике 7-9кл:М, Просвещение,2001

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Рада встрече с вами. Спасибо за большую работу, проведенную вами, за это время.

«Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие». Эти слова принадлежат великому ученому, физику Альберту Эйнштейну. Эйнштейн не был невеждой, но открытия в физике сделал глобальные. Давайте и мы, попытаемся сделать открытие. Может быть,  оно будет небольшим, может быть оно будет открытием только для вас самих, но все - таки –  это будет ВАШЕ ОТКРЫТИЕ!

 Скоро Новый год. А это значит, что  сегодня возможны настоящие чудеса.

Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в «ФИЗИКОНИЮ»

 Перед вами маршрут нашего путешествия:

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте решим ребус и прочитаем фразу, зашифрованную в нем

«В новом году – новые успехи» - эта фраза - мое пожелание вам.

За правильный ответ вы будете получать «Ордена Солнца». В конце урока мы подведем итоги и те ребята, которые получат 4 или 5 орденов смогут обменять их на оценку  «хорошо» или «отлично»

Первая станция «Найди пару»

Вам необходимо, найти для буквенного обозначения физической величины ее название. Дайте  определение физической величины

Вторая станция «Наряди елку»

На ветвях елки есть: обозначение физической величины, единицы измерения физической величины, прибор для измерения физической величины, приставки и формулы, для расчета физических величин. Вам необходимо переместить елочный шар в соответствующее ему место (при этом ребята проговаривают все  о том, что написано на шаре)

Третья станция «Третий лишний»

Перед вами три слова, найдите то слово, которое является лишним среди них.

1. Вода-керосин-динамометр

(вода и керосин – вещества, мензурка – прибор для измерения объема жидкости)

2 метр – часы – весы

(часы и весы – приборы, метр-единица измерения пути)

3. Ньютон – килограмм – сантиметр

(ньютон и килограмм – единицы измерения силы и массы в СИ, сантиметр – внесистемная единица , СГС)

4. парта – вода – книга

(парта, книга – физические тела, вода - вещество)

5. гроза – масса - плотность

(масса, плотность – физические величины, гроза – явление природы)

6. молния – мензурка - радуга

(молния, радуга – явления природы, мензурка – прибор для измерения объема жидкости)

Четвертая станция «Загадкино»

Все мы с детства любим,  разгадывать загадки. А сможете ли вы разгадать физические загадки?

1. Две сестры качались -  правды добивались, а когда добились, то остановились (весы)

2. «Быстрей ли то падает, что тяжелей?» -И это проверить решил…(Галилей)

3. «Быстрей ли то падает, что тяжелей?» -И это проверить решил…(Демокрит)

4. Как пишется «камень», научит грамматика, размеры и форму найдет математика. А ... массу отыщет и вес (физика)

Молодцы! С загадками вы справились. А теперь надо ответить на качественные вопросы

Пятая станция «Знайкино»

1. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке вперед? (инерция)

2. Почему пожарному трудно удержать брандспойт, из которого бьет вода? (сила действия равна силе противодействия, поэтому возникает большая «отдача»)

3. Зачем  в гололедицу тротуары посыпают песком? (для увеличения силы трения)

4. Как можно, не разматывая, определить длину медного провода, завернутого в моток? (Найти массу, с помощью весов.  По таблице определить плотность меди. Способом рядов определить диаметр провода. V = m/ρ, а V = S×L, следовательно L = V/S)

Шестая станция «Умейкино»

А теперь проверим ваше умение решать задачи

1. Определите массу мраморной плиты, размер которой 1,0 × 0,8 ×0,1м

Дано:

а = 1м

b = 0,8м

с = 0,1 м

Найти:

m - ?

Решение

m = ρ×V

V = a × b × c

V =  1м × 0,8 м × 0,1 м = 0,08 м3

m = 0,08 м3   × 2700 кг/м3 =  216кг

Ответ:

m =   216кг

2. Стальная деталь машины имеет массу 780г. Определите ее объем

Дано:

m = 780 г    СИ: 0, 78кг

V = m/ ρ     

ρ = 7800 кг/м3

Найти:

V -?

Решение

V = 0,78 кг / 7800 кг/м3 = 0,001 м3

Ответ:

V = 0,001 м3

3. Мопед «Рига-16» весит 490Н. Какова его масса?

Дано:

Р = 490Н

Найти:

m -?

Решение:

Р = mg ;

m = P /g

m = 490 Н / 10 Н/кг = 49 кг

Ответ:

m = 49 кг

4. Сколько весит бензин объемом 25л?

Дано:

V = 25л  СИ: 0,025м3

ρ = 710 кг/м3

Найти:

Р - ?

Решение:

Р = mg

m  = V×ρ

m  =  0,025 м3  ×   710 кг/м3 = 17,75к

Р = 10 Н/кг  ×  17,75 кг = 177,5Н

Ответ:

Р = 177,5 Н

Подведение итогов урока

Ребята, мы успешно прошли все станции. Повторили определения, единицы измерения физических величин, формулы, ответили на вопросы и решили задачи. Пора подвести итоги…