Урок-конференция по теме "Электробезопасность"

Разделы: Физика


Данный урок – конференция проводился как заключительный урок по теме: «Электрические  явления» в 9 классе (по учебнику  Громов С. В.); как внеклассное мероприятие во время месячника физики; как интегрированный урок физика – ОБЖ; часть материала использовалась в 11 классе при изучении темы: «Производство, передача и использование электроэнергии» «Развитие средств связи». При двухчасовой программе удобно данные темы рассматривать в виде защиты проектов по разным разделам темы, уделяя внимание не только высоким материям, а  реальности данного явления в быту, развивая и поддерживая интерес к физике у учащихся с гуманитарным складом ума, на конкретные проблемы и особенности жизненных  ситуаций.

Подготовительная работа
В начале изучения темы в классах озвучивается тема урока – конференции «Электробезопасность»; формируются группы, назначаются руководители, определяются темы выступлений.
Учащиеся знакомятся с формами выполнения творческой  работы: плакат по  электробезопасности, слоганы, рассказ, сообщение по теме. В библиотеке и кабинете имеется папка  по данной теме,  список литературы, презентация. Все учащиеся должны во время изучения темы обсудить с учителем свои работы.      

Задачи урока:

  1. Научить учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернет  ресурсами по данной теме.
  2. Выработать у учащихся  умение составлять и делать доклады, сообщения по заданной теме и оформлять информационные стенды.
  3. Выработать у учащихся умение объяснять наблюдаемые явления.
  4. Развить интерес учащихся к физике.
  5. Познакомить с правилами поведения во время грозы.
  6. В нестандартной форме познакомить учащихся с правилами электробезопасности.

Цели урока:

  1. Образовательные - научить учащихся выделять главное, делать выводы, применять знания на практике, дать знания о мерах предосторожности при общении с электрическим  током, усвоить знания о действиях электрического тока на человека. 
  2. Воспитательные - воспитание умения слушать и анализировать выступления одноклассников; воспитание у учащихся заботы о своем  здоровье.
  3. Развивающие - развитие логического мышления и познавательной активности, развитие  сотрудничества.

План проведения урока – конференции:
I    Вступительное слово учителя.
II   Доклады учащихся класса

  1. Молния
  2. История исследования молнии
  3. Громоотвод
  4. Правила поведения во время грозы
  5. Первая помощь пострадавшим от молнии
  6. Действие электрического тока на живые организмы      
  7. Правила электробезопасности в быту
  

Ход  урока:

Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, наш сегодняшний урок будет непривычным и вести его будут ваши одноклассники. В течение трех недель мы  с вами работали над сообщениями, докладами, выполняли рисунки по электробезопасности в природе, быту и технике. Писали рассказы, сочиняли слоганы, стихи и частушки. Сегодня на   обобщающем уроке мы подведем итоги, назовем лучших, заслушаем их отчеты, оценим результаты работу наших групп.
Позвольте представить вам сегодняшних докладчиков
(Идет представление ребят приготовивших сообщения)

Докладчик №1
Всем нам, не раз доводилось наблюдать молнию - это красивое и небезопасное явление природы. Подчитано, что в атмосфере Земли каждую секунду  происходит около  100 молний.

Слайд № 1, 2, 3, 4, 5, 6
Мы с вами на уроках физики наблюдали разряд электрофорной машины. Аналогичные явления происходят  в природе.
Молния - это искровой разряд в атмосфере, происходящий между разноименно заряженными облаками или между  облаком и землей (записываем в тетрадь).
Всего  две строчки, а за ними целая история наблюдений, предположений, опытов и открытий, с которыми мы вас сейчас познакомим.
Уже в XVII веке высказывались предположения, что молния это гигантская искра, проскакивающая  между разноименно заряженными грозовыми облаками или грозовым облаком и землей. Исследования проводились во многих странах, но наибольший вклад в создание теории атмосферного электричества внесли российские академики  Михаил Васильевич Ломоносов, Георг  Рихман. Летом 1752 г. они построили «грозовую машину». Над крышей дома Ломоносова был укреплен изолированный высокий железный шест, нижний конец которого проходил внутрь помещения. К нижнему концу шеста прикрепляли железную линейку, к верхней части которой приклеивали шелковую нить. Такая же машина была установлена и на квартире Рихмана. При приближении грозы металлический шест и линейка заряжались, и нить, отталкиваясь от нее, отклонялась на некоторый угол. При близкой и сильной грозе из линейки извлекали искры. Во время одного из таких опытов в 1753 г. Рихман был убит шаровой молнией. Большой опасности подвергался и сам Ломоносов, который во время этой грозы проводил опыты с «грозовой машиной» у себя дома. Позже, вспоминая об этом, М. В. Ломоносов писал: «Внезапно  гром чрезвычайно грянул в самое то время, как я руку держал у железа и искры трещали. Все от меня прочь бежали…». Через несколько минут Ломоносову сообщили, что Рихмана убила молния.

Слайд № 7
При изучении молнии 26 июля 1753 г  во время грозы из толстого железного прута появился огромный бледно-синий огненный шар величиной с кулак. Это была шаровая молния. Раздался оглушительный взрыв,  и  Рихман упал замертво.

Слайд № 8
М. В. Ломоносов, тяжело переживая смерть Рихмана, отмечал, что он умер «прекрасною смертью, исполняя по профессии должность. Память о нем никогда не умолкнет».    

Слайд № 9
Докладчик № 2
Американский  исследователь Бенджамин  Франклин. Бенджамин  Франклин - выдающийся  американский политический деятель, один из разработчиков американской декларации независимости, занимался физикой всего 7 лет, но сделать успел очень многое. В 1752 провел знаменитый опыт: в грозовую тучу на длинной бечевке был запущен змей с металлическими остриями. Бечевка была изолирована от  земли шелковой лентой и оканчивалась металлическим ключом. Во время грозы бечевка намокала и становилась хорошим проводником  электричества, поэтому  Франклину удавалось из ключа извлекать электрические искры. Таким образом, было доказано, что грозовые облака действительно  заряжены.

Слайд № 10
Франклин изобрел громоотвод, точнее молниеотвод. Много сил, труда и энергии положил ученный на то, чтобы  внедрить в жизнь свое изобретение.

Слайд № 11
Докладчик № 3
Современный громоотвод представляет собой длинную вертикальную проволоку, верхний конец которой заостряется и укрепляется выше самой высокой точки защищаемого здания. Нижний конец проволоки хорошо заземляют. Для этого его обычно припаивают к металлическому листу, а лист закапывают в землю на уровне подпочвенных вод. Теперь, даже если молния ударит в здание, разряд по громоотводу уйдет в землю, не причинив  зданию никакого вреда. Сегодня все городские сооружения имеют громоотводы, и поэтому в городах случаев поражения человека молнией практически не наблюдается.

Слайд № 12
В крупных городах нам молнии не страшны. А что же делать, если гроза застала нас во время  загородной прогулки? Если вдруг гроза застала вас на открытом месте за городом, а рядом с вами нет никакого укрытия от дождя, кроме одиноко стоящего дерева, под кроной которого так сухо и тепло?
Запомните, что под ним  ни в коем случае нельзя прятаться. Потому что именно в это дерево, скорее всего, и ударит молния.

Слайд № 13, 14
Помните, что во время грозы опасно пользоваться сотовым телефонам. Сотовый телефон во время дождя  заземлен через влажное тело человека, которое на мокрой земле становится проводником электрического тока.

Учитель
Если вдруг кого-то из  ваших друзей во время загородной прогулки поразила молния, запомните, как оказать ему первую помощь. Главное – не паникуйте и помните, что выжить   удается трем из четырех, пораженных молнией. При поражении молнией у человека может произойти  остановка сердца, значит, все ваши действия по оказанию помощи сводятся к одному: заставить сердце потерпевшего опять заработать. Для этого вы должны немедленно начать делать пострадавшему массаж сердца и искусственное дыхание.  Давайте посмотрим, как это следует делать.
(демонстрируется фрагмент видеофильма «Первая медицинская помощь при поражении электрическим током». Если нет возможности показать фильм, раздаем всем детям ксерокопию слайда «Оказание первой медицинской помощи», которую учащиеся вклеивают в тетрадь).

Слайд №17
Теперь, я надеюсь, вы не растеряетесь и сможете оказать первую медицинскую помощь человеку, пострадавшему от поражения электрическим током или от удара молнии.

Слайд № 18
Докладчик № 4
Действие электрического тока на живые организмы было открыто итальянским ученым  Луиджи  Гальвани.  Ноябрьским днем 1770 г. он был поражен  странным явлением: находившиеся на столе обезглавленные  лягушки, над которыми профессор производил опыты, вздрагивали. Их лапки судорожно сокращались всякий раз, когда из стоявшей в кабинете электростатической машины извлекали яркие искры. Особенно сильными были содрогания лапок, когда к ним были присоединены проволоки, свисавшие до земли. Гальвани провел несколько опытов: в одном из них прикрепил к нерву лапки свежепрепарированной лягушки медный крючок, после чего подвесил лапку к железной решетке, окружавшей висячий садик его дома. Однако никакого действия атмосферы не последовало. И лишь тогда, когда под порывами ветра лапка случайно коснулась решетки забора, ее мускулы резко согнулись. В другом опыте он один проводник, соединенный с крышей дома, подключал к нервам задних конечностей лягушки, другой присоединенный к мускулам соединял с колодцем, т.е. опускал в воду.
«Дело пошло совершенно по нашему желанию, как и в случае искусственного электричества,- писал  Гальвани,- именно сколько раз вспыхивала молния,  столько раз все мышцы в тот же момент впадали в сильнейшие и многократные сокращения, и как это обыкновенно происходит при вспышке молнии и мышечные движения, и сокращения этих животных предшествовали ударам грома и как бы возвещали о них». Гальвани решил, что в мускулах лягушки заключается «животное» электричество, поэтому при соединении проводниками (медные крючки и железная решетка  балкона) нерва с мускулами происходит разряд.
Но соотечественник Гальвани, профессор физики Алессандро Вольта, выполнив его опыты и проделав новые, пришел к совершенно другому заключению. «Нет, - утверждал Вольта, никакого «животного» электричества не существует». Роль источника электричества в опытах Гальвани  А. Вольта приписал контакту двух разнородных металлов, а лапки лягушки он считал лишь чувствительным электрометром. Развитие науки показало, что Вольта ошибался. Ныне Гальвани считают  основоположником  электрофизиологии, раздела медицины оказывающее положительное влияние на организм человека
Кратковременные высоковольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности. При радикулите, невралгии применяют  гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение.

Слайд №  19, 20, 21
Докладчик №5
Тело человека  является проводником. Проходя по нему, электрический  ток может вызвать повреждение жизненно важных  органов, а иногда и смерть человека.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока  (является ли он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также от того, по какому пути внутри человека он шел.
Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.

Действие электрического тока на человека.
В таблице приведены  данные о восприятии взрослым  человеком токов, проходящих по пути рука - рука или рука - нога. Из таблицы видно, что смерть человека может наступить при силе  около  100 мА (т.е. 0,1 А).
В каких случаях ток может достичь смертельно опасного значения? Из закона Ома следует, что сила тока зависит от приложенного напряжения и сопротивления  проводника, по которому идет ток:   I=U/R. Поэтому критического значения   I0 = 0,1 А сила тока может достигнуть как при высоком напряжении и большом сопротивлении, так и при низком напряжении и малом сопротивлении.
Сопротивление человеческого тела не имеет постоянного значения. Оно зависит от состояния человека, его кожи, наличия на ее поверхности пота, содержание алкоголя в крови и т. д.. Сухая, огрубевшая кожа имеет высокое, а тонкая, нежная и влажная - низкое. Снижается сопротивление и при различных повреждениях кожи (порезы, царапины, ссадины). При сухой и неповрежденной коже сопротивление тела человека от пальцев одной до пальцев другой составляет     R1 =105 Ом и выше. Если же руки потные, то сопротивление между ними оказывается равным   R2  =1500 Ом и ниже. Каждому из этих случаев соответствует свое смертельное напряжение:
U1 = I0 R1 = 10000 B,
U2 = I0 R2 = 150 B.
Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней. Их сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела. Но самым уязвимыми у человека являются так называемые  акупунктурные  точки на шее и мочках ушей: при ударе током в эти точки смертельным может оказаться даже напряжение 10-15 В.
Задача нашего урока не напугать вас, а показать опасность электрического тока, с которым мы реально встречаемся в повседневной жизни, в быту. Основная  опасность заключается в том, что
Слайд № 22

Электрический ток невидим.
Его действие мгновенно

Докладчик №6
Мы предложим вам просмотреть примеры электробезопасности в реальной жизни

Слайд № 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
Находясь на природе, на даче, в гаражном кооперативе, помните.
«Провод, лежащий на земле, лучше обойти  как можно дальше»,
Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе, чем на 5-8 м к лежащему на земле оборванному проводу  воздушной линии. Обнаружив оборванные или провисшие провода воздушной линии, следует организовать охрану места повреждения, позвонить в отделение МЧС.
Статистика показывает, что около трети всех случаев электротравматизма среди населения происходит из-за соприкосновения людей с провисшими или оборванными проводами.
Особенно часто травмируются дети. Для предотвращения указанных случаев детям необходимо запрещать влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода, на опоры воздушных линий  электропередачи; играть под воздушными  линиями, запускать там  воздушных  змеев, разводить костры, бросать проволоку и другие  предметы на провода, разбивать лампы и изоляторы, а, кроме того, открывать дверцы  распределительных щитов, силовых шкафов, двери трансформаторных подстанций.  

Слайд № 31, 32
Наш дом - наша  крепость. Находясь дома, надо помнить элементарные правила электробезопасности. Следует знать, что бытовые электроприборы (чайники, утюги, плитки), переносные  светильники (торшеры, настольные лампы) предназначены только для пользования в помещениях. Защита от коротких замыканий (автоматы, пробочные предохранители) в квартирной электропроводке должна быть всегда исправна. Основным условием безопасного применения электроэнергии в бытовых помещениях является исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов, а  также проводов, с помощью которых электроприборы  включаются в электросеть.

Слайд № 33, 34, 35, 36, 37, 38
Особую осторожность при пользовании электроприборами надо соблюдать в сырых помещениях с кирпичными или бетонными полами (подвалы, ванная комната, туалеты), являющимися хорошими проводниками электрического тока, так как при этих условиях опасность поражения электрическим током увеличивается. Поэтому в ванных комнатах, санузлах не допускается устанавливать выключатели и штепсельные розетки, использовать светильники без предохранительной арматуры. Опасно пользовать незаземленными электроприборами в ванной комнате.

Слайд № 39, 40, 41, 42, 43, 44
Заканчивая свое сообщение, хочу предложить: Давайте сделаем для себя главный вывод - Наше здоровье и  наша жизнь, жизнь и здоровье близких, в наших руках - электробезопасности первоочередное внимание. Все мы будущие родители, а в данный момент старшие братья и сестры.
Хотелось, чтобы мы оказывались примером для подражания, младшим при общении с бытовыми электрическими приборами.
Заключительное слово учителя: Сегодня мы обобщили наши знания об электричестве. Нам осталось заслушать лучшие работы. Отметить отличившихся. Во время внеклассного мероприятия были представлены сценки. «Девочка не может погладить нарядное платье, потому, щенок перегрыз шнур». «На новогодней елочке произошло замыкание в гирлянде».

 

Литература.

  1.  Алексеева  М. Н.,  «Физика – юным».  М. Просвещение 1980г.
  2. Солдатова Т. Б., Гусева Т. А., Сгибнева Е. П., «Сценарии тематических вечеров и предметной  Недели физики. 7—11 класс».Ростов-на-Дону Феникс 2002 г.
  3. Громов С. В., Родина Н. А., Физика 9 класс. М. Просвещение 2002 г..

Приложение