Использование приемов ТРИЗа на занятиях по развитию связной речи

Разделы: Начальная школа


Всем известно, как постепенно ребенок учится говорить. Сначала он произносит отдельные слоги, входящие в слова, нужные для его общения, затем он начинает говорить более-менее четко целые слова и постепенно переходит к употреблению фраз разной степени сложности. Слушая речь окружающих, ребенок постепенно овладевает ситуативной речью на родном языке. В процессе обучения чтению и письму в раннем, еще дошкольном, возрасте ребенок овладевает дограмматическими навыками письма: он как слышит слово, так и пишет его.

В начальных классах ребенок овладевает различными признаками времени и пространства, употребляя все более и более сложные языковые обороты, осваивает признаки многозначности слова, значения суффиксов и местоимений, наречий и сравнительных оборотов, метафор, пословиц и поговорок, Таким образом, можно сказать, что ребенок в школьные годы приобретает не только определенную систему знаний, но и навыки понимания сложной речи, речепроизводства, речевого мышления.

К сожалению, следует отметить что не всем обучающимся удается овладеть вышеперечисленными навыками и умениями вполне успешно. Отсюда следует, что проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из самых острых.

Целью нашей работы является желание показать, как с помощью приемов ТРИЗа (теории решения изобретательских задач), направленной и ориентированной прежде всего на работу с одаренными детьми, можно разнообразить работу с детьми, страдающими неярко выраженным общим недоразвитием речи.

Опираясь на наши собственные наблюдения, мы можем утверждать, что применяя подходы и стратегии, предлагаемые теорией решения изобретательских задач, некоторые из которых предложены в нашей работе и апробированы нами в условиях работы на школьном логопедическом пункте, учителя начальных классов и учителя-логопеды смогут помочь ребенку преодолеть не только нарушения речи, но и способствовать развитию мыслительных процессов, в том числе дивергентного мышления, способности генерировать новые идеи и не останавливаться на нахождении единственно правильного решения задачи или проблемы, что характерно для традиционного, конвергентного типа мышления и на что ориентированы большинство учебных пособий. Ведь дети, испытывающие стойкие трудности в обучении, также как и их более успешные сверстники хотят быть первооткрывателями и исследователями. Так давайте же, в меру своих возможностей, поможем им это осуществить.

Ниже мы приведем примеры некоторых заданий, разработанных нами с использованием приемов ТРИЗа и применяемых на занятиях по развитию связной речи.

1. "Волшебный телевизор".

Цели:

  • научить детей воспринимать мир системно;
  • способствовать расширению словарного запаса;
  • закреплять умение строить самостоятельные связные высказывания.

Ход игры: выбирается объект и производится его рассмотрение по 9 экранам системного оператора. Например, объект "дерево":

 

На первых занятиях проводится коллективная работа под руководством педагога, на последующих занятиях дети уже самостоятельно составляют небольшие рассказы. Им под силу отразить в своих рассказах изменения, которые произошли с объектом, если изменился один из элементов системы (экран).

2. "Перевирание сказки".

Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Не Желтая, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И так далее.

3. "Сказка наизнанку".

Это один из вариантов игры в " перевирание" сказок. Он состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.

Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.

Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов:

Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха:

4. "Салат из сказок".

В этой игре используются образы из двух различных сказок, а задача детей подумать и рассказать как будут развиваться события в данном случае.

Например, - Что произойдет, если Золушка выйдет замуж за Синюю Бороду ;

- Или что произойдет, если Буратино очутится в домике Семи Гномов.

Во всех приведенных выше играх выступали, хотя и в вывернутом наизнанку, забавно переиначенном виде, старые сказки, открыто назывались и использовались известные персонажи. Темы сказок перемежались, использовалась сила инерции привычных сюжетов, не вырванных из родной стихии. Далее мы предлагаем продолжить работу со сказками с помощью карт Проппа. Этот исследователь выделил ряд функций, присутствующих в сказках и на их основе мы можем строить бесконечное множество уже самостоятельных рассказов. Мы выбрали из множества функций, выделенных Проппом 20 и изготовили 20 карт, на каждой из которых значится краткое название соответствующей функции (смотри Приложение).

Далее мы предлагаем детям придумать рассказ, построенный по системе "пропповского ряда", из двадцати "пропповских карт". Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Иногда на мысль о сказке может навести одна единственная карта. Так, карта с изображением "волшебных даров" привела одного из детей к истории о ручке, которая сама делает уроки.

5. "Бином фантазии".

Для этой игры мы просим детей назвать два любых слова и начинаем "сочленять", а уже из этого строим рассказ. Например, возьмем слова "шкаф" и "кот". Сочленить мы их можем следующим образом:

  • кот со шкафом
  • шкаф кота
  • кот на шкафу
  • кот в шкафу

и т.д.

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.

6. "Что было бы если:"

Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации. Примеры ситуаций:

  • к вам в дверь постучал крокодил;
  • на земле исчезли все кошки;
  • на земле исчезла вода

и т.д.

7. "Цепочка ассоциаций".

Эта игра учит искать неочевидные связи между совсем разными предметами, явлениями. Учит размышлять, учит поиску, работе со словами, в конечном счете лучшему владению языком.

Проводится эта игра так. Логопед задает два слова, первое и последнее. Дети должны заполнить пропущенные места словами, связанными определенным смыслом между собой.

Например: река : : тарелка. Пропущено два слова. Попробуем найти связь таким образом: река-вода-суп-тарелка. Из реки взяли воду, чтобы сварить суп. Суп налили в тарелку.

Можно пропустить не два слова, а 3, 4, 5.

8. "Исключение лишнего слова".

Учитель называет три слова: солнце, помидор, собака. Дети должны исключить одно слово, причем принцип по которому они это сделают, они должны выбрать сами. Они могут предложить исключить помидор, так как это слово начинается с буквы "П", остальные слова начинаются с буквы "С". Или могут предложить исключить слово собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы. Могут предложить такой вариант: в словах собака солнце - 6 букв, а в слове помидор - 7, следовательно, можно исключить помидор по такому признаку и т.д.

9. "Составление предложений".

Три человека по очереди называют 3, 5, 6, и т.д. слов, не связанных между собой по смыслу. Например: карандаш, гриб, труба. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно бы включали в себя три этих слова. (Можно менять их падеж). Предложения могут включать в себя любые другие слова. (Винни-Пух застрял в трубе, когда полез в нее за карандашом, а кролик принес ему гриб, чтобы Винни подкрепился. В магазине продавали три точилки: в виде гриба, карандаша и трубы.)

10. "Игра на внимание".

Учитель поочередно указывает на детей и повторяет как бы механически: рыбы, звери, птицы, рыбы, звери, птицы:и вдруг обращается (неожиданно) не по очереди к кому-нибудь: "звери". Тот, к кому обратились, должен в течение 2-3 секунд назвать зверя.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Карты Проппа

1 предписание или запрет 11 победа
2 нарушение 12 возвращение
3 вредительство или недостача 13 прибытие домой
4 отъезд героя 14 ложный герой
5 задача 15 трудные испытания
6 встреча с дарителем 16 беда ликвидируется
7 волшебные дары 17 узнавание героя
8 появление героя 18 ложный герой изобличается
9 сверхъестественные свойства "антигероя" 19 наказание "антигероя"
10 борьба 20 свадьба

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Белопольская Н.Л. Учебная мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психического насыщения // Дефектология.1975. №1.

2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М., 1986.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.-М., 1986.

4 Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, И.А.Цыпиной / НИИ дефектологии АПН СССР.- М., 1984.

5. Киплинг Р. Вот так сказки!- М.,1991.

6. Липницкая И.А. Некоторые приемы ТРИЗа на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 1999. №1.

7. Ломова В.А Азбука ТРИЗ для старшеклассников. Алматы. 1997.

8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры., М., 1990.

9. Психологический словарь/ В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.М.Ломова и др. - М.,1983.

10. Психология одаренности детей и подростков / Под ред.Н.С.Лейтеса.-М.,1996.

11. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. Алма-Ата, 1982.

12. Фриман Д. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет / Пер. с англ.- М., 1995.

13. Шаморина Е.В. Формирование познавательной деятельности млаших школьников с задержкой психического развития // Начальная Школа. 2003. №8.

14. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М., 1974.