Красная Армия в 30-е годы XX века

Разделы: История и обществознание


Цели урока:
образовательная:
Дать учащимся знания  об истории  Красной Армии в 20-ые-30-ые годы, познакомить учеников  с наиболее талантливыми представителями военной элиты 30-х годов, чья деятельность, взгляды и идеи во многом определили будущие победы Советской армии, но  не были по-достоинству оценены сталинским руководством.
воспитательная:
Воспитание у учащихся отрицательного отношения к  тоталитарному режиму. Показать как опасно отсутствие демократических институтов и утверждение культа одного человека для  общества и государства.
развивающая:
Научить учащихся критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
различать в исторической информации факты и мнения,
овладение  учащимися умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

Оборудование урока:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийная презентация  «Красная Армия в 30-ые годы 20 века» (Приложение 1)
  3. Пакеты документов с вопросами для их анализа (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)

План изучения новой темы:

  1. Какие перемены происходят  в  советских вооружённых силах  в  30-ые годы в связи с нарастанием агрессивных намерений вероятных противников СССР?
  2. Наиболее видные представители военной элиты 30-х годов, их взаимоотношения.
  3. Начало репрессий в армии. В чём подлинная причина репрессий? Почему Сталин не побоялся накануне войны уничтожить лучших командиров Красной армии?

Изучение нового материала

1. Какие перемены происходят  в  советских вооружённых силах  в  30-ые годы в связи с нарастанием агрессивных намерений вероятных противников СССР
       Рассказ учителя:
Во второй половине 1930-х тт. Красная Армия переживала серьёзные перемены. Происходили глубокие изменения в структуре советских Вооружённых Сил. По мере нарастания военной опасности росла численность и техническая оснащённость Рабоче-крестьянской Красной Армии. Если к началу 1930-х гг. по качеству вооружений она находилась на уровне Гражданской войны, то к концу этого десятилетия положение коренным образом изменилось.
а) Превращение СССР в индустриальную державу позволило оснастить армию достаточным количеством современного оружия.           
б) До середины 1930-х гг. РККА строилась на основе смешанной системы. Из-за ограниченности финансовых средств и материальных ресурсов наша страна не могла содержать многочисленную кадровую армию.
Если к концу Гражданской войны в армии служили 5 млн. чел., то после военной реформы середины 1920-х гг. в ней осталось около 600 тыс. красноармейцев и командиров. В 1930-е гг. численность военнослужащих медленно росла. Но хорошо обученные кадровые дивизии составляли лишь небольшое ядро армии, а остальные дивизии являлись территориальными, т.е. комплектовались из граждан, призываемых на краткосрочную ванную подготовку. Бойцы терчастей основную часть времени работали в народном хозяйстве и раз в несколько лет проходили военные сборы. Естественно, что уровень боевой подготовки терчастей был значительно ниже, чем кадровых. Это показали первые же военные конфликты, в которых им довелось участвовать.
«Наши территориальные дивизии были подготовлены из рук вон плохо, — вспоминал маршал Г.К.Жуков. — Людской материал, на котором они развёртывались до полного состава, был плохо обучен, не имел ни представления о современном бое, ни опыта взаимодействия с артиллерией и танками. По уровню подготовки наши территориальные части не шли ни в какое сравнение с кадровыми».
В условиях приближавшейся войны такое положение не могло быть терпимо. Требовалось перевести всю армию на кадровое положение (завершено в 1939 г:  введена всеобщая воинская обязанность).
в) Для эффективного использования новых возможностей следовало также повысить профессиональный уровень командиров Красной Армии.
В 1935 и 1936 гг. на Украине и в Белоруссии прошли грандиозные военные манёвры, в ходе которых отрабатывалось взаимодействие различных родов войск, впервые в таких масштабах использовались танки, авиация, воздушно-десантные войска. Приглашённые на маневры военные представители европейских стран были поражены размахом учений, чёткостью и слаженностью действий войск. Украинским военным округом командовал Иона Эммануилович Якир (Слайд №12), а Белорусским — Иероним Петрович Уборевич (Слайд №13) Это были активные участники Гражданской войны, успешно командовавшие дивизиями и армиями, а в мирный период ставшие военачальниками крупного масштаба.
г) В 1935 т. учреждаются персональные воинские звания, вводится новая форма и знаки различия. (Слайд №2)
Высшее воинское звание «маршал Советского Союза» было присвоено пяти наиболее популярным военачальникам: К.Е.Ворошилову, С.М.Будённому, М.Н.Тухачевскому, А.И.Егорову и В.К.Блюхеру. (Слайд №3)
Пятеро стали командармами 1-го ранга: И.П.Белов (Слайд №9), С.С.Каменев(Слайд №10), Б.М.Шапошников (Слайд №11), И.Э.Якир (Слайд №12), И.П.Уборевич(Слайд №13).

Кроме пяти маршалов и пяти командармов 1-го ранга звания высшего комсостава были присвоены еще примерно 750 военнослужащим. (10 человек стали командармами 2-го ранга, 62 — комкорами, 201 — комдивами, 474 — комбригами). Именно эти люди должны были в будущей войне командовать бригадами, дивизиями, корпусами, армиями и фронтами. Кроме того, в высшем начальствующем составе насчитывалось 16 армейских комиссаров 1-го и 2-го рангов, 30 корпусных, 130 дивизионных и 304 бригадных комиссаров; коринженера, 16 дивинженеров, 100 бригинженеров, коринтенданта, 23 дивинтенданта, 44 бригинтенданта; 1 рмвоенюрист, 3 корвоенюриста, 21 диввоенюрист, 99 бригвоенюристов и 84 военврача.
Однако большинству из них не пришлось участвовать в Великой Отечественной войне, т.к. они погибли в годы «ежовщины».
д) Растущая армия нуждалась в квалифицированных офицерах. Для их подготовки в 1930-е гг. была расширена сеть военно-учебных заве­дений. 
         Открывались новые военные академии:
артил­лерийская, военно-инженерная, военно-химическая, электротехническая, а также академия механизации и моторизации. В 1936 г. начала работу Военная акаде­мия Генерального штаба РККА, предназначенная для подготовки высшего командного состава.
К началу 1937 г. кадры для армии готовили 12 военных академий и 1 ветеринарный институт, где одновременно обуча­лись 11 тыс. слушателей.
За 12 предшествующих лет академии подготовили 13 тыс. командиров и других специалистов с высшим военным образованием, а во­енные школы — 134 700 младших офицеров. В итоге к началу 1937 г. в РККА было 206 тыс. лиц командного и начальствующего состава. Из числа командного, военно-технического и медицинского состава 90% имели законченное военное образование, а среди военно-административного и политического состава уровень образования колебался от 43 до 50%.
Цифры, характеризовавшие образовательный уровень комсостава, были хорошими, но в последующие годы, когда его численность выросла в несколько раз, а на старые кадры обрушились репрессии, эти показатели значительно ухудшились.

2. Наиболее видные  представители военной элиты 30-х годов, их взаимоотношения.
Работа по презентации (Приложение 1)
Учитель предлагает ученикам назвать фамилии тех военачальников, о которых они слышали  и что-то о них знают. Затем учитель знакомит класс с остальными. Отмечает, какие должности занимал каждый из них в 20-30-ые годы, кто  был репрессирован, как сложилась судьба тех, кто избежал репрессий.
К.Е. Ворошилов (1881-1969) -  В годы гражданской войны комиссар 1ой Конной армии. В 1925-1934 гг. – нарком по военным и морским делам (до 1925г. этот пост занимал  Л.Д.Троцкий (1879-1940) ) , председатель РВС СССР. 1934-1940 – нарком обороны СССР, с 1940 –заместитель председателя Совнаркома. В годы Великой Отечественной войны – член ГКО и представитель Ставки Верховного Главнокомандующего на ряде фронтов. В начале войны проявил полную неспособность руководить войсками. В 1953-1960 гг – Председатель Президиума, а с 1960 года – член Президиума Верховного Совета СССР.
С.М.Будённый (1883-1973) – В Гражданскую войну командовал 1-й Конной Армии (1919-1923). Позже на командных должностях  в Красной Армии, заместитель и первый заместитель наркома обороны. В 1941-1942 гг. – командовал войсками ряда фронтов и направлений, затем – кавалерией Красной Армии. С января 1943 командующий кавалерией Советской Армии и чл. Высшего военного совета Министерства Вооруженных Сил СССР, а в 1947-53 одновременно зам. министра сельского х-ва по коневодству. С мая 1953 по сентябрь 1954 инспектор кавалерии.
Егоров А.И. (1883-1939) – Окончил Юнкерское пехотное училище. Участник Первой мировой войны (полковник). После октябрьской революции перешёл на сторону  советской власти. Участник Гражданской войны. Затем начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны СССР. Маршал Советского Союза. Расстрелян с группой военачальников. Реабилитирован посмертно.
В.К.Блюхер (1890-1938) – В1920-1922 гг. – военный министр и главнокомандующий Народно-революционной армией Дальневосточной республики. Первый кавалер ордена Красного Знамени. После Гражданской войны – на высших командных постах в армии. В 1929-1938 гг. – командующий Отдельной Дальневосточной армией. В 1938 г. арестован и расстрелян
М.Н.Тухачевский (1893-1937) – Из дворян. Окончил военное училище. Участник  Первой мировой войны (гвардии подпоручик). Сначала 1918г. – в Красной Армии. После Гражданской войны 1918-20 принимал деятельное участие в проведении Военной реформы 1924-25. Был начальником Военной академии РККА (1921), командующим войсками Западного военного округа, с 1924 помощник начальника, а с ноября 1925 по май 1928 начальник Штаба РККА.
С мая 1928 по июнь 1931 командовал войсками Ленинградского военного округа. С 1931 заместитель председателя Реввоенсовета СССР, начальник вооружений РККА, с 1934 заместитель наркома обороны, с 1936 1-й заместитель наркома обороны и начальник управления боевой подготовки.
Сыграл большую роль в техническом перевооружении Красной Армии, изменении организационной структуры войск, в развитии новых родов войск и видов вооруженных сил - авиации, механизированных и воздушно-десантных войск, ВМС, в подготовке командного и политического состава.
Был инициатором создания ряда самостоятельных военных академий - механизации и моторизации и др.
Автор многих книг, статей и докладов, содержащих систему стратегии, взглядов на современную войну и оказавших значительное влияние на развитие военной мысли и практику военного строительства. Внёс вклад в разработку стратегии, оперативного искусства, тактики и военной науки в целом; подчёркивал необходимость готовить армию к длительной затяжной войне.
Деятельность Тухачевского, особенно на постах начальника вооружений и заместителя наркома обороны, имела важное значение в области организационной и технической подготовки Вооруженных Сил СССР к будущей войне. В мае 1937 года Тухачевский был арестован по обвинению в организации заговора в РККА. 11 июня Тухачевского приговорили к расстрелу, казнь состоялась на следующий день.
В 1957 году Тухачевский был реабилитирован.
Белов И.П. (1893-1938)–  командарм 1-го ранга (1935). Сын крестьянина-бедняка. Участник 1-й мировой войны, унтер-офицер. В 1919 главнокомандующий войсками Туркестанской республики. Успешно боролся с басмаческими отрядами, применяя против них их же террористические методы. В 1938 на посту командующего войсками Белорусского военного округа арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян. В  1956 реабилитирован.
Каменев С.С.(1881-1936) –  Командарм 1-го ранга (1935). Член КПСС с 1930. Родился в семье военного инженера. Окончил Александровское военное училище (1900) и Академию Генштаба (1907). Во время 1-й мировой войны 1914—18 на штабных должностях. В начале 1918 добровольно вступил в Красную Армию.  С 1918 по 1919 успешно командовал войсками Восточного фронта , затем при обороне и наступлении против войск Колчака в 1919. С 1919 по 1924 — главнокомандующий вооруженными силами Республики. С 1934 начальник управления ПВО и одновременно  член Военного совета при Наркомате обороны СССР. Скончался 25 августа 1936 года от сердечного приступа. 
Б.М. Шапошников (1882-1945) – На военной службе с 1901 г. Участник Первой мировой войны (полковник), в Красной Армии с 1918 г. В годы Гражданской войны и после её окончания – на штабной и военно-преподавательской работе. Во время Великой Отечественной войны – начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны. Маршал Советского Союза. Внёс значительный вклад в теорию и практику строительства Вооружённых Сил СССР.
И.Э.Якир (1896-1937)–  Участник Гражданской войны. В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. 12 лет командовал Украинским военным округом. За долгий срок он хорошо изучил всех командиров корпусов, дивизий, бригад и полков, был знаком с их семьями, постоянно находился в курсе их служебных и житейских проблем. Со многими подчинёнными у командующего установились неформальные приятельские и дружеские отношения. Якир старался не брать в свой округ чужаков, особенно конармейцев. Многие подчинённые были преданы своему командующему и готовы идти за ним в бой. В 1935—1936 гг. в Политбюро принимались решения о назначениях Якира и Уборевича, как наиболее талантливых командующих войсками двух ведущих военных округов, на высшие должности в центральном аппарате НКО. Якир отказался от должности начальника Генштаба. Репрессирован в 1937г
И.П.Уборевич (1896-1937) - Участник Гражданской войны. В конце 1920-х гг. учился в немецкой военной академии. В 1930 г. был назначен 1-м заместителем наркома по военным и морским делам. Затем командующий Белорусским военным округом.  Прирождённый командир, воспитатель войск, Уборевич внедрял в боевую подготовку все новейшие достижения военной науки и практики, терпеть не мог самодовольных неучей, не желавших повышать свой профессиональный уровень, единственным достоинством которых было рабоче-крестьянское происхождение. Он всячески настаивал на необходимости постоянной учёбы, требовал воспитывать культурного командира, чем вызывал крайнее раздражение у бывших фельдфебелей, считавших, что они и так уже достигли предельных высот в военном искусстве.
В то же время в Белорусском округе под руководством Уборевича выросли талантливые командиры, ставшие видными полководцами Великой Отечественной войны: будущие маршалы Г.К.Жуков, И.С.Конев, К.А.Мерецков и др.
Уборевич в совершенстве освоил оперативно-тактическое искусство. «Он был в полном смысле слова военный человек, — писал маршал Г.К.Жуков. — Внешний вид, умение держаться, способность коротко излагать свои мысли—всё говорило о том, что И.П.Уборевич незаурядный военный руководитель».
В 1935—1936 гг. Уборевич отказался от должности  заместителя наркома обороны по авиации. Некоторые комкоры и командармы сочли такое поведение открытой демонстрацией недовольства и нежелания работать с Ворошиловым. И Якир, и Уборевич в кругу своих соратников неуважительно высказывались о наркоме, считали, что их незаслуженно обошли, не присвоив им звания маршалов. В 1937 г. репрессирован.
Я.Б.Гамарник (1884-1937) – заместитель Народного Комиссара Обороны, руководитель Политуправления РККА. Покончил самоубийством в 1937 году
А.И.Корк (1887-1937)– военспец, командующий армиями в период Гражданской войны, командарм 2-го ранга (1935), начальник Военной Академии РККА им.Фрунзе, член ЦИК СССР, член ВКП(б) с 1927 года. Во время 1-й мировой войны был на штабных должностях, подполковник. Расстрелян в ходе репрессий в РККА (1937).
В.М.Примаков(1897-1937) – В 1914 вступил в РСДРП, большевик. Награжден двумя орденами Красного Знамени (1920, 1921). Поддерживал дисциплину с помощью карательных мер. Образование получил на Высших военно-академических курсах (1923).  В 1933—1935 — зам. командующего Северо-Кавказским военным округом, зам. инспектора высших военно-учебных заведений. С 1935 зам. командующего Ленинградским военным округом. В1937 приговорен  к смертной казни. Расстрелян. В 1957 реабилитирован.

3. Начало репрессий в армии. В чём подлинная причина репрессий? Почему Сталин не побоялся накануне войны уничтожить лучших командиров Красной армии?
Чтобы понять,  как складывались взаимоотношения в среде высшего командного состава Красной армии в 1930-ые годы,  почему самые талантливые из них были репрессированы, учащимся предлагается  самостоятельно проанализировать  следующие свидетельства, принадлежащие   одному из самых талантливых военных руководителей Иерониму  Петровичу Уборевичу: Приложение2.
Учитель подводит итоги обсуждения источника. И приводит дополнительные факты, характеризующие взаимоотношения в Красной армии:
Комкор И.С.Кутяков упомянул в своем дневнике об одном таком случае: «2 марта 1936 г. Маршал Тухачевский вел почти 100% решительную атаку по Вор. + Егор. + Якир + Уборевич». Это можно понять так, что в этот день Тухачевский раскритиковал проводимую Ворошиловым политику и его в этом поддержали маршал А.И.Егоров и командармы 1-го ранга И.Э.Якир и И.П.Уборевич. Вывод Кутякова о роли Ворошилова в развитии РККА был беспощаден: «75 марта 1937 г. Куйбышев. Пока "железный" будет стоять во главе, до тех пор будет бестолковщина, подхалимство и всё тупое будет в почёте, всё умное будет унижаться».
Все в армии знали о постоянных разногласиях по вопросам военной теории и практики между дилетан­том Ворошиловым и его заместителем Тухачевским, являвшимся признанным военным теоретиком. Сталин умело играл на этих противоречиях, поддерживая то одного, то другого.
Надо сказать, что командный со­став Красной Армии в 1930-е гг. продолжал негласно делиться на своеобразные землячества, соперничавшие друг с другом. Это пошло ещё с Гражданской войны. Бывшие чапаевцы, щорсовцы, котовцы, примаковцы, будённовцы время от времени собирались отдельно от других, вспоминая прошлое, обсуждая современное по­ложение в армии. Имело место скрытое соперничество, продвижение на командные должности людей из своей группировки. Однако и внутри этих групп отношения не были идиллическими. Ветераны никак не могли поделить прошлую славу, считали себя обойдёнными наградами и должностями. Временами их соперничес­тво обострялось, и Сталин умело пользовался этим.
В кругах высших военных высказывалась мысль о необходимости замены наркома обороны. Ворошилов знал об этих настроениях части военной элиты, но покровительство Сталина гарантировало его от лю­бых шагов конкурентов. Высказывания против своего протеже и попытки военных поставить перед высшим политическим руководством страны вопрос о замене главы военного ведомства Сталин рассматривал как вмешательство военных в прерогативы Политбюро, чего диктатор допустить не мог, однако до лета 1936 г. никаких оргвыводов не делал.
3. Начало  репрессий в армии. В чём подлинная причина репрессий? Почему Сталин не побоялся накануне войны уничтожить лучших командиров Красной армии?
В августе—сентябре 1936 г. произошли важные события: процесс Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева завершился их расстрелом, на должность наркома внутренних дел вместо Г.Г.Ягоды был назначен Н.И.Ежов. Скоропос­тижно скончался видный военачальник, начальник противовоздушной обороны (ПВО) командарм 1-го ранга С.С.Каменев, и были проведены аресты среди военных.
Раньше других арестовали членов ВС НКО комкоров В.М.Примакова, С. А.Туровского и советско­го военного атташе в Англии В.К.Путну. Этим троим деятелям Гражданской войны предъявили обвинение в участии в «боевой группе троцкистско-зиновьевской контрреволюционной организации».
Свыше девяти месяцев они провели в тюрьме, где от них требовали сознаться в подготовке военного переворота и назвать сообщников из числа высших военачальников.
Но до мая 1937 г. следователям НКВД не удалось этого до­биться. Первые аресты трёх комкоров не рассматрива­лись военачальниками как начало крупномасштабной чистки армии. Лишившись трёх своих членов, ВС НКО продолжал функционировать. Никаких явных призна­ков недоверия к военной элите Сталин и Ворошилов не демонстрировали.
После  февральско-мартовского (1937 г.) Пленума ЦК ВКП(б) Арестованы: Тухачевский М.Н., Якир И.Э.,
Уборевич И.П., Корк А.И., Эйдеман Р.П., Фельдман Б.М. Так было положено начало массовым репрессиям в армии. С 1937 г. по осень 1938 из 733 человек высшего командно-политического состава вооружённых сил погибло 579 человек. 
Чтобы разобраться в событиях 1937-1938 гг,  понять, что двигало Сталиным, как оценивали происходящее современники, учитель предлагает  учащимся выполнить индивидуально  познавательные задания по представленным документам : Приложение 2 и Приложение 3.                                    

После обсуждения ответов учащихся, учитель предлагает сделать выводы:
1. Какова подлинная причина репрессий в Красной армии?
2. Почему Сталин не боится, что репрессии сильно ослабят армию  накануне войны?
3. Почему общество не осуждает массовые аресты, а воспринимает их как должное?

Литература :

  1. Американским языком не владею. Свидетельства о репрессиях в Красной Армии в 1937-1938 гг. – Газета «История», №21, 1-15 ноября 2007:
  2. А. Печёнкин «Земля – пыль – ветер, и всё!». – Газета «История», №21, 1-15 ноября 2007
  3. Школьная  энциклопедия  «История России. 20 век». – М. «Олма Пресс» Образование, 2003