Роль игры "Зарница" в патриотическом воспитании учащихся

Разделы: ОБЖ


Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В 8-11 классах проходят разнообразные по форме и содержанию мероприятия: фестиваль инсценированной солдатской песни, “ А ну-ка парни” , Военно-спортивная игра “Зарница”. В 5-8 классах проводится конкурс плакатов “Ими гордится наша страна”.
Особое место в этой работе отводится военно-спортивной игре “Зарница”.
Основная задача «Зарницы» — создание крепких, целеустремленных коллективов. В отряде каждый имеет дело, каждый владеет специальностью, все дружны — иначе нет победы. Интерес ребят к «Зар­нице» подтверждается их инициативой, выдумкой, само­стоятельностью.

УЧАСТНИКИ   ИГРЫ

В игре «Зарница» участвуют  отряды 8— 11 классов.
Отряды организуются из учащихся од­ною класса. Рекомендуется в составе отряда иметь три звена, по 7—10 юнармейцев в каждом.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

В  содержание игры входят мероприятия военно-патриотического и военно-спортивного   характера,   состоящие из  соревнований между звеньями и отрядами,  соревнований   по   специальностям,  эстафет,  викторин, игр и занятий на местности, знакомства с историей и  уставами  Вооруженных Сил,  задачами гражданской обороны.

ЭСТАФЕТЫ, ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ

Большой популярностью  пользуются эстафеты, игры, конкурсы, викторины, в которых прове­ряются зарничные знания, навыки, готовность ребят к оперативно-тактическим играм на местности.
«Зарничка»

Игра проводится по типу эстафеты со следующими этапами:

  • построение отрядов и доклады командиров о го­товности к игре;
  • подтягивание на перекладине, отжимание на скамейке;
  • сматывание в клубок 20 м шнура;
  •  очистка трех картофелин;
  • набрасывание пяти обручей на стойку;
  • ответы на вопросы викторины
  • рисунок на заданную тему;
  • исполнение на  барабане определенного сигнала;

— построение отрядов, доклады командиров об окончании игры.

Игра «Прорваться в тыл»

В игре участвуют два отряда: «зеленые» и «синие». Отряд «зеленых» обороняет участок протяженностью 120—150 м с четко обозначенными гра­ницами. Задача — не допустить проникновения «синих» в тыл.
Перед отрядом «синих» ставится задача: двигаться цепью с рубежа, удаленного на 400—600 м от оборо­ны, скрытно пройти в тыл «зеленых».
У каждого юнармейца на рукаве повязка соответ­ствующего цвета.
В течение. 15—20 мин идет подготовка к игре. «Зе­леные» устраивают «засады», наблюдательные пункты, рассредоточиваются, маскируются, организуют связь, а отряд «синих» занимает исходный рубеж для движения. Командир отряда разрабатывает план действий.
Отряд развертывается в цепь.
Игра начинается по сигналу руководителя и продол­жается 20 мин точно до сигнала. Затем отряды меняют­ся местами.
Выигрывает отряд, у которого больше юнармейцев прорвалось в тыл.
Руководителю игры помогают три посредника.
Основные правила: наступающий считается выведен­ным из строя, если его запятнал (прикоснулся рукой) находящийся в обороне. Выведенный из игры отдает свою повязку и следует к посреднику. За границами района игры нападать запрещается.

Санитарные посты

В соревнованиях участвуют санитарные посты в со­ставе четырех человек. Местом соревнований служит специально приготовленная трасса. Ее необходимо пре­одолеть в установленное контрольное время с наимень­шим количеством ошибок на пунктах проверки санитар­ной подготовки.
На старт санпост выходит с оснащением, необходи­мым для оказания первой медицинской помощи (сани­тарная сумка). Приняв рапорт, судья проверяет пра­вильность оснащения сумки и вручает командиру поста азимут 1-го пункта. Пост начинает движение по азимуту.
Пункт первый. Оказание первой медицинской помощи «пострадавшему» при переломах и кровотечениях.
Пункт второй. Транспортировка «пострадавшего» на пункт сбора.
Пункт третий. Спасательная станция. Правила выно­са «утопающего» из воды, оказание первой помощи «то­нущему».
Пункт четвертый. Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, солнечных и тепловых уда­рах.
Пункт пятый. «Аптека в лесу». Санитары рассказывают о  местных лекарственных растений и  о способах их применения.
Финиш. Командир санпоста докладывает о выполне­нии задания и сдает маршрутный лист, в котором на каждом пункте проставлены отметки за правильность выполнения заданий по 5-балльной системе.

«Меткий огонь» (викторина для стрелков)

  1. Назовите оружие, которое применялось для стрель­бы в древности.
  2. В связи с чем в середине XVI века возросла роль ручного огнестрельного оружия?
  3. Когда появились мушкеты и какое преимущество они имели перед пищалями?
  4. Принципиальные отличия кремниевого замка от фитильного?
  5. Принципиальные отличия фузеи от мушкета? Ког­да и кто ввел на вооружение русской армии фузеи?
  6. Назовите состав дымного пороха, применявшегося в конце XVIII века.
  7. Когда и по чьей инициативе в Туле был построен оружейный двор?
  8. Принципиальные отличия гладкоствольного оружия от нарезного?
  9. Какое оригинальное устройство имела казачья вин­товка, созданная в 1783 году тульским оружейником Цыгаевым?
  10. С какими событиями было связано перевооруже­ние в 1856 году русской армии нарезным оружием — 6-линейной винтовкой?
  11. Когда произошло перевооружение русской армии казнозарядным оружием? Назовите принцип устройства этого способа заряжания.
  12. Роль В. Л. Чебышева в разработке нового огне­стрельного оружия?
  13. Откуда пошло название винтовки «берданка» и какова дальность ее стрельбы?
  14. Кто автор трехлинейной винтовки образца 1891 года? Что вы знаете об этом человеке?
  15. Кому принадлежит основная заслуга в создании русского образца пулемета «максим» образца 1884 года?
  16. Какой вклад в развитие стрелкового оружия внес В. Г. Федоров?
  17. Назовите русских и советских конструкторов автоматического стрелкового оружия.
  18. Когда был принят на вооружение ручной пуле­мет Максима Токарева?
  19. Назовите вес без патронов ручного пулемета ДП.
  20. В каком году была проведена модернизация руч­ного пулемета ДП?

Ответы

  1. Праща, лук, самострел, арбалет, крепостная пи­щаль.
  2. В' связи с реорганизацией русской армии, прове­денной Иваном IV. В это время началась организация регулярного .войска, вооруженного огнестрельным ору­жием.
  3. В начале 16 века на вооружении пехоты появились более мощные фитильные ружья по сравнению с пища­лями — мушкеты. Мушкет обладал большей меткостью на дальностях до 150—200 шагов и более высоким убой­ным действием пули.
  4. Пользование фитильным замком с постоянно за­жженным фитилем приводило к случайным воспламене­ниям пороха на полке, демаскировало укрытого стрелка ночью. Фитильный замок оказывался очень чувствитель­ным к влаге и действовал безотказно только в сухую погоду. Применение кремниевых замков избавляло стрелков от этих неудобств.
  5. В 1706—1709 годах по инициативе Петра I было проведено полное перевооружение русской армии новы­ми ударно-кремневыми ружьями — фузеями. По срав­нению с мушкетом фузея имела меньшие калибр и дли­ну, что способствовало уменьшению ее веса и действия отдачи при стрельбе. Сокращение длины фузеи делало се также более удобной при заряжании, особенно при малом росте стрелка.
  6. 75% селитры, 10% серы, 15% угля.
  7. В 1705 году по инициативе Петра I.
  8. Обеспечить плотную загонку пули в гладкостволь­ных ружьях было трудно, так как этому препятствовал нагар, образующийся от дымного пороха. В нарезном стволе нагар свободно помещался в нарезах. По этой причине в нарезных ружьях первоначально делали боль шое число сравнительно мелких прямых нарезов. В XVI веке было создано оружие с винтовыми нарезами, благодаря чему значительно лучше разрешалась задача повышения дальности и меткости стрельбы.
  9. Стремясь облегчить распространенный в то время способ заряжания нарезного оружия, Цыгаев сделал в канале ствола полигональные нарезы, имевшие в попе­речном сечении форму правильного треугольника. Вра­щательное движение пули в таком стволе происходило без врезания пули в нарезы.    Такие нарезы позволяли получить более высокую начальную скорость пули и меткость стрельбы, так как устранялось явление срывов пули с нарезов, происходившее в то время в обычных винтовках при больших скоростях пули.
  10. Русская армия в Крымской войне 1853—1856 го­дов, вооруженная преимущественно гладкоствольным оружием, вынуждена была вести неравную борьбу с со­юзными англо-французскими войсками, в распоряжении которых находилось преимущественно нарезное оружие. Началом перевооружения русской армии явилось введе­ние в 1856 году стрелковой винтовки. Ее калибр был принят равным 6 линиям (15, 24 мм).
  11. Резкое увеличение скорострельности нарезного оружия стало возможным в связи с введением в 60.-х годах XIX века унитарных патронов и заряжания с казенной части, что привело к значительному сокраще­нию приемов перезаряжания оружия, а значит, и необхо­димого для этого времени, В России перевооружение казнозарядным оружием совпало с реформой 1861 го­да — периодом реорганизации военной промышленно­сти на капиталистических началах. Скорострельность винтовок, заряжаемых с казенной части, намного превысила скорострельность винтовок, заряжаемых е дула.
  12. Большой вклад в развитие оружейной техники в России внес известный ученый и талантливцй конструк­тор В. Л. Чебышев. Он сделал первую в России попытку дать теоретическое обоснование разработке огнестрель­ного оружия.
  13. В 1870 году на вооружение русской армии была принята винтовка конструктора Бердана № 2. В ней впервые был применен скользящий затвор, обеспечивав­ший быстрое и надежное действие механизмов при стрельбе. «Берданки», считавшиеся лучшими по тому времени, имели прицел для стрельбы до 1500 шагов, в дальнейшем с применением бокового прицела дальность стрельбы была увеличена до 2250 шагов.
  14. Сергей Иванович Мосин (1849—1902). Конструк­торскую деятельность по созданию магазинных винтовок начал в 1882 году. После создания винтовки образца 1891 года руководил работами по организации ее мас­сового выпуска на русских заводах. В 1894 году был назначен начальником Сестрорецкого оружейного за­вода.
  15. Основная заслуга в создании русского образца пулемета «максим» принадлежит И. А. Пастухову и П. П. Третьякову.
  16. Основоположник русской школы автоматического оружия Владимир Григорьевич Федоров в 1907 году со­здал автоматическую винтовку, а в 1916 году первый русский автомат.
  17. Ф. В. Токарев, В. А. Дегтярев, В. Г. Федоров, А. А. Благонравов, И. Н. Колесников, С. Г. Симонов, Г. С. Шпагин, А. И. Судаев, С. В. Владимиров, П. М. Го­рюнов, Б. Г. Шпитальный, И. А. Комарицкий и другие.
  18. В мае 1925 года.
  19. 10,5 кг.
  20. В 1944 году. Модернизированный пулемет Дегтя­рева ДП, названный ДПМ, поступил на вооружение пе­хоты Советской Армии. Благодаря проведенным усовер­шенствованиям он стал еще более надежным и безотказ­ным в действии, более удобным в обращении и устой­чивым при стрельбе.

Викторина «01»

  1. Почему горящий керосин  или бензин нельзя ту­шить водой?
  2. Нужно ли выбивать стекла в доме или квартире во время пожара?
  3. Какая бочка опаснее: наполненная бензином или порожняя из-под бензина?
  4. Иногда говорят: «Бензин загорелся». Правильно ли это выражение?
  5. Назовите несколько огнегасительных средств, при­ меняемых при тушении пожара.    

  6. Почему для тушения пожара   может применяться азот?
  7. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать электрический свет?
  8. Почему в детских учреждениях выходы из поме­щений устраиваются открывающимися наружу? 
  9. Сколько времени продолжался  знаменитый  мо­сковский пожар во время нашествия Наполеона?
  10. В полдень разразилась гроза. От грозового раз­ряда загорелась конюшня. Что нужно было сделать, что­бы не допустить пожара?
  11. В каких случаях для тушения пожара применяет­ся авиация?

Ответы

  1. Удельный вес керосина и бензина легче, чем воды. Поэтому, попадая на поверхность этих жидкостей, вода опускается вниз, не оказывая должного огнегасительного действия.
  2. Нельзя. Через разбитые оконные проемы в помеще­ния будет поступать воздух, содержащий кислород, что способствует усилению горения.
  3. Опаснее порожняя бочка. Внутри ее может обра­зоваться взрывоопасная концентрация паров бензина и воздуха.
  4. Бензин не горит. Горят его пары в смеси с воз­духом.
  5. Огнегасительиыми средствами являются: вода, воздушно-механическая и химическая высокократная пе­ны, углекислый газ, азот, водяной пар, огнегасительные составы, песок, мел и др.
  6. Азот является инертным газом. Он снижает содер­жание кислорода в воздухе, в результате чего прекра­щается горение.
  7. При пользовании электрическим выключателем, штепсельной розеткой может вспыхнуть искра и про­изойти взрыв газа.
  8. Чтобы в случае возникновения пожара в дверях не создавалась давка из-за большого скопления детей.
  9. Этот пожар длился пять суток.
  10. Главным образом для тушения лесных пожаров: с самолета можно быстро обнаружить их очаг. Кроме того, самолет доставляет к месту лесного пожара пара.

Смотр строя и песни

Отряд  в полном составе выстраивается и две шеренги. Командир отряда докладывает о готов­ности к смотру, а затем подает команды для перестро­ения отряда.
Жюри оценивает: ответ на приветствие; дисциплину строя; внешний вид участников;  перестроение из одной ше­ренги в две и обратно; размыкание и смыкание строя; повороты на месте, повороты в движении; движение строевым шагом; исполнение песни и речевки в дви­жении.
Члены жюри оценивают действия  по пятибалльной системе, с точностью до десятых. Оценки сум­мируются и делятся на количество судей. Лучшим является отряд, набравший большее количество очков.
«Шифровка»

Команда должна расшифровать шифровку по номеру буквы алфавита (1-А, 2-Б, …, 33-Я) за определенное время. За каждую неправильно отгаданную букву – штраф + 5 секунд. Лучший балл - за меньшее время с учетом штрафного времени.

Войсковые звания, рода войск

Командам раздаются чистые листы и ручки. Команда должна за определённое время вспомнить и записать войсковые звания, от «рядового» до «генерал армии», и рода войск - за 1 минуту. Лучший балл - за правильность последовательности званий и большее количество званий, большее количество родов войск.

«Символы России» - конкурс болельщиков.

1. Участникам команд (и их болельщикам) необходимо написать основные государственные символы Российской Федерации.

  • Государственный гимн Российской Федерации
  • Государственный герб Российской Федерации
  • Государственный флаг Российской Федерации

2. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России). Красный цвет – державность (смелость, великодушие). Время выполнения задания 5 - 6 минут, за правильное выполнение задания команда болельщиков получает 10 баллов (с учетом правильности ответов). Лучший балл – за большее количество баллов.

«Меткий стрелок»

Каждый член команды бросает заранее подготовленные снежки в цель (мишень 80*80 см). Каждый член команды выполняет по одному метанию в цель. Метание производится с определенного расстояния по очереди. Лучший балл зарабатывает команда, набравшая больше очков.

«Бег с препятствиями»

Каждый участник команды по очереди пробегает полосу препятствий (кочки) (покрышки от колес машин). Лучший балл (за самое меньшее время) присуждается той команде, которая правильно и быстро прошла дистанцию. Каждый штраф (упал, не попал ногой в колесо – плюс 5 секунд). Учитывается порядок прохождения дистанции (финиш первого-старт второго).