Урок проводится на базе компьютерного класса: 15 рабочих мест ученика, 1 рабочее место учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор. Компьютеры объединены в локальную сеть, настроенную таким образом, что учитель со своего рабочего места может управлять работой ученических компьютеров, в частности проецировать изображения с ученических компьютеров на интерактивную доску.
Для проведения урока используется ресурс Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов электронное издание (мультимедийный компакт-диск) «Математика 5-11» №22737 Материалы урока подготовлены в категории АВТОРСКИЕ УРОКИ. Все задания, кроме устных, выполняются обучающимися на компьютерах.
Цель: формирование умений самостоятельного построения точек и фигур на координатной плоскости.
Тип: урок применения знаний, навыков и умений.
План урока:
- Сообщение темы, задач урока, комментарий учебной деятельности на уроке (2 минуты).
- Устная работа (8 минут).
- Практическое задание 1 (8 минут).
- Практическое задание 2 (15 минут).
- Комментарий и оценка домашних самостоятельных работ учащихся (5 мин).
- Подведение итогов урока (2 минуты).
Ход урока.
Перед началом урока учащимся раздаются карточки с заданиями. Практическая работа проходит по двум вариантам.
I.
Учитель. Тема нашего урока «Координатная плоскость» и сегодня мы отправляемся в заочное путешествие в Африку. До африканского континента можно долететь на самолете или доплыть на корабле.
Кто желает своими руками построить самолет или корабль, на котором отправится в путешествие?
Приглашаются 2 ученика. (Работы выполняются за компьютерами). Каждый получает индивидуальное задание:
Задание «Самолет».
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
A(6;4), B(4;1), C(1;1), D(2;2), E(0;4), F(-3;1), H(-7;1), G(-9;-1), M(-3;-1), N(1;-3), P(3,-3), K(1;-1), T( 7;-1), S(7;4).
Задание «Корабль».
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
A(-7;-2), B(-9;1), C(-3;1), D(-3;5), E(-1;5), F(-1;1), H(0;1), M(0;4), N(2;4), K(2;1), P(9;1), R(7;-2).
II. Учитель: А сейчас каждый из вас сможет выбрать вид транспорта, на котором доберется до берегов жаркой Африки.
На интерактивной доске изображение координатной плоскости с отмеченными точками. Рядом с каждой из точек находится фигурка самолета или корабля. (Количество точек должно превышать количество учеников)
Учитель: Вам необходимо выбрать фигурку и назвать координаты ее месторасположения.
Задание выполняется по цепочке. Если ученик неправильно называет координаты фигурки, то ему предлагается повторная попытка после всех учеников.
При каждом правильном указании координат фигурки ее изображение исчезает с экрана по клику мыши.
Учитель: Посмотрим, как удалось выполнить свою работу отважному капитану и смелому летчику.
Выполненные задания обучающихся проецируются на интерактивную доску. Учитель комментирует и оценивает работы учащихся.
[ Возможны следующие варианты:
а) Если работа выполнена без ошибок.
Учитель:И пилот и капитан без происшествий добрались до Африки, получают оценки «5» и теперь присоединяются к нам.
б) Если в работе были допущены ошибки.
Учитель: Наш корабль попал в бурю и ему оторвало часть трубы. Капитан неудачно выбрал маршрут. Поэтому получает оценку «4» и т.п.]
Учитель: Всем удалось благополучно совершить путешествие. Но нам предстоит «таможенная проверка багажа». Дайте ответы на следующие вопросы:
- Какие прямые называются параллельными?
- Какие прямые называются перпендикулярными?
- Какой угол называется прямым?
- Какой угол называется развернутым?
- Какой угол называется острым?
- Какой угол называется тупым?
- Как называются оси координат?
- Какой точкой обозначают начало координат?
- Какие координаты имеет точка О?
- Чему равна ордината точки, лежащей на оси абсцисс?
- Чему равна абсцисса точки, лежащей на оси ординат?
[ Для следующих вопросов текст задания проецируется на интерактивной доске: A(5;16), B(-3;6), C(14;0), D(4;-8), E(0;18), F(-3;-8), K(2;2), M(-2;3), N(4;0), 0(0;0), P(1;0), R(-1;1), S(5;-5), T(0;-2), Z(-4;-6).]
- Назовите точки, которые лежат выше оси абсцисс?
- Назовите точки, которые лежат ниже оси абсцисс?
- Назовите точки, которые лежат левее оси ординат?
- Назовите точки, которые лежат правее оси ординат?
- Назовите точки, которые лежат на оси ординат?
- Назовите точки, которые лежат на оси абсцисс?
III. Учитель: Продолжаем наш путь. Нам предстоит выполнить первое практическое задание.
- Внимательно прочитайте его и опишите, что вы должны будете сделать.
Назвать имя точки и в скобках указать ее координаты.) - В каком порядке вы будете указывать координаты?
(Первой записывают абсциссу, а потом ординату.) - На какой из осей вы будете искать абсциссу, а на какой – ординату?
(Абсциссу надо искать на оси ОХ, а ординату – на оси ОY.) - Какие рисунки изображены у вас на координатной плоскости?
(Пальма. Страус.) - Кто знает какие плоды приносит пальма?
(кокосы, бананы, финики) - Что вы знаете о страусах?
(птица, а не летает; быстро бегает; зарывает голову в песок) - Я познакомлю вас с еще одним обитателем Африки – это аист. (рисунок аиста проецируется на экран.) Все знают, что аист живет в средней полосе. Почему же мы встретили его в Африке?
(Аисты зимуют в Африке.)
Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы. А кто хочет выполнить это задание у доски? (Теперь приступайте к выполнению задания.
Вариант I.
Запишите координаты точек. <Рисунок 1>
Вариант II.
Запишите координаты точек. <Рисунок 2>
Индивидуальное задание.
Запишите координаты точек. <Рисунок 3>
Учитель контролирует и при необходимости корректирует работу учащихся. Оценивает первые три работы учащихся, с каждого варианта. Результаты работы обучающихся с компьютеров проецируются на интерактивную доску.
IV. Учитель: Наш путь лежит дальше. А кого встретим, узнаем, выполнив второе практическое задание.
Вариант I.
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
А(-14;-4), B(-13;2), C(-10;5), D(-6;7), E(-2;7), F(3;5), G(4;8), H(7;9), K(10;8), L(11;5), M(13;4), N(14;6), P(13;11), R(14;11), S(15;4), T(11;-1), W(9;0), V(10;2), Z(6;0), A1(3;-3), B1(3;-7), C1 (1;-7), D1 (-3;0), E1 (-1;-7), F1 (-3;-7), G1 (-3;-3), H1 (-7;-3), K1 (-7;-7), L1 (-9;-7), M1 (-10,-3), N1 (-10;-7), P1 (-12;-7), R1 (-14;-2).
Вариант II.
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
A(-9;14), B(-11;13), C(-11;14), D(-10;15), E(-8;16), F(-8;17), G(-6;18),
H(-4;15), K(-5;6), L(-2;13), M(2;13), N(4;8), P(6;13), R(9;13), S(11;7), T(12;0), W(8;-16), V(7;-16), Z(9;-8), A1 (8;-2), B1 (5;-16), C1 (4;-16), D1 (5;-9), E1 (5;-2), F1 (1;-4), H1 (-5;-3), K1 (-6;-16), L1(-7;-16), M1 (-8;-2), N1 (-8;-16), P1 (-9;-16), R1 (-11;0), S1 (-11;5).
Индивидуальное задание.
Отметьте на координатной плоскости точки и последовательно соедините их друг с другом:
A(-8;4), B(-6;6), C(-3;6), D(-1;5), E(1;5), F(3;6), H(4;6), G(5;7), K(5;6), L(7;5), M(8;3), N(9;2), P(8;0), R(6;-1), S(4;0), T(3;1), W(2;3), V(1;-3), Z(1;-1),A1(0;-3), B1(-1;-3), C1(-1;-1), D1(-2;-2),
E1(-4;-1), F1(-5;-3), H1(-6;-3),G1(-6;-1), K1(-7;-3), L1(-8;-3), M1(-8;-1), N1(-9;1).
Учитель контролирует и по мере необходимости корректирует работу учащихся. Все выполненные работы учащихся демонстрируются и оцениваются.
По ходу выполнения задания ребята будут высказывать предположения о том, какое животное у них получается. И когда они догадаются, можно задать вопрос:
- А что вы знаете об этих животных?
( 1. Слон самое большое животное на земле; вместо носа у него хобот и т.д.
2. У верблюдов есть горб; они бывают одногорбые и двугорбые, очень долго могут обходиться без воды и т. д.
3. Бегемот очень большое животное; боится жары и много времени проводит в воде и т.д.)
V. В качестве домашнего задания к уроку ученикам было предложено самостоятельно выполнить рисунок на координатной плоскости, обозначить точки, образующие его и записать координаты этих точек.
Каждая работа демонстрируется классу. При оценке обязательно обратить внимание не только на правильность выполнения задания, но и на качество оформления рисунка.
VI. Учитель: Подведем итоги урока.
- Какой теме был посвящен урок?
(Координатная плоскость.) - Что мы делали на уроке?
(Путешествовали в Африку… Строили по точкам рисунки. Определяли координаты точек.) - Как мы работали на уроке?
(Самостоятельно, иногда с помощью учителя.) - Как вы оцениваете свою работу?
- Вы получили следующие оценки …