Дистанционные образовательные технологии как инструмент повышения ИКТ-компетентности учителя

Разделы: Информатика, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


За последнее десятилетие Правительство Российской федерации предприняло ряд мер, которые координально изменили ситуацию с оснащением образовательных учреждений компьютерной техникой. В рамках реализации национального проекта «Образование» к глобальной сети Интернет подключили большое количество школ.
К сожалению, компьютеризация образовательной среды не решает все задачи информатизации школы. Для реализации информатизации образовательного процесса необходимо выполнение ряда условий:

  • возможность использования компьютера всеми участниками образовательного процесса;
  • установка лицензионного программного обеспечения;
  • создание и использование медиатеки;
  • введение в штат должности заместителя директора по информатизации или специалиста, который мог бы координировать всю работу по информатизации учебного процесса.

Не мало важным является психологическая и интеллектуальная готовность педагогического коллектива к работе с компьютерной техникой и Интернет. Опыт многих школ показывает, что даже современная техника не всегда бывает востребованной. В этом случае педагогам необходимо раскрыть и показать все преимущества и перспективы процесса информатизации и помочь им расставить соответствующие приоритеты, повышая свой потенциал на различных курсах и путем самообразования.
В современных условиях одним из приоритетных направлений в повышении компетенций педагогических кадров и обучении учащихся выступают дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Дистанционное (дистантное) обучение – образование, осуществляемое с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.
На английском языке термин «дистанционное обучение» (distant teaching – деятельность преподавателя (“обучение» и distant learning – деятельность обучаемого («учение») в рамках единого процесса дистанционного обучения) подразумевает набор процедур, методов и форм организации учебного процесса. [1]
Дистанционное обучение – это возможность получить дополнительное образование или обновить свои знания в удобное время, свободное от работы, учебы и домашних дел. А также не только на рабочем месте, но и за его пределами: дома, на даче и даже в автомобильной пробке.
Дистанционное обучение имеет ряд явных преимуществ перед традиционными формами обучения: это экономия времени и средств педагога, возможность выбора тематики курса и темпа работы с учебными материалами.
В рамках повышения квалификации работников учреждений образования г.Москвы создана программная оболочка МИОО (http://learning.9151394.ru), где представлен ряд дистанционных курсов. Для московских учителей обучение на курсах бесплатное. По окончании обучения выдается удостоверение МИОО о повышении квалификации.
Директор центра дистанционного образования «Эйдос», доктор педагогических наук А.В.Хуторской, одним из первых занимается практикой дистанционного обучения. На сайте центра http://www.eidos.ru каждый может найти курс по своим возможностям и интересам.[1]
С проектом интернет-обучения работе с программными продуктами «1С» можно познакомиться на сайте http://edu.1c.ru. Каждый пользователь может изучить основные возможности прикладных решений на базе платформы «1С:Предприятие 8» и научиться их эффективно использовать.
На сегодняшний момент достаточно широк спектр предлагаемых дистанционных курсов. На базе методического центра  Южного окружного управления образования ДО г.Москвы также создана «Виртуальная школа» (http://www.omc-class.ru).
В данный момент, являясь слушателем сразу двух дистанционных курсов на базе МИОО, понимаю, что эти курсы в корне отличаются от очных занятий повышения квалификации.  Предлагаемые задания не имеют однозначных решений и ответов, поэтому к их выполнению я относилась творчески и индивидуально, учитывая свою специфику работы и специальность. В ходе обучения возникало несколько идей по созданию новых творческих разработок для учащихся. В ближайшей перспективе планирую разработать обучающий курс и ряд творческих заданий для учителей. Хочу, чтобы в нашей школе стало больше учителей работающих по-новому, творчески и неординарно.
Конечно, дистанционное образование не может полностью заменить традиционное обучение, но использование дистанционных образовательных технологий учителем позволяет сделать большой шаг вперед, развивая свои профессиональные ИКТ - компетентности.

Список литературы

  1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.: ил.