Конспект логопедического (группового) занятия для детей с особо образовательными потребностями по теме "Дифференциация звуков"

Разделы: Начальная школа


Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [з], [с].

Задачи:

Образовательные:

Создать условия для формирования конкретных представлений о дифференциации согласных [з], [с], обогащать словарь учащихся.

Воспитательные:

Организовать на занятиях толерантную среду: учить детей умению слышать и слушать друг друга, уважать мнение других.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение наблюдать в сравнении артикуляцию парных согласных, помочь детям научиться выявлять сходство и различия в артикуляции при произношении, способствовать развитию  связной речи, развитие высших психических  процессов
( развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).

Оборудование:

Карточки с артикуляционной гимнастикой, буквы [з], [с], предметные картинки: зайка- сайка, береза, санки, снегирь, сорока, сосулька, звезда, снеговик, снег

Ход занятия.

    1.Организационный  момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем проговаривать, все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

  • Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения:

«Лягушка и слоник»

«Киска сердится»

«Месим  тесто»

«Блинчики»

«Чистим зубы»

3.Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные  картинки и назовите их.

  • Сколько звуков в этих словах?
  • Это очень похожие слова зайка – сайка.
  • А чем они различаются?

(в слове зайка, первый звук [з], а в слове сайка -  [с])

На доску вывешиваются слова зайка-сайка.

  • Посмотрите, поменяем одну букву, а изменилось все слово.
  • Сегодня мы будем учиться различать эти звуки [з], [с], и буквы з, с, для того чтобы на  письме не путать.

4.Сравнительная характеристика звуков

Произнесите звуки [з], [с]. Одинаково лм положение губ при  произнесении этих звуков? (Одинаково)

  • Как произносим эти звуки?

(Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, звуки согласные).

  • Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при  произнесении звука [з]? (Дрожит)
  • С голосом или  без голоса произносится этот звук? ( С голосом).
  • Какой вывод нужно сделать? ( звук [з]- звонкий).
  • А теперь произнесите звук с и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (не дрожит).
  • Значит, звук произносится без голоса.
  • Какой  вывод может сделать?

( звук с - глухой)

Вывод:

Звук з – произносится с голосом , он звонкий.
Звук с – произносится без голоса, он глухой.
З – согласный, звонкий, в  произношении участвует голос.
С-  согласный, глухой, произносится без участия в голосе.

5. Соотношение звука и буквы.

  • Чем обозначаются  звуки при чтении и на письме ? ( Буквами).
  • Вспомните, какие элементы букв нужны для написания строчных букв с, з.
  • Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог)

6. Дифференциация звуков в слогах.

А теперь поиграем в игру «эхо». Я поизношу слог со звуком з, а вы наоборот со звуком с.

за-са 
зу-су 
аз-ас
уз-ус 

зо-со
зы-сы
оз-ос
ыз-ыс

А теперь откройте тетради, отступите две строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

- Я буду  произносить слоги  и звукосочетания, а вы  запишите только  согласную.
За, са, аз, аза, оса, си (з, с, з, з, с, з, с)
- А что образуется из слогов?
- Слова.

7. Физкультминутка.

(Дети вместе с логопедом выполняют движения).

На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают,
Ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.

8. Дифференциация звуков в словах.

--Сейчас поиграем в игру «Что где находится?»
- Отгаданное слово будем записывать в тетрадь ,и подчеркивать букву, с которой  мы сегодня  работаем.

Картинки: сайка, зайка, санки, снегирь, сорока, сосулька, снеговик, снег, звезда.

-Что находится в верхнем левом углу на доске? (санки)

- Какой звук мы слышим  в  этом  слове? ( В слове   санки   слышу звук с, он согласный , глухой , значит пишу букву с, рисую колокольчик без язычка.

- Что находиться в правом нижнем углу? Какой звук мы слышим  в этом слове?
(снег)
- Что находится  над доской? Какой звук слышим в этом слове? ( Сосулька).
- Кто находится справа  от сосульки? ( заяц)
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой? (Предложения).

9. Дифференциация звуков в предложении.

- Составьте предложения из предложенных слов и подумайте, какой рассказ может получиться?

Зима, наступила

снег, землю, засыпал

дети, и, санки, взяли, на горку, пошли

Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши буквы.

Буквы  выделите , как мы делали это  в словах.

Что образуют предложения, связанные между собой по смыслу? ( Рассказ).

Давайте попробуем поставить наши предложения, так чтобы получился рассказ.

Наступила зима. Снег засыпал землю. Дети взяли санки и пошли на горку.

Придумайте продолжение нашему рассказу.

Вариант 1.

Они катались на санках с горки. За ними бегала собака. Не боятся дети мороза.

Вариант 2.

Хорошо детям зимой.

Можно кататься с горки или играть в снежки, бегать на коньках по льду или ходить на лыжах.

- Как можно озаглавить наш текст?

10. Итог занятия

    - Какие звуки мы учились различать?  (з, с)
- Дайте характеристику этих звуков? ( з -  согласных, звонкий, в произношении  участвует голос, с- согласный, глухой, произносится без голоса).

 - Для чего мы учились  различать эти звуки? ( Чтобы писать без ошибок)